Сохраним Тибет > "Мы не против китайцев". Интервью Далай-ламы каналу NBC
"Мы не против китайцев". Интервью Далай-ламы каналу NBC17 апреля 2008. Разместил: savetibet |
- Вы приехали в Америку научить людей состраданию, но одновременно создается впечатление, что вы тоже страдаете, Тибет страдает… В последние дни вам пришлось нелегко… Да это так. - Скажите мне, почему? Что за бремя легло на ваши плечи? В дни, последовавшее за 10-м марта, я пережил те же чувства, что я испытал после 10 марта 1959 года. На протяжении недели в Лхасе … крайнее беспокойство и страх… - Вы чувствовали? Да, в то время… Подобные чувства я испытал и на этот раз, 10 марта… После полудня я получил информацию, что люди в некоторых областях Лхасы выступили … с протестами. Как только я услышал об этом, я подумал – великие страдания ждут этих людей. Без сомнений. Затем народные волнения охватили не только Лхасу, но и всю территорию Тибета … не только Тибетский автономный район, но еще четыре китайских провинции – мою родину Цинхай, Гансу, Сычуань и Юннань. Действительности, в этих четырех китайских провинциях проживает около 4 миллионов тибетцев. Население всего Тибета выражает глубокое недовольство , включая тех тибетских студентов, что учатся в Пекине, они разделяют всеобщие чувства … Да, конечно, я чувствую страх… огромное беспокойство, тоску и ощущение беспомощности, я могу только молиться… - Беспомощности? Да. - Но Китай не считает вас беспомощным. Он обвиняет вас в происходящем. Он называет вас волком в монашеской рясе, дьяволом с человеческим лицом, террористом. Вы – террорист? Вам судить. Волк в монашеских одеяниях … они использовали эти слова в годы Культурной революции. Сегодня они вновь обратились… к этим старым словам. Что ж, как им будет угодно. Единственное, о чем я беспокоюсь - из-за китайской пропаганды миллионы простых китайцев в материковом Китае, у которых нет доступа к независимым или более реалистичным источникам информации и они вынуждены полагаться исключительно на правительственные источники… если эти простые китайцы, искренне настроенные китайские братья и сестры, миллионы этих людей будут думать, что Далай-лама – демон, то от этого мне становится немного грустно. А в остальном, как есть – так и есть. Какими бы именами меня награждали, я все равно остаюсь человеком, простым буддийским монахом и все. Для меня как буддийского практика – это время серьезной проверки, действительно ли я искренне практикую буддийское учение, учение о сострадании и терпении. Если при возникших обстоятельствах я потеряю самообладание, испытаю гнев, это будет означать, что моей буддийской практике не достает искренности. Поэтому для духовного практика – это поистине золотое время. - Золотое время? В этот период поддерживаете ли вы или ваше правительство, как то утверждает китайская сторона, какие-либо протесты в Тибете ,в Лондоне, в Париже, в Сан-Франциско или где-либо еще? Нет. Вскоре после начала кризиса …я сказал – конечно, мы можем выражать свои затаенные чувства, пользуясь свободой самовыражения, свободой слова, но мы должны держаться строго в рамках ненасильственных мер. Если люди прибегнут к насилию, и насилие выйдет из-под контроля, тогда у меня останется единственный выход – снять с себя полномочия. - Полномочия Далай-ламы? Далай-ламы - не знаю… -Тогда какие? Снять с себя ответственность за руководство борьбой за Тибет. Еще в 1987 – 88 году один мой близкий друг Джонатан Мёрски, корреспондент-обозреватель, впервые задал мне такой вопрос – если тибетцы прибегнут к насилию, что вы станете делать? Я тогда без колебаний ответил, если люди прибегнут к насилию, и насилие выйдет из-под контроля, мне не останется иного выхода кроме как уйти в отставку. На этот раз я снова повторил эти слова. И, по-моему, это оказало определенное воздействие на некоторых тибетцев. Я также обратился к китайскому сообществу, проживающему в разных странах мира и, прежде всего, в материковом Китае. Мы не против китайцев, мы всегда уважали и восхищались китайской цивилизацией, китайским народом. Тибетцы почти 2000 лет живут бок-о-бок с китайцами, иногда в наших отношениях возникали неприятные эпизоды, но в целом мы жили счастливо. И как буддийский монах я всегда считаю своих китайских братьев и сестер старшими учениками Будды, мы младше. Всякий раз, когда я даю учения нашим китайским братьям и сестрам, я всегда прежде выражаю им свое почтение. Я – младший ученик… Правда, иногда я шучу. Порой по уровню знаний младшие ученики могут превзойти старших. На эмоциональном уровне мы также очень близки. Я всегда восхищаюсь ими. И потом Китай - самая густонаселенная страна мира. Мы должны признать эту реальность. Негативные чувства по отношению к ним совершенно бессмысленны. И несправедливы… И еще, что касается Олимпийских игр… С самого начала я поддерживал эту идею. Древняя страна, самая густонаселенная страна, действительно, заслуживает права принимать всемирно известные игры. И затем, после неприятных инцидентов с олимпийским факелом… когда все эти беспорядки произошли в Лондоне и Париже я направил послание тибетцам, проживающим в Сан-Франциско, попросив их, пожалуйста, воздержитесь от каких бы то ни было насильственных действий. Я направил им такое послание. - Это было послание прекратить протесты, или прекратить насилие? Насилие. - То есть вы поддерживаете протесты? Протесты? Прежде всего, я лично целиком и полностью привержен демократии, свободе самовыражания, свободе слова, свободе мыслей. Если среди тибетцев находятся те, кто выражает критику в мой адрес, то я с уважением отношусь к их праву свободно выражать свое мнение. Они опираются на демократические ценности. Я не могу сказать им: «Замолчите!», даже если они критикуют меня, или критикуют буддизм… Сейчас среди тибетцев находятся и такие. Мы не вправе их останавливать. - В Китае существует твердое убеждение, в особенности его озвучивает Ху Цзиньтао, что вы раздуваете и инспирируете народные волнения в Тибете, что ваша цель – саботаж Олимпийских игр. Хотите ли вы, чтобы мир бойкотировал Олимпийские игры… Нет. -…и поддержал ваши усилия по Тибету? Хотите ли вы, чтобы президент США и главы других государств рассмотрели возможность отказа от участия в церемонии открытия игр в знак поддержки ваших усилий по Тибету? Это им решать. - Но вы бы хотели, чтобы они так поступили? В целом я хотел бы, чтобы Олимпийские игры прошли гладко, но что касается глав отдельных государств, то это им решать - ехать им на олимпийские игры или нет. Это их право. - Доставит ли вам удовольствие, если лидеры государств скажут, нам небезразлична судьба Тибета, и мы хотим заявить о своей позиции и поэтому не поедем на Олимпийские игры. Будете ли вы рады? Я знаю, что некоторые лидеры уже приняли решение не ехать на Олимпийские игры. - Премьер-министр Гордон Браун, Великобритания, и Николя Саркози, Франция… Очень важно донести до людей эту мысль, что не только в Тибете, но и в самом Китае с соблюдением прав человека дело обстоит скверно. Со свободой вероисповедания тоже… Тут можно вспомнить и о событиях на Тяньаньмэнь … - Площади Тяньаньмэнь … Многотысячные выступления китайцев, в том числе молодых, жестоко подавлены… Тысячи китайских братьев и сестер, в особенности женщины, которые потеряли своих сыновей, мужей, друзей, многие из них по сей день пребывают в глубокой печали. Мне кажется, мы должны напомнить об этом. И потом, понаблюдаем, как вели себя китайские лидеры на протяжении последних 60 лет… Я обычно говорю об эпохе Мао, эпохе Дэн Сяопина, эпохе Цзянь Цземина, эпохе Ху Цзиньтао… Если понаблюдаем за ними, то увидим, что лидеры разных эпох поступали в соответствии с новыми реалиями. Сейчас председатель Ху Цзиньтао делает основанной упор на необходимости построения «гармоничного общества». Мне кажется, это очень правильно, и соответствует новым реалиям. На сегодняшний день с развитием экономики все обстоит благоприятно, но необходимо сократить разрыв между богатыми и бедными, и также очень важно достичь единства и гармонии различных этнических групп или национальностей, куда относятся и тибетцы. Это жизненно необходимо. Для этого нужно добиться равенства. На мой взгляд, гармония во многом основывается на доверии. Если нет доверия, но есть страх, то гармония невозможна. Необходимо доверие… Но для того, чтобы возникло доверие, нужна свобода, равенство, пусть люди высказываются… Председатель Мао говорил, что без критики изнутри и снаружи коммунистическая партия не может существовать, как рыба не может жить без воды. Так говорил Мао, хотя сам и не слишком искренне придерживался этого постулата, но это прекрасное высказывание. Или Дэн Сяопин, который утверждал, что мы должны искать истину, опираясь на факты. Это научный и реалистичный подход. В целом я считаю, что лидеры этих четырех поколений были реалистами, и я думаю, что под руководством нынешнего председателя Ху Цзиньтао Китай в конечном итоге может построить более открытое общество, поскольку это в интересах всех сторон. Я считаю, что представители других стран, в особенности лидеры западных государств, должны напомнить Китаю не только о Тибете, но о китайском народе в целом, ведь Китай – самая густонаселенная страна в мире, очень важный член человеческого сообщества. Для того, чтобы Китай взял на себя больше ответственности, необходимо повысить его морально-нравственный авторитет. - Напомнить Китаю… Вы считаете, что мир должен обратиться к Китаю с посланием… Да, это важно. - … что Китай должен быть не державой с растущей экономикой, но также страной, где соблюдаются права человека. Да. - Вы говорите «да». Означает ли это, что вы хотели бы, чтобы лидеры разных стран, каким-либо образом сказали свое слово. Не поехали на церемонию открытия олимпиады, или как-то иначе. Вы хотели бы, чтобы лидеры государств направили свое послание Китаю. Так? Да, необходимо напомнить Китаю : для того, чтобы быть уважаемым и авторитетным членом человеческого сообщества, необходимо привнести позитивные изменения в ряд областей, не только в экономику, но и в другие области. Это важно. И это то, чего хотят китайцы. - Вытекает ли из ваших слов, что вы считаете важным и готовы поддержать отказ лидеров государств от участия в церемонии открытия Олимпийских игр? Это я не знаю. Не знаю. В целом, как я упоминал ранее, я полностью поддерживаю Олимпийские игры … - И церемонию открытию? И церемонию открытия как часть игр. Но это решение я оставляю лидерам государств, они также обладают мудростью. Пусть они поступают в соответствии с тем, что подсказывает им мудрость. - Но если они не станут бойкотировать церемонию открытия, то, по вашему мнению, они все же должны так или иначе сказать свое слово? Говорить об этом время от времени - публично, или в кулуарах… (хотя многие лидеры уже поступают так) … очень важно. И не только лидерам, но и представителями СМИ, студентам, ученым, приезжающим по обмену, профессуре, - всем … бизнесменам. - Но если мы не говорим о бойкоте церемонии открытия Олимпийских игр, если вы оставляете решение лидерам государств, возникает вопрос. В течение 50 лет вы хотели, чтобы мир обратил внимание на страданияТибета. Сейчас мир слушает. Что вы хотите, чтобы мир сделал? Если говорить о незамедлительных мерах … в соответствии с информацией, имеющейся на настоящий момент (конечно, эту информацию трудно проверить), но в целом несколько сотен людей убито, несколько тысяч – получили серьезные ранения. Внутри Тибета. Эти раненые не могут получить медицинскую помощь. Они очень боятся обращаться в китайские клиники и больницы. Эти раненные переживают колоссальные страдания и не могут рассчитывать на помощь… и еще, люди оставляют города и монастыри и уходят в горы. У них нет никакой провизии, они могут погибнуть от голода. И я слышал, что некоторые уже умирают от голода. С самого начала я обращался к мировому сообществу – пожалуйста, направьте медицинскую помощь, врачей. И пусть в Тибет допустят прессу, чтобы журналисты расследовали все на месте, в том числе те обвинения, которые выдвигают против меня и тибетцев в изгнании. Пожалуйста, проведите тщательное расследование на месте. Те, кто будет проводить такое расследование, в том числе китайцы, пусть они приедут и в Дхарамсалу. Добро пожаловать! Проверяйте, расследуйте, в нас ли источник этих проблем или нет. Это то, в чем мы нуждаемся незамедлительно – в медицинской помощи, а также в расследовании на местах. В чем причина конфликта? В чем проблема? Никому не нужны эти волнения - ни китайскому правительству, ни тибетскому. Мы хотим мира, мирной жизни и стабильности. Мы, действительно, хотим стабильности! Стабильность приведет к процветанию, различным мерам по сохранению тибетской культуры. Стабильность – это основа. Чтобы избежать кризиса, нужно знать о его причинах, предпосылках и условиях. Как я говорил раньше, у мирового сообщества есть моральная ответственность помочь собрать факты, «установить истину на основе фактов». Это очень важно. Однако некоторые китайские официальные лица на местах стали большим специалистами в укрывании истины и демонстрации нереальной картины. В этом проблема. Другое дело, Индия. Огромная страна. Южная Индия, Северная Индия, - как будто разных страны, язык разный, разная культура, разный стиль жизни. Но проблемы, когда они возникают, тотчас же становятся всеобщим достоянием, никто их не прячет. В Китае же, и других странах с тоталитарным режимом на поверхности все гладко, а в глубине - огромное недовольство. О нем нужно говорить, признавать, что оно имеет место и находить реалистичный подход к его преодолению. Поэтому центральному правительству необходимо разрешить провести независимое тщательное расследование, чтобы выяснить, что происходит, в чем корень проблемы. Я думаю, очень важно помощь центральному правительству осознать реальное положение вещей. - Китай утверждает, что в дни волнений в Тибете погибло около 20 человек. Вы же только что сказали, что погибли сотни людей. Это та информация, которую вы получаете? Когда китайские власти озвучивают эти цифры, возможно, они имеют в виду только Тибетский автономный район, я не знаю. Но территории, которые лежат за пределами Тибетского автономного района, это очень отдаленные места. Населенные кочевниками. Я очень волнуюсь о том, что происходит в этих районах. - Давайте поговорим об урегулировании. На этой неделе президент Буш сказал, что китайское правительство сослужит себе хорошую службу, если начнет диалог с представителями Далай-ламы. Какие контакты есть у вас сейчас с Китаем? Готовы ли вы поехать в Пекин? Что касается меня – в любом месте, в любое время… Я готов… - Готовы поехать в Пекин? Пекин… Если безо всякой подготовки… я просто поеду в Пекин, то тибетцы будут возлагать на этот визит Далай-ламы в Пекин очень большие надежды и ожидания. - То есть вы не испытываете решимости ехать в Пекин? Не знаю. Если я поеду в Пекин, и ничего не произойдет, тогда тибетцы испытают огромное разочарование. Поэтому, чтобы ехать в Пекин, нужно сперва провести подготовку. Если говорить о других странах, то я готов к диалогу в любом месте и в любое время. - Китай смотрит это интервью. Что бы вы хотели передать китайскому руководству? Я уже написал письмо китайским лидерам и обратился, сложив ладони у сердца, к миллионам китайских братьев и сестер. Что касается китайского народа, главное, что я хочу передать – мы не против вас, мы всегда уважали вас и восхищались вами. Несмотря на некоторые ошибки прошлого, мы испытываем искреннее сочувствие к китайскому народу. - Вы сочувствуете китайцам? Конечно, вспомним события на Тяньаньмэнь! То же самое. И сейчас, я знаю, что китайцы также погибли в дни народных волнений в Тибете. Мы молились за всех, и за китайцев, и за тибетцев. Никакой разницы, все – человеческие существа. Что касается Олимпиады, с самого начала я поддерживал игры, и поддерживаю их по сей день. И я не стремлюсь к независимости. Я целиком и полностью привержен политике Срединного пути. Мы хотим найти взаимоприемлемое решение, потому что Тибет – это очень отсталый регион с точки зрения материальной. С точки зрения духовной, мы достигли больших высот. Но в плане материальном… Если Тибет будет оставаться частью большой страны, великой державы, Китайской народной республики, то мы получим гораздо больше преимуществ для развития экономики. Но при этом нам нужна определенная система, которая бы давала нам полные гарантии сохранению тибетской культуры, включая тибетский язык и тибетскую буддийскую традицию. - Вы называете культурным геноцидом то, что происходит в Тибете. Вы говорите о чудовищном страдании. Не могли бы рассказать поподробней, что именно вы имеете в виду под культурным геноцидом. Что привело к нынешним народным волнениям? Я уже говорил о том, что будь то преднамеренно или непреднамеренно осуществляется политика культурного геноцида. «Непреднамеренно» означает- в силу массового переселения китайского населения. В Лхасе, например, две трети 300-тысячного населения – китайцы. Продавцы, владельцы ресторанов – все это китайцы ханьского происхождения. Тибетцы в этих районах становятся меньшинством. В своей каждодневной жизни они вынуждены говорить по-китайски, а не по-тибетски. Нужда в тибетском языке пропадает. Некоторые родители, хотя они и уважают свой родной язык, но, исходя из практических соображений, начинают советовать своим детям: будет лучше, если вы станете говорить на китайском. Тибетский язык … Если вы хотите получить хорошую работу, или больше возможностей, вам лучше говорить на китайском языке. В силу превалирующих условий и обстоятельств, тибетский язык становится малоупотребительным или не используется вовсе. Это первое. Мне довелось встречаться с тибетскими студентами, которые говорили только по-китайски, и вовсе не знали тибетского. Они рассказывали мне, что на родине вообще нет возможностей изучать тибетский, и они обращались к китайским властям, говорили – мы хотим изучать тибетский. Но власти, в некоторых регионах, отвечали – не за чем учить тибетский. Вот о чем я говорю. Совсем не обязательно это продиктовано дурными намерениями . Необязательно. Другой вопрос, когда такая политика проводится намерено. Несколько лет назад секретарь партии в Лхасе, кажется, его имя, было, была Чжень Гуань... Так вот, он сказал на заседании компартии, что главная угроза отделения Тибета от Китая кроется в буддийской вере. Они считают тибетский буддизм опасным. Мотивация, заставляющая их проводить соответствующую политику, основана на страхе. Они намеренно налагают ограничение на изучение буддизма, и запрещают студентам и чиновникам ставить изображения Будды на домашний алтарь. Но некоторые из них все равно тайно хранят статуи Будды. Но официальная линия – запрещать государственным чиновником исповедовать буддизм. И студентам. Из учебников намеренно удаляются слова, имеющие религиозный смысл. Это продолжается уже несколько десятилетий. Кроме того, в монастырях, мужских и женских, введен курс «политического образования». Это то, что предпринимается преднамеренно для того, чтобы привести к упадку буддийской веры или буддийского образования. То есть мы наблюдаем, как преднамеренные, так и непреднамеренные меры. Я заметил, что существует различие между тибетцами, рожденными в Индии и тибетцами, рожденными в Тибете. Те тибетцы, которые пришли из Тибета, с нашей родины, выделяются своим поведением … даже индийцы говорят: Те тибетцы, что пришли в изгнание в начале 60-тых, были очень мягкими людьми, никогда не ругались с местным населением. А те, что пришли в 80-х, 90-х, новые тибетцы - они другие. - Потеряли свой изначальный дух… История знает немало примеров, когда малые народы поглощались крупными. Малые народы иногда выбирали путь борьбы и нередко достигали успеха. Что дал ненасильственный путь тибетскому народу? Метод, который избрали Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг, который был вдохновлен идеями Махатмы Ганди и применил их в своей борьбе, а также Нельсон Мандела, хотя вначале он придерживался несколько иного пути… Это ненасилие. С моей точки зрения, ненасильственный путь не является чем-то таким уж уникальным. Я считаю, ненасилие – это присущий самой человеческой природе путь борьбы за определенные права. И это путь, который целиком и полностью отвечает реалиям современного мира. - Но некоторые молодые тибетцы говорят, что этот путь ошибочен. Что время пришло, поскольку мир сейчас смотрит на Тибет из-за предстоящих Олимпийских игр. Мир ждет . И если мы хотим подлинных изменений внутри Тибета, нам может помочь насилие. Как вы на это реагируете? Это слишком упрощенный взгляд на вещи. И такого рода идеи или разговоры продиктованы эмоциями, а не разумом. Даже Соединенные Штаты, сверхдержава, в своих попытках применить чрезмерное насилие … не слишком успешны. Возьмите Ирак и Афганистан, не слишком успешные предприятия… Такова новая реальность. Или Китай, мощная армия… Решения, проводимые в жизнь силовыми методами, устарели. - Есть ли случаи, когда насилие оправдано? Нет. -Никогда? Чисто теоретически, можно сказать, что при определенных обстоятельствах – если у вас хорошая мотивация, если вы думаете о многих людях, о справедливости, то теоретически насильственные действия могут быть допустимы. Однако, с практической точки зрения, я считаю, что всегда лучше воздерживаться от насилия. Некоторые тибетцы, некоторые тибетские молодежные организации… хотя в целом тибетские молодежные организации стоят на принципах ненасилия, но есть отдельные люди, которые критикуют наш подход и высказываются в пользу насилия. За последние 20-30 лет у меня было много споров с ними. Они кричат: «Насилие!» Призывают к более жестким методам. Говорят о моджахедах, Палестине…моджахедах в Афганистане. Об этом легко говорить, но на деле, даже если вы хотите применить насилие, это очень трудно. А для нас, тибетцев, насильственные методы сродни самоубийству. Они не только идут в разрез с нашими принципами, но и в практическом смысле сродни самоубийству. Совершенно бесполезны. Если вы подумаете, то, в конечном итоге, тибетский вопрос должны решать китайцы и тибетцы. Ханьские братья и сестры, их помощь здесь имеет колоссальное значение. А, если наши методы приведут к кровопролитию, нам будет очень трудно что-либо обсуждать . В силу того, что мы искренне придерживаемся ненасильственного пути, ненасильственных принципов, и доказали, что не стремимся к отделению от Китая, многие китайские ученые, представители творческой интеллигенции, историки и многие официальные лица в глубине души испытывают к нам искреннее сочувствие и очень поддерживают нас. Я считаю, что это результат политики ненасилия. - Вы – реалист. В самые темные периоды, когда вы страдаете … в начале интервью вы сказали, что страдаете, видя страдание других… когда тьма сгущается, опасаетесь ли вы, будучи реалистом, за выживание тибетского народа? Опасаетесь ли вы, что можете стать последним Далай-ламой? Это не страшно. - Как это не страшно? Не проблема. - Но это проблема для тибетского народа. Для тибетского народа… Еще в 1969 году я выступил с весьма определенным заявлением - продолжит существование институт Далай-ламы или нет, решать тибетскому народу. Это не имеет большого значения. - А что имеет значение? Тибетский народ, тибетская культура, тибетская буддийская культура, культура сострадания… - Сострадание имеет значение? И тибетская буддийская философия, буддийское знание. Мне кажется, драгоценное знание древней Индии сегодня оказывается не только сокровищем древнего востока, но и актуально для современного мира. Возьмем мое пребывание здесь, я принимаю участие в конференции… - «Семя сострадания»… …где обсуждается, как применить это древнее сокровище Индии для того, чтобы улучшить наше здоровье, не только физическое, но и ментальное… И как стать более счастливым человеком, построить счастливую семью, счастливое общество. Это очень – очень важно. Мы живем в 21-м веке. Несмотря на колоссальное материальное развитие, некоторые люди, миллиардеры, лидеры государств на внутреннем, ментальном, эмоциональном плане не испытывают счастья. Слишком большой стресс, очень несчастные люди. Я вижу это своими глазами. Я – буддийский монах. Несмотря на все трудности, огромное волнение и страх, ощущение беспомощности … Начиная с десятого марта на некотором внутреннем уровне я испытываю колоссальное беспокойство, подозрения, фантазии, много всего … но на фоне всего этого беспокойства… я стараюсь оставаться реалистом и думать так: «Это страдание, которое я испытываю, которое испытываем все мы, в том числе и я сам, если можно предотвратить его – нет нужды волноваться. Если предотвратить его невозможно, опять же нет нужды волноваться». Я искренне в это верю. И определенная часть моего интеллекта посылает сигналы моим эмоциям. И потому, хотя в моем сердце и присутствует некоторое волнение, но глубоко внутри, на эмоциональном плане, я спокоен . И потому и с 10 марта у меня нет проблем со сном. Практическая польза. - Вы хотите сказать, что что бы ни происходило, беспокоиться бесполезно? Да. - Испытывать страх бесполезно… Это вы хотите сказать? Верно, нужно оставаться реалистом, избегать запутанности, постараться увидеть истинное положение вещей и попытаться выработать реалистичный подход. И даже если, он не увенчается успехом, не испытывать сожалений. - Не испытывать сожалений? Таков мой взгляд на вещи. - Это очень хороший взгляд на вещи. Я знаю, вы очень скромный человек, но вы также способны оказывать влияние на людей. Хотите ли вы, чтобы о вас помнили ваши современники или люди, которые придут после вас… Нет… - Как бы вы хотели, чтобы другие люди отзывались о вашей жизни? Я об этом не думаю. - Не думаете? Как буддийский практик я не должен думать об этом. Главное, чтобы жизнь была исполнена смысла. - Вы хотите быть полезным при жизни? В чем вы видите наибольшую пользу? В служении, в помощи другим людям. У меня есть три основных обязательства на настоящий момент. Первое – пропаганда общечеловеческих ценностей. На протяжении последующих трех дней – это основная сфера моих интересов - как упрочить основополагающие человеческие ценности, чтобы люди стали лучше. Второе, поскольку я буддист, я хочу способствовать гармонии в отношениях между религиями. Эти два обязательства я буду выполнять до конца своих дней. Когда придет моя смерть, я не знаю. Может быть, через 5 лет. 10 лет, 20. 30. Я не знаю. Но покуда я жив, я буду сохранять полную приверженность выполнению этих обязательств. Мое третье обязательство связано с борьбой тибетского народа. Что касается этой сферы, с 2001 года наше руководство избирается посредством демократических выборов . И потому сейчас я наполовину в отставке. И я с нетерпением жду полной отставки. - Как вы думаете, вам удастся снова увидеть Тибет? Да, я в это верю. - Спасибо вам большое. Спасибо. Перевод Юлии Жиронкиной www.savetibet.ru - Сохраним Тибет! |