Сохраним Тибет > Духовное пробуждение Китая

Духовное пробуждение Китая


15 января 2008. Разместил: Ing
В начале декабря в Пекине открылась галерея Кунлун. Среди статуй Будды эпохи династии Мин и живописных свитков 15 века прогуливались, потягивая дорогое шампанское, представители модной тусовки, магнаты недвижимости, биржевые акулы и одетые в Прада знаменитости.

Четыре произведения тибетского искусства ушли за 3,4 миллиона долларов, а неделей позже на аукционе было продано 87 буддийских предметов на общую сумму 10,4 миллиона долларов. Для хозяина галереи, 35-летнего И Си Пин Цо, наполовину тибетца, наполовину китайца, это является еще одним свидетельством роста популярности буддизма в Китае. «В Китае ежегодно появляются миллионы новых буддистов», - говорит он. «И каждый из них хочет поставить у себя дома статую Будды, чтобы обрести покой в душе».

Как ни парадоксально это звучит, но в официально атеистическом Китае с его болезненным отношением к Далай-ламе, буддизм переживает настоящий подъем. В поисках смысла жизни молодое преуспевающее поколение китайцев обращается к буддизму, где вместо того, чтобы стремиться к накоплению материальных благ, им советуют помнить о скоротечности человеческой жизни. Американец Лоренс Бам владеет тремя эксклюзивными отелями, в том числе одним в Тибете. «У этих молодых людей есть БМВ и загородный дом, - говорит он. - Им больше нечего желать. Постепенно к ним приходит понимание, что в жизни есть что-то более важное, чем коллекционировать дорогие игрушки». Мода на буддизм повлекла за собой развитие около-религиозного бизнеса – билеты на самолет в Лхасу, столицу Тибета, надо бронировать заранее, монастыри спешно строят гостиницы, процветают интернет-сайты, на которых можно скачать мантры.

Буддизм пришел в Китай из Индии в первом веке нашей эры. С приходом к власти коммунистов в 1949 году на религию были наложены существенные ограничения. Однако буддизм, как и христианство, не исчез полностью. Многие верующие продолжали молиться у домашних алтарей. А вскоре после поворота Китая к рыночной экономике в конце 1970 – начале 1980 религия стала потихоньку возрождаться. В сельских областях крестьяне начали приходить в восстанавливаемые храмы, молиться и воскуривать благовония.

Несмотря кажущуюся открытость Китай с большим подозрением относится к религиозным группам. Отношения с Римом хотя и улучшились за последние десять лет, но их все еще трудно назвать дружескими. Семь лет назад власти безжалостно раздавили секту Фалунь Гун, после того как 10 тысяч ее членов выступили с протестами против гонений. Отношения официального Пекина с буддизмом гораздо более спокойные. «Буддисты редко вмешиваются в политику, - говорит писатель Чань Кун Чун, буддист. – Так что буддизм гораздо более приемлем для правительства». В своем недавнем выступлении президент Ху Цзиньтао даже предположил, что религии, включая буддизм, могли способствовать ослаблению напряженности между имущими и неимущими.

В последние годы религия все больше привлекает и представителей класса «белых воротничков». Экономический рост в Китае идет невиданными темпами, работать по двенадцать часов в день семь дней в неделю считается хорошим тоном. Ли Синьлу 39 лет, она замужем за американским бизнесменом. В свое время она была типичной представительницей своего класса – работоголик, успешная, испытывающая смутную неудовлетворенность собой. Ее фирма организовывала гастроли в Пекине и Шанхае знаменитостей вроде Рики Мартина, Boyz II Men и Театра танца Гарлема. Среди ее друзей были поп-звезды, дипломаты и предприниматели. Но чего-то не хватало. «Я курила, пила и целые ночи проводила в клубах», - рассказывает Ли. – Я постоянно была в поисках счастья».

Повторяющийся сон о смерти бабушки и разговоры с коллегами на религиозные темы заставили ее задуматься. Ли отправилась на северо-восток страны в Синьин. 21-часовая поездка на джипе по Тибетскому плато закончилась в монастыре Це-ре. Там Ли встретила своего учителя, 19-летнего монаха, который указал ей путь. Ли оставила карьеру и сосредоточилась на благотворительности. Например, она собирает деньги на приют для тибетских детей-сирот. Обратившись к буддизму, она смогла разорвать порочный круг. «Я просто не задумывалась, что на свете существуют такие понятия как душа, или духовность», - признается Ли.

Не так давно излюбленным направлением молодых состоятельных китайцев были места, вроде Таиланда, куда они стремились в поисках солнца, моря и песчаных пляжей. Теперь, подобно Ли, многие из них отправляются в буддийские монастыри у себя на родине. Растущий поток туристов способствует восстановлению храмов. Temples are being refurbished for the tourist hordes. Одной из самых популярных буддийских достопримечательностей Китая является храм Нефритового Будды в Шанхае. 126-летний монастырь содержит гостиницу на 44 номера ($134 доллара в сутки за двухместный номер), торгует талисманами, DVD дисками с записью ритуалов и другими буддийскими атрибутами. (В стремлении увеличить прибыль некоторые монахи даже посещают специальные программы МБА по управлению монастырями.)

В ноябре торговая палата города Сямень стала спонсором второй ежегодной ярмарки буддийского искусства и ремесел. В ярмарке приняли участие более 40 тысяч предпринимателей, которые заполнили международный выставочный центр Сяменя статуэтками, четками, благовониями и другими буддийскими товарами. «Это открывает огромные коммерческие перспективы», - считает Сюань Фан, преподаватель религиоведения в пекинском университете. «Четки, которые стоят не больше одного юаня, в храме охотно купят за двенадцать юаней».

Некоторые традиционалисты обеспокоены модой на буддизм. Например, им не нравится, что в клипах новообращенной поп-дивы Фэй Вонг часто можно встретить буддийские образы. А некоторые монастыри привлечению туристов уделяют едва ли не больше внимания, чем собственно религиозной практике. Коммерциализация, по словам профессора Сюаня, становится одной из главных угроз китайскому буддизму. Но, как бы то ни было, для замученных стрессом китайских яппи буддизм открывает возможность вырваться из порочного круга погони за успехом. «Современное общество приносит столько проблем», - говорит Никки Си, новообращенный буддист, работающий в рекламном агентстве. «Теперь я чувствую себя более спокойным. Благодаря буддизму весь рабочий процесс протекает более гладко».

Источник: Dexter Roberts, Business Week
Фото: Mark Leong / Redux
www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!