Сохраним Тибет > Эффективность практики Прибежища зависит от того, какой страх нами движет - Геше Джампа

Эффективность практики Прибежища зависит от того, какой страх нами движет - Геше Джампа


2 февраля 2010. Разместил: savetibet
30 и 31 января мне посчастливилось присутствовать на Учениях по практике Прибежища, проходивших в центральном калмыцком хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни». В уютной библиотеке собралось несколько десятков человек - пожилых и молодых, в основном калмыков, желающих углубить свою духовную практику. Геше Джампа, очень скромный и улыбчивый лама, попросил пришедших не делать перед ним поклоны, мотивируя просьбу тем, что его познания в Учении Будды очень малы. Однако все до единого ученики, знающие о важности беспрекословной преданности Гуру - воплощению всех просветленных существ - сделали простирания перед монахом, который, как я услышала позже, является одним из лучших выпускников монастыря Дрепунг Гоманг.

В отношении чистоты учений, которые проходят в калмыцком хуруле, у меня никогда не возникало сомнений: я бы сказала, что Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче собрал в «золотой обители» одних из лучших буддийских умов - полностью посвященных гелонгов и докторов буддийской философии, ведущих чистую линию Будды Шакьямуни. А потому калмыцкий хурул служит для меня олицетворением Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе.

Меня переполняла радость от того, что на нашей планете есть небольшой народ, который так самоотверженно старается следовать Дхарме, а это значит, по словам Геше Джампы, «держать в чистоте тело, речь и ум». Учения были построены удивительно удобным образом, в соответствии с тремя ступенями буддийского ученичества - слушанием, размышлением и медитацией. Лама давал подробные и многократные, по традиции своего монастыря, объяснения, о шести подготовительных действиях: очищении места для практики Прибежища, установлении символов тела, речи и ума Будды на алтаре, семичленной позе Будды Вайрочаны, визуализации Древа Прибежища и других. После этого все мы, представляя себя в роли запевалы (тиб. умдзе) в окружении всех живых существ, наших матерей, начитывали мантру «Намо гуру ве, намо Будда я, намо Дхарма я, намо Сангха я» и визуализировали, что наши тела наполняются светом и очищаются от всей негативной кармы.

«Если бы заслуги от почитания Трех Драгоценностей были материальными, осязаемыми, то они не смогли бы вместиться в трех мирах обитания живых существ, - сказал Геше Джампа. - Те, кто не принимал Прибежище к Будде, Дхарме и Сангхе, не будет испытывать вреда от непочтительного отношения к ним. Мы же, приняв обет буддийского Прибежища, должны считать священными даже буквы, буквы любого алфавита, ибо они являются одним из способов распространения Дхармы и познания Учения».

Я едва успевала записывать за Учителем перечень предписаний и запретов по отношению к Будде, Дхарме и Сангхе. И геше, не желая напугать нас длинным списком обязательств, время от времени делал отступления, обращаясь к историям о великих святых, которые с помощью практики Прибежища достигали небывалых высот в духовной практике и развитии ума.

По-тибетски Прибежище звучит «кябдо», кяб переводится как «защита», защита от страданий самсары, рождения в низших мирах. Именно начав практиковать Прибежище, человек может сказать, что стал буддистом. Однако, как я убедилась в ходе лекций, наша практика должна постоянно подкрепляться знаниями о неисчерпаемом потенциале Трех Драгоценностей. Их достоинства со всей тщательностью прописаны в незаменимом для буддиста труде Ламы Цонкапы «Ламрим». Думая: «Визуализируемое мною Поле Заслуг имеет силу только потому, что наполнено энергией коренного Учителя»; «Цог переводится с тибетского как «собрание», а «шин» - дерево, а все вместе - «древо собрания»; «в Цогшине нет мирских божеств, потому что только полностью просветленные существа могут даровать нам освобождение»; «приняв Прибежище, я могу держать обеты личного освобождения, либо обеты Бодхисаттвы, либо тантрические обеты» и так далее, вы как бы коллекционируете знания о великолепии и совершенстве Прибежища, обо всех его качествах. Чем больше подобных знаний будет храниться в уме, тем глубже и проникновеннее будет практика.

По словам Геше Джампы, эффективность практики Прибежища зависит также от того, какой страх нами движет. Именно от силы и вида страха согласно Ламриму зависит принадлежность человека к одному из типов личности. В перерыве я беседовала с девушкой Очир, сидевший рядом со мной. По ее словам, настоящий страх пришел к ней в момент осознания непреложности закона кармы. «Для меня учение о причинно-следственном законе - самая интересная часть буддизма, - поделилась она. - Его не видно простым глазом, поэтому люди часто теряются в догадках относительно того, почему им то везёт в жизни, то не везёт. Полностью принять этот принцип взаимозависимости нелегко, однако каким прозрачным и знакомым становится мир, когда ты знаешь, на чем он основан и как он функционирует».

Именно благодаря полной реализации причинно-следственной связи Будда стал тем существом, которому никто не может навредить. Каждая частица Его тела обладает всеведением. В различных формах Он непрерывно эманирует помощь и любовь ко всем живым существам, и Его постоянное и равностное сострадание - результат того, что в течение многих жизней Он приучал свой ум к заботе о других.

Меня поразило то, что эти Учения проходили сразу на трех языках - тибетском, русском и калмыцком. По словам переводчика Хонгра Эльбикова, который на радость ученикам владеет всеми этими языками, многие буддисты Калмыкии дома читают ежедневные молитвы на родном языке. Однако в хурулах эта практика пока не развита. «На самом деле, сейчас начинается процесс активной популяризации буддийского Учения на калмыцком, - сказал он. - Мы возрождаем давнюю традицию и закладываем причины для того, чтобы в будущем вся Дхарма существовала на калмыцком, чтобы не было проблем с пониманием смысла молитвенных и философских текстов».

От пожилых людей я слышала особые слова благодарности в адрес буддийских наставников из Тибета, которые всячески поддерживают инициативу калмыцких верующих перелагать Учение Будды на калмыцкий язык, частью которого является меткий и выразительный высокий, литературный стиль.

В завершении Учений мы хором читали текст долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы, вознося молитвы о том, чтобы Он как можно скорее приехал в Россию, а также тексты Ламы Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» и «Три основы пути», благодаря чему получили, по словам Геше Джампы, благословение всего Ламрима.

Прослушав Учения, мы получили достаточное количество знаний о Прибежище и теперь сможем начать выполнять обширную подготовительную практику «нёндро». «Трижды в день обращайтесь к Трем Драгоценностям, памятуйте об их достоинствах, непрерывно поддерживайте веру в своем уме, - дал последние наставление досточтимый Геше Джампа. - Какие бы трудности не возникли на вашем пути, не допускайте сомнений в отношении объектов Прибежища».

Валерия Уманцева
Буддизм в Калмыкии