Тибет в России » к началу
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде

Я стал свидетелем кровавой расправы в Тибете

11 ноября 2006 | Версия для печати
| Еще
Аэропорт Копенгагена. Пьер Мене вертит в руках чашку, подбирая слова для описания поездки в Тибет. "Мы прибыли в Тибет 27 августа, а вернулись в Данию 12 октября. Это была моя первая поездка в Китай, а в Тибете я присоединился к экспедиции альпинистов", - рассказывает г-н Мене.

47-летний г-н Мене – заведующий хирургическим отделением в больнице Slagelse Sygehus в Дании, также является членом Ассоциации альпинистов. В ассоциацию входит 400 любителей альпинизма со всего мира, а наибольшее количество членов ассоциации составляют жители западноевропейских странах.

Два месяца назад Пьер с тремя датскими альпинистами присоединился к альпинистской экспедиции, организованной ассоциацией. Они планировали подняться на вершину тибетской горы Чо-Ойю (Cho Oyu), высота которой составляет 8 000 метров.
Чо-Ойю находится в центральной части Гималаев, 20 км западнее Эвереста. Это шестая по высоте гора в мире (8 201 м).

По словам г-на Мене, альпинистская экспедиция оставила неизгладимый след в его душе. Наш разговор начался с заснеженной горы Чо-Ойу…

Альпинисты уже больше месяца находились на большой высоте при холодном климате. За это время они преодолели бесчисленное количество трудностей и тяжелых испытаний. Наконец, они устроили последний привал перед восхождением на вершину. Они разбили здесь лагерь и приготовились к восхождению. Мене страдал от высотной болезни, поэтому, когда три датчанина и остальная часть группы отправились покорять вершину, Пьеру ничего не оставалось, как остаться отдыхать в лагере на высоте 5800 метров.

"Наша палатка располагалась недалеко от границы Китая с Тибетом и Непалом – перевала Нангпа Ла (Nangpa La ). Каждый день можно наблюдать тибетцев, перевозящих различные товары через границу. Большинство из них направляются в Непал с целью продать товар на рынке Намче Базар. Однако в это утро все изменилось", - сказал Мене.

"В субботу утром 30 сентября я спал в палатке, как вдруг меня разбудили звуки стрельбы. Сначала я не понял, что это были звуки огнестрельного оружия, потому что раньше я подобного не слышал. Через 5-10 минут, переодевшись, я вышел из палатки, и первое, что я увидел, это нескольких тибетцев, приблизительно в 50 метрах от нашей палатки. Они пытались бежать изо всех сил, и мне показалось, что это были дети. Многочисленная группа китайских пограничников открыла по ним огонь. Я увидел, как один тибетец, шедший впереди группы упал замертво", - вспоминал Мене.

Г-н Мене не знал тогда о случившемся и пошел к соседней палатке временного лагеря. В ней находились их повар, два тибетца и пять непальцев. Как они объяснили, это была группа тибетцев, пытавшихся перейти границу, направляясь в Индию с целью разыскать духовного лидера Далай Ламу и найти у него приют. Чтобы остановить тибетцев, пограничники открыли стрельбу. "Они рассказали мне, что тибетцам не разрешается пересекать границу, и они не могут получить соответствующего разрешения. Только у нескольких тибетцев есть разрешение продавать товары в Непале",– продолжал Мене.

Став свидетелем расстрела, г-н Мене был настолько поражен случившемся, что не мог вымолвить и слова. "В то время я не осознавал до конца, что произошло. Все случившееся казалось таким невероятным", - говорит он.

"Позднее, обсуждая случившееся с румыном из соседней палатки, я понял, что стал свидетелем жестокой расправы над людьми, у которых не было оружия и возможности отразить атаку. Они могли лишь предпринять попытку спастись бегством. Однако на обширной и открытой, покрытой льдом местности, не было возможности спрятаться. Среди беженцев большинство составляла молодежь. Мне сказали, что двое из убитых были всего лишь подростками".

Недавно изгнанное правительство Тибета сообщило, что в результате случившегося, из 77 человек, по меньшей мере, две девушки были застрелены насмерть. Одной было 14, другой 17 лет. Остальные 20 были арестованы и посажены в тюрьму. На сегодняшний день точное количество погибших так и остается неизвестным.

Позднее г-н Мене узнал, что тибетцы жили крайне бедно. У детей практически не было возможности получить образование, более того, у них не было никакой свободы вероисповедания. С целью убедиться, что их детей ждет хорошее будущее, многие родители сильно рискуют, отправляя детей к "змееголову", который может помочь им пересечь границу на пути к Далай Ламе. Поэтому большинство среди беженцев составляет молодежь и даже дети.

Побег обычно происходит зимой, когда пограничников, охраняющих границу меньше. Каждый год не менее 2 500 беженцев из Тибета незаконно пересекают границу. На сегодняшний день из 6 млн. тибетцев более 130 000 удалось бежать в Индию или Непал.

После расстрела тибетцев китайские солдаты осмотрели лагерь альпинистов. Фото предоставлено Сергием Матей
После возвращения в Данию г-н Мене увидел по телевизору, что правительство Китая утверждало, что инцидент был актом самозащиты в результате нападения на китайских пограничников. "Однако со мной в тот момент находился фотокорреспондент румынского телевидения Сергий Матей. Он заснял все происходящее. Датская телевизионная станция приобрела данную видеозапись и транслировала ее на датских телеканалах TV2 и DR. Видеозапись, на которой заснята полную картина произошедшей расправы, является опровержением утверждений правительства Китая о так называемой самозащите пограничников", - сообщил Мене.

"На видеозаписи можно увидеть, что солдат поднялся и начал стрелять. Почему он поднялся? Если бы по вам начали стрелять, вы бы спрятались, не стали бы вставать. Но на видео отчетливо видно, что солдат встал и открыл огонь. На видео вы не увидите никаких подтверждений того, что тибетцы атаковали солдат", - говорит г-н Мене.

"Каждый может сам посмотреть видеозапись, нажав на ссылку www.mounteverest.net или www.protv.ro/filme/exclusive-footage-of-chinese-soldiers-shooting-at-tibetan-pilgrims.html", - говорит Пьер.

На данной видеозаписи заснят произошедший в тот день инцидент. Более 20 тибетцев, идущих друг за другом, с трудом пробираются по снегу. Внезапно, один из них, идущий впереди, покачнулся и упал на землю. Затем камера перемещается в сторону солдата, открывшего огонь. Тибетцы не останавливаются, невзирая на стрельбу. Они даже не оборачиваются, а продолжают идти вперед, ускорив темп. Вскоре после этого трое китайских солдат подошли к лежащему на земле тибетцу. Какое-то время они рассматривали тело, затем повернулись и ушли без единой эмоции. По их поведению стало ясно, что тибетец на земле уже скончался.

На видеозаписи можно увидеть, как китайский солдат курит и отдыхает после "выполнения задания". На видео был также снят один из тибетских беженцев, которому удалось скрыться в туалете в палаточном лагере у альпинистов. "Ночью, взяв у альпинистов еду и одежду, беженец из Тибета продолжил свое путешествие. Я не знаю, удалось ли ему перейти через границу или нет, - сообщил г-н Мене с тревогой в голосе. – Некоторые китайские солдаты заметили, что мы оказались свидетелями произошедшего, ведь мы находились поблизости. Но они продолжили стрельбу, как будто нас там и не было".

"На второй день прибыла большая группа солдат. Как мы поняли, они искали труп. Солдаты равнодушно бросили тело в расщелину покрытой льдом реки. Их ничуть не волновал тот факт, что мы наблюдали за ними, - вспоминает г-н Мене, становясь еще печальней. – Я слышал, что в Китае существует серьезная проблема в области прав человека. Но в западном обществе многие говорят, что ситуация в Китае налаживается. В этот раз я стал свидетелем того, как китайская коммунистическая власть обращается с тибетскими беженцами. Я был в шоке. Я понял, что в действительности ситуация в Китае ничуть не улучшилась".

Из-за высотной болезни Мене не смог достичь вершины. Тем не менее, после расстрела он преодолел свой страх и твердо встал на ноги. После возвращения в Данию у него непрерывно звонит телефон. Многие СМИ в Дании и за ее пределами звонят ему, чтобы вязать интервью. Когда я спросила г-на Мене, испытывает ли он срах, он ответил: "Да, наверное, после случившегося, я побоюсь ехать в Китай. Я не знаю, что там может произойти".

Но Мене, не колеблясь, решил рассказать общественности об увиденном. Он сказал: "На западе до сих пор не знают о том, что происходит в Китае. Люди должны знать правду. Если я могу что-то для этого сделать, я это сделаю". В своем намерении рассказать об этом всему миру Мене поддержала супруга. Он также получил многочисленные письма и звонки с поддержкой от своих друзей. "Я слышал, как многие говорили о бойкоте Олимпийских игр 2008 г. в Пекине", - сообщил г-н Мене.

Решение г-на Мене рассказать о случившимся вызвало бурную реакцию общественности в Дании. Правительство страны сообщило, что они отнесутся к произошедшему со всей серьезностью и окажут давление на китайское правительство.
Когда его спросили о планах на будущее, г-н Мене заявил, что он будет продолжать поддерживать тибетцев. "Если датскому правительству необходимо, чтобы я каким-то образом посодействовал, то я сделаю все возможное в моих силах", - ответил он.

Источник: Великая Эпоха (The Epoch Times) - международный информационный проект: www.epochtimes.ru