Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

В Калмыкии за десять лет освятили несколькo тысяч статуй Будд

1 октября 2009 | Версия для печати
| Еще
Монахи главного храма Калмыкии (хурула) «Золотая обитель Будды Шакьямуни» за последние десять лет произвели ритуальную закладку нескольких тысяч статуй Будд. Целая мастерская по освящению больших и маленьких буддийских изваяний, привозимых в основном из Индии, Непала и Китая, а также буддийских ступ, работает под руководством геше-нгарамбы Тубтена Шакьи, который много лет обучался тантрическим наукам в монастыре Гьюдмед (Индия). Молодые монахи, служащие при хуруле, строго выполняют наказы своего наставника: считается, что в статуях, изображениях и других буддийских произведениях искусства живут божества, поэтому соблюдение древнейших канонических правил, а также мотивация человека, совершающего ритуальную закладку, являются ключевыми моментами.

Освящение и закладку едва ли можно назвать творчеством, в котором художник или скульптор выражает свою личность: это, прежде всего, следование древним существующим парадигмам, которые запрещают свободомыслие. Именно поэтому ритуал ― это, в первую очередь, дело монаха. Однако на определенном этапе в процессе принимают участие и миряне. Многие калмыки считают за честь помочь ламам в священной закладке и тем самым накопить духовные заслуги. Они вручную скручивают в рулончики длинные листы с напечатанными на них текстами Слова Будды, лепят статуэтки ца-ца, что требует немалых усилий, жертвуют для буддийской статуи личные драгоценности и украшения.

Благовонная палочка «кюдже» вставляется в середину туго скрученного свитка, который затем заворачивается в светло-желтую ткань. Свитки с молитвами ― основной материал, который помещается в полость неосвященного объекта. Все рулончики нумеруются и в соответствии с канонами распределяются по частям тела статуэтки.

В крупные скульптуры обычно вставляется «древко жизни» (тиб. согшин), выпиленное из туи или сосны ― это условный позвоночник, центральный канал Будды, особым образом расписанный.

В статую также обязательно кладется полынь - ее в калмыцкой степи предостаточно. Летом, в пору активного роста этой травы, которая способна отгонять демонов, монахи и миряне собирают ее в больших количествах и складывают в мешки: запасов должно хватить на весь будущий год.

С началом возрождения буддизма в Калмыкии потребность в святынях, освященных и заложенных по всем правилам, растет год от года. Они расходятся в активно строящиеся калмыцкие городские и сельские хурулы и субурганы (ступы). Калмыцкие буддисты устанавливают благословленные скульптуры на домашних алтарях. Жители разных городов России приезжают в Элисту, чтобы обратиться к ламам с просьбой освятить приобретенные в качестве объектов почитания буддийские статуи.

В 2007 году важным событием для главного калмыцкого хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» стала ритуальная закладка единственных в мире 17 статуй буддийских учителей, сидящих в пагодах по периметру хурула. Его Святейшество Далай-ламы, освятивший место под строительство «Золотой обители Будды Шакьямуни» в 2004 году, но еще не видевший величественный хурул, открывшийся в 2005 году, сказал, что искренне надеется однажды увидеть эти уникальные статуи и прочитать лекции по трактатам этих великих учителей у их скульптурных изображений. А известный буддийский наставник Чадо Тулку Ринпоче, недавно побывавший в Калмыкии, назвал статуи 17-ти пандитов «основой для развития учения Будды среди калмыцкого народа».

Их создавали светские скульпторы ― Владимир Васькин, Наран Эледжиев, Николай Галушкин, однако сам процесс всегда находился под четким руководством духовного лица ― Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Обряд освящения скульптур, окружающих хурул, проходил весьма необычно: монахи связали статуи пандитов специальной ритуальной веревочкой, сплетенной из нитей пяти буддийских цветов, конец которой находился на ваджре (ритуальном предмете) в руках у ламы Тубтена Шакьи, который, погрузившись в медитативное созерцание, выполнял специальные тантрические практики в молельном зале хурула.

В этом весьма необычном священнодействии принимали участие геше-лхарамба Тензин Дугда, опытный и уважаемый лама Калмыкии, администратор хурула Нгаванг Лодой и Глава Республики Кирсан Илюмжинов.

Каноническое освящение буддийских объектов ― это только часть той поистине грандиозной духовной работы, которую проводят монахи Калмыкии под предводительством Тэло Тулку Ринпоче. Главный принцип калмыцкой монашеской общины в любом деле ― ни в чем не отступать от чистой традиции учения Будды, донести до народа буддийские истины в их первозданной чистоте.

Валентина Головкина
Буддизм в Калмыкии





Смотрите также:

Просмотров: 2961  |  Тэги: Калмыкия, калмыцкий

Комментарии:

savetibet (Администраторы) | 2 октября 2009 01:29  
Нам напомнили, что в закладке мантр в статуи 17 учителей Наланды в сентябре 2008 года также принимал участие Намкай Норбу Ринпоче.
Фоторепортаж можно посмотреть здесь.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Октябрь 2009    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru