Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Тибетская медицина

17 ноября 2010 | Версия для печати
| Еще
Тибетская медицина неразрывно связана с религией Тибета. Поэтому любой ее аспект будет включать в себя некоторые религиозные моменты. По сути, тибетская медицина является тантрической практикой, корнями полностью уходя в тантрические тексты, которые являются неотъемлемой частью Данджура. Такая медицинская практика имеет тысячелетнюю историю, как в Тибете, так и в Индии. В нашей статье мы познакомим вас с этой обширной и интересной системой и постараемся как можно полнее изложить различные ее аспекты в понятной форме.

Тибетская медицина

История

Своими корнями тибетская медицина восходит к Будде Шакьямуни. Считается, что вместе с передачей тантрических учений во время первого, второго и третьего поворотов колеса Дхармы, он передал и учения о медицине. Будда Шакьямуни проявил себя в форме Бхэшаджьягуру, Будды медицины, а затем из своего горла проявил Амитабху, который попросил Будду медицины передать ему учения.
Тибетская медицина
Будда Медицины
Из сердца Бхэшаджьягуру проявил Акшобхью, из макушки – Вайрочану, из пупка – Ратнасабхаву, и из живота – Амогасиддхи. Амитабха попросил передать учения, и все четыре эманации выполнили его просьбу.

Все, кто присутствовал при передаче учений о медицине, поняли их в соответствии со своими способностями и потребностями, как и другие учения