Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Л.Н.Толстой – первый биограф Будды в России

3 февраля 2008 | Версия для печати
| Еще
В 1847 году девятнадцатилетний граф Лев Николаевич Толстой по причине недуга пребывал в Казанском госпитале. Там он познакомился с буддийским монахом, на которого в пути напал разбойник, ограбил его и нанес ему ранения. При более подробных расспросах, Толстой к своему удивлению узнал, что монах, следуя принципам буддизма, не оказал грабителю сопротивления, а, закрыв глаза и читая молитву, спокойно ждал смерти. От буддийского монаха он впервые узнает о принципах закона «ахмисы» (ненасилия).

“Эта встреча произвела сильное впечатление на душу Толстого, и пробудило в нем глубокое уважение перед мудростью жителей востока”, - писал об этой встрече биограф Л.Н.Толстого, П.Бирюков, а Р.Роллан связывает с этой встречей поступление молодого графа на факультет восточных языков Казанского университета.

Многие деятели науки и культуры внесли огромный вклад в развитие буддологии в России. В ряду этих интеллектуалов особо выделяется колоссальная фигура великого гения русской и мировой литературы Л.Н.Толстого.

Он был автором переводов более сотни буддийских притч и сказаний. В 1905 году вышел его краткий очерк о жизни Будды “Сиддхардха Гаутама, прозванный Буддой”, которая заинтересовала многих современников писателя, несмотря на то, что увидела свет в преддверии революции.

Но Толстой на этом не остановился. Он вызвался руководить написанием книги о Будде и составил план на 22(!) главы. Выходу книги помешала лишь смерть писателя. Так же известно, что он готовил к публикации серию брошюр о философах и философии Индии.

Толстого очень интересовала буддийская философия. В личной библиотеке писателя сохранилось множество книг о буддизме самых разных авторов. Он специально выписывал журналы из Индии. Вел переписку с Махатмой Ганди, основавшим «сатьяграху» - учение о ненасилии, близкое по принципам с учением Толстого.

Принципы любви и сострадания настолько затронули писателя, что в 1885 году он становится вегетарианцем! Толстой неоднократно выражал надежду на то, что лет через восемьдесят все люди станут вегетарианцами, и что на поедание любого вида мяса будут смотреть с таким же отвращением, как и на людоедство. Вскоре к Толстому присоединились его дочери. Татьяна Львовна и Мария Львовна не только активно помогали пропагандировать основы этого учения. Татьяна Львовна составила сборник, который назывался “Двести пятьдесят мыслей и изречений философов, поэтов и ученых о воздержании и вегетарианстве”.

В конце концов, многие стороны буддизма стали составной частью философии Толстого. Влияние буддизма на толстовское учение факт общепризнанный и в то же время малоизвестный. Об этом писали такие исследователи философии и творчества Л.Н.Толстого, как В.В. Звеньковский, И.А.Бунин, А.М.Пятигорский, М.К. Мамардашвили и др.

Он создал свое учение о любви, сострадании, об отрицании всех форм насилия, о неприемлемости пресечения зла – злом.

Но народы России были обречены на незнание философии Толстого. Сначала его демократическое учение затронуло интересы царя. По указанию имперского Министерства внутренних дел, Толстого запретили чествовать как общественного деятеля, но только как гениального писателя. Затем, по постановлению Синода, он был отлучен от православной Церкви, хотя Толстой до конца своих дней называл себя христианином.

И при коммунистической власти учение Толстого – «юродивая проповедь о непротивлении злу насилием!», как говорил Ленин, подверглось гонениям.

Толстой числился гениальным художником с мировым именем, но при всем том рассадником заразы, “толстовщины”. Толстой – деятель - был искоренен и забыт, «ибо светлый образ его был подпачкан проповедью одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религией!», утверждал Ленин.

Работы Толстого по буддизму теперь можно найти разве только в его полном собрании сочинений, изданным смехотворным тиражом в 5 тысяч экземпляров на весь великий Советский Союз(!), несмотря на миллионные тиражи его романов.

Арши Чонгонов - гецул, студент монастырского университета "Дрепунг Гоманг"

ИСТОЧНИК:
www.buddhisminkalmykia.ru
Просмотров: 18736

Комментарии:

иан (Гости) | 5 февраля 2008 14:45  
Никогда не знал, что Толстой вообще имел какое-либо отношение к буддизму!!!
savetibet (Администраторы) | 16 февраля 2008 13:39  
from Anji
Некоторые "Правила жизни" заимствованые у Льва Николаевича Толстого:
".....Имей цель для всей жизни,цель для известной эпохи твоей жизни ,цель для известного времени,
цель для года,для месяца,для недели,для дня,для часа и для минуты,жертвуя низшие цели высшими"
"Будь хорош - старайся,чтоб никто не знал что ты хорош."
"Всегда говори правду себе,не пытайся себя обманывать."
"Всегда умей признавать свои пороки и недостатки,это первый шаг к их устранению."
"Не давай обещании,если не уверен в их исполнении."
"Ставь перед собой реальные цели."
"Не будь поверхностным,взявшись за дело вникни в самую его суть."

"Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения,
приведением их самому простому виду."
Л.Н.Толстой.
Transcend (Гости) | 7 марта 2008 02:32  
"Принципы любви и сострадания настолько затронули писателя, что в 1910 году он становится вегетарианцем!"
Лев Николаевич - вегетарианец с 1885 года. А это утверждение его просто дискредитирует. Интересно, когда бы он успел написать столько о вегетарианстве, если бы стал им только в 1910 году.
Что касается буддизма, то, к сожалению, традиция вегетарианства была возрождена лишь в Индии, после бегства туда Далай-ламы, когда было уже совсем неприлично оставаться мясоедами вокруг индуистов- вегетарианцев.
Арши (Гости) | 18 апреля 2008 14:17  
Да, это моя ошибка. Спасибо за информацию. В 1910 Толстой выражал надежду на то, что в ближайшем будущем все люди станут вегетарианцами.А вот ваше мнение касательно вегетарианства среди буддистов я бы оспорил. В Тибете существовало учение о вегетарианстве, но оно не имело огромного распространения, поскольку сам Будда говорил, что не обязательно становится вегетарианцем. Выращивая овощи, фермер пашет землю, убивая большое количество насекомых, а иногда намеренно травит поля. Поэтому питание и жизнь индивида - сама по себе несет природу страдания и смерти. Ну а учение о вегетарианстве среди индуистов имеет совсем другой смысл и зачастую это причины более мистического или традиционного характера, а не причины альтруизма. Традиция вегетарианства начала возрождаться среди буддистов благодоря усилиям Его святейшества Далай-ламы, а вовсе не от того, что "неприлично".
Термит (Гости) | 13 января 2011 00:10  
Пища это один из способов отвлечения от истины. Потребляя любую материю человек просто получает удовольствие. Если это не вредит здоровью и не вызывает обжорства становясь целью существования, то вообще без разницы , что ты ешь. А сравнение с каннибализмом это абсурд. Просто мясоедение подразумевает убийство, что тоже неверно истолкованные представления о добре и зле как о двух якобы борющихся противоположностях. Мясо не имеет души, в нем тоже самое, что и к примеру в воде или растениях. Другое дело если человек считает, что мясо это трупы, с таким же успехом можно путать растительную пищу с навозом и продуктами разложения предков. Кому не нравится пусть хоть вообще не едят, но вешать на других какие то грехи и оскорбления никто права не давал. Творчество Льва Толстого интересно и познавательно но давайте не впадать в крайности он всего лишь человек, пусть великий но не всеведущий.
Термит (Гости) | 13 января 2011 00:35  
Тотальный гуманизм, способен поставить жизнь животного выше человеческой. Тем самым, сам же и является коварной формой цинизма и пищей эгоистов. Фаталист в первую очередь должен осознавать что если в мире имеет место высший разум то от нас с вами мало, что зависит и все идет своим чередом. С точки зрения материалистов вообще причинно следственная связь сплошное следствие от первопричины, они как бы и сами то не живут, не говоря уже о животных. Скоро станет возможным синтезировать мясо любых животных. Клетка это программируемый робот репликатор, для его жизнедеятельности нет необходимости в сознании. Так, что все само собой и разрешится трудом материалистов на радость гуманистам. С уважением М.Гимадиев.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Февраль 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru