Сохраним Тибет > Месяц благодеяний

Месяц благодеяний


8 февраля 2008. Разместил: savetibet
У жителей Бурятии помимо официального Нового года есть всеми любимый народный праздник, протяженностью в целый месяц. Это время прихода на бурятскую землю Сагаалгана, Нового года по лунному календарю. Сагаалган в переводе означает "Белый месяц", упоминания о нем есть в описаниях празднования еще во времена Чингисхана. С 1990 года национальному празднику в Республике Бурятия придан статус народного. Это стало началом широкого возрождения культуры, национальных обычаев и обрядов бурят.

Этот праздник отмечается в Японии и Китае — в первую луну после зимнего солнцестояния, а приготовления к нему начинаются с 27 на 28 лунный день последнего месяца ритуалом призывания десяти сахюсанов­хранителей. Празднование Нового года в Монголии длится месяц и называется Сагаалган, а в Тибете — Монлам ченмо.

Большая часть жителей Бурятии четко соблюдает ритуалы "Белого месяца". Каждая бурятская семья готовится не только отметить Сагаалган как праздник, но и совершить все необходимые обряды для того, чтобы новый приходящий год был удачным, без болезней. Обряды этого древнего народного праздника несут в себе глубокий смысл: надо совершить как можно больше благодеяний в первые дни нового года, стремиться укрепить любовь у разных поколений, наполнить душу светлыми мыслями, устремлениями. Потому месяц и называют белым, что в этот срок надо постараться обновить все в своей душе и удержать все наичистейшее в себе. Считается, если это удастся, то можно действительно продлить жизнь себе и своим близким.

Сагаалган — праздник окончания зимы, время долгого застолья и прекрасный повод навестить родственников и знакомых, одаривая их дорогими подарками. В каждом доме угощают гостя национальными мясными блюдами, самое вкусное из которых — позы. Сагаалган — месяц обмена подарками, особенно везет детям, ведь им можно дарить деньги.

Очищение огнем

Культовая встреча Сагаалгана начинается в дацанах. Чтобы год прошел благополучно, надо обязательно помолиться в эти дни, — поэтому новогоднее богослужение считается одним из самых важных хуралов. Буддийское духовенство совершает по случаю наступления нового года специальный многодневный молебен, который продолжается во всех храмах в течение 15 дней, посвященных 15 чудесам Будды.

За два дня до наступления нового года по восточному календарю проводится магический ритуал вечернего костра "Дугжууба" — обряд духовного очищения от дурных помыслов и болезней. "Дугжууба" — самая красочная, необычная церемония всего Сагаалгана. Ритуал проводится в дацанах обычно за два дня до празднования Нового года, 29 числа по лунному календарю.

Несмотря на то что этот вечер обычно бывает очень холодным, вокруг дацанов происходит настоящее столпотворение. Для обряда изготавливается Соор — этакая высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы и украшенная языками пламени. Под ритуальные молитвы в Соор "вкладывают" плохую карму за прошедший год, и затем его торжественно сжигают на костре. Для этого все желающие приносят куски ткани или кусок пресного теста, заранее обтерев ими себя и домочадцев. Сжигая в костре кусочки старой одежды, ткани, салфетки, комочки теста, верующие сжигают в огне свою прошлогоднюю усталость, болезни, напасти, грехи, обиды, приобретая свежие силы для добрых дел в грядущем году. Службу в храме "Дугжууба" ламы завершают выносом Соора в огонь. После такого ритуала можно смело встречать Сагаалган с чистой душой и телом.

Каждый старается накануне нового года оказаться дома, среди своих близких, чтобы вместе со всеми совершить два обряда — поклонение домашним божествам и подношение угощений хозяину очага. На божницу выставляются скульптуры и развешиваются изображения буддистских божеств. Перед домашними божествами — бурханами — зажигаются лампады, воскуряются благовония, ставятся жертвенные чашечки с разными видами угощений: молочная белая пища, сладости, а еще лучше — баранья грудинка, которую подают вместе с бедренной костью. Подобное угощение — буулэг табиха — должно стоять в доме несколько дней, потом его убирают, и мясо делится между всеми членами семьи.

Наступление Нового года

По легенде, в новогоднюю ночь богиня Лхамо — главный страж Бурятии и покровительница Иволгинского дацана — спускается на землю, ведет пересчет людей, благословляет всех верующих. И поэтому каждый хозяин дома знает что когда гаснет последняя звезда, ему надо выйти на улицу и приветствовать восход солнца дарами от семьи, совершить обряд поклонения духам, хозяевам своей местности. Специально для этого заваривается свежий чай, густо забеливается молоком. В специальной посуде — зерно и монеты. Все это разбрызгивается и раздаривается на все четыре стороны света с просьбой к духам, хозяевам, божествам принять эти угощения и даровать благополучие, мир, здоровье. И при этом хозяин обязательно должен поблагодарить их за то, что в год прошедший они покровительствовали ему.

Кухня Белого месяца

Вечер накануне Нового года — праздник живота. Считается, что чувство предельной сытости обеспечит изобилие на столе на весь год. Почти каждая семья проводит эти вечера за лепкой поз.

Существует поверье, что, чем больше гостей в Сагаалган заглянет в дом и чем богаче будет стол, тем счастливее и сытнее будет год. Поэтому на столе выставляется много молочных и мясных блюд, что символизирует хороший удой молока и отличный приплод скота, словом благополучие и достаток на весь год. На новогоднем столе есть из чего выбрать. Одних только блюд из баранины не менее десятка: отварная в бульоне, баранья голова (подается самому почетному и уважаемому гостю), грудинка, кровяная колбаса в желудочке. Но самое главное угощение — позы (буузы), любимое блюдо не только всех жителей Бурятии.

Очень важный момент при подаче угощений гостям — положение рук. Что бы ни подносила хозяйка гостю (чай с молоком, молочную водку — архи), она обязательно делает это либо обеими руками, либо только правой. Пиалу держат в правой руке, кончиками пальцев левой руки придерживают себя за локоть правой. Такой жест объясняется следующим: бурятский халат имеет длинные рукава и обшлага (манжеты). Поэтому, подавая пиалу правой рукой, женщина слегка оттягивала на себя левый рукав, чтобы его края не задевали содержимое пиалы. Современная длина рукавов значительно сократилась, но этот жест продолжает сохраняться как основной "жест гостеприимства".

Маленькое знамя

Самой распространенной традицией Сагаалгана считается исполнение обряда Хии¬морин — "запуска коня ветров". Считается, что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Освященные в храме ритуальные флажки Хии¬морин с изображением летящего коня привязываются к дереву или помещаются на крыше дома.

Владимир Иванов, представитель МИД России в г. Улан­-Удэ:

— Празднование Сагаалгана для меня связано с Джидой. Сагаалган — это обычаи, традиции, позы, мясо, домашняя еда. Для меня это, конечно, поздравления старших, вручение подарков, хадаков. Я президент Джидинского землячества. Сагаалган наше Джидинское землячество отмечает в Улан-­Удэ. Празднует вместе с нами молодежь. В прошлом году в дни "Белого месяца" мы проводили шахматный, волейбольный, теннисный турниры. После соревнований все участники дружно варили баранов, подаренных главой района, и ели командами. Праздник не только объединяет в радости. Мы должны не только поздравлять друг друга, но и прощать обиды. Есть старинный обычай, заведенный во времена Чингисхана. Два дружественных племени собирались в конце весны, обменивались половинками "дощечки Чингисхана". При встрече эти две половинки соединяют вместе, пока идет гулянье, происходит борьба, конные скачки, стрельба из лука. При расставании каждый брал свою половинку с собой и хранил ее до следующего лета. Сегодня эти мероприятия проходят между Джидинским и Кяхтинским районами республики, также Кяхтинским районом Бурятии и Селенгин­ским аймаком Монголии.

Жаргал Лодоев, актер Бурятского государственного республиканского театра кукол "Ульгэр", обладатель премии "Золотая маска" 2006 года за лучшую мужскую роль:

— Сагаалган — истинно наш национальный праздник. Лично для меня он самый почитаемый, самый долгожданный и самый главный. Я как патриот бурятских степей с нетерпением жду его. Всегда готовлюсь. Именно к этому дню стараюсь решить все проблемы, раздать долги, убрать дом и с чистой душой, чистыми мыслями встречать Сагаалган — Новый год по восточному календарю. Он — самое яркое воспоминание моего детства. Я родом из деревни, и мне кажется, там его встречают по¬особенному. Стараются соблюдать все традиции и обычаи. Хорошо помню, как в дни Сагаалгана ходил в гости к родственникам, и каждый считал своим долгом обязательно накормить меня позами и разными сладостями. Жители нашей деревни всегда надевали самые красивые национальные костюмы, пели песни, танцевали, устраивали игры: скачки, борьбу, игру в кости.

В своей семье мы стараемся соблюдать определенные традиции, но в городе это сделать сложно. И тем не менее, в день, когда приходит Новый год, мы встаем рано утром, часов в пять, и встречаем приходящий праздник чаем с молоком и белой пищей. В первые праздничные дни стараемся выехать на священную гору. Обязательно ходим к родителям, родственникам и дарим подарки.

Ширайв Надмид, Лама буддийской общины "Ламрим":

— Сагаалган — это праздник, отмечаемый в первые дни нового года по лунному календарю народами, исповедующими тибето-монгольскую форму буддизма. Праздник знаменует собой окончание зимы и начало первого весеннего месяца, обновление жизненного цикла, поэтому люди отмечают его с чистыми помыслами и с уверенностью в будущем. Считается, что на рассвете первого дня нового года богиня Лхамо нисходит на наш мир и дарит всем обращающимся к ней свою силу благодати, поэтому верующие буддисты стараются встретить новый год с утра пораньше, готовят дома для Лхамо различные подношения, приходят в дацан и совершают молитвы. В первый день Сагаалгана принято поздравлять и делать подарки наиболее уважаемым людям — учителям, наставникам и старшим родственникам. Люди ходят друг к другу в гости и угощаются "сагаалга" — белой молочной пищей, символизирующий изобилие и добродетель. В общем, стараются отрешиться от ежедневной суеты и направить мысли на доброе и непреходящее. Празднование Сагаалгана стало частью культурного наследия бурятского народа.

Согласно астрологическим прогнозам, 2008 год будет урожайным, богатым на разного рода события и в целом благоприятным и стабильным. Хочется пожелать всем мудрости и терпения, добра и взаимопонимания, остальное — легко прибудет.

Амалия Сапунова, студентка Восточно-­Сибирской академии культуры и искусства:

— Саагалган для меня — еще одна возможность пообщаться с друзьями, сходить в ночной клуб или боулинг. И конечно же, поесть любимых поз. Считается, что в настоящих позах делается 33 защипа из теста. Но в нашей семье мы лепим позы для себя и едим с удовольствием, невзирая на то, сколько защипов сделал каждый из нас. Хотите рецепт?

Фарш в идеале из трех видов мяса: говядины, свинины, баранины. Иногда вместо баранины добавляется конина. Если нет такой возможности, то лучше все же фарш приготовить как минимум из двух видов мяса. Итак, мясо перемалывается, в него добавляется мелко нарезанный репчатый лук, соль, специи. Тесто делается как для пельменей: просеивается пшеничная мука, добавляется вода, соль. Раскатав тесто в круглый жгут, нарезаем на небольшие, в 2—4 см, брусочки, которые превращаем в тонкие кружочки. Фарш накладывают на эти кружочки, края защипывают по кругу, оставляя небольшое отверстие для выхода пара. Позы варят на пару в течение 15—20 минут. Готовность можно узнать по светлому соку. На одну позу идет обычно 20 г теста и 50 г фарша. На порции для 4—5 человек понадобится 1 кг мяса трех или двух видов, 3 головки репчатого лука, соль, вода. Для теста: муки 350 г (два стакана), 2—
3 яйца, соль. Если брать 2 яйца, то воды 60 г, на 3 яйца — 20—30 г воды.

Геннадий Башкуев, писатель, драматург:

— Для меня Сагаалган прежде всего праздник семьи. Когда семья собирается за одним столом, варятся позы, мясо. В последние годы, к сожалению, каждый из этого пытается извлечь прибыль. Для власти это повод приумножить политические дивиденды, для коммерческих структур — натуральные дивиденды, для народных масс — головную боль. Политики воспринимают Сагаалган еще как один повод, чтобы засветиться и поздравить электорат. Коммерческие структуры успевают "впаривать" товар, якобы со скидками. А для народных масс этот праздник — хорошее прикрытие, чтобы "узаконено" пьянствовать, поскольку некоторые воспринимают за "белую пищу" водку. На самом деле Сагаалган не означает, что этот праздник что­то вроде рождественских каникул и надо пить целый месяц. Доржи Банзаров утверждал, что на следующий день можно возвращаться к своим делам. Все же раньше Сагаалган считался больше семейным праздником, способом единения семьи, а семья — это ячейка государства, и теперь праздник "Белого месяца" больше становится государственным.

Марина Артемьева
www.izvestia.ru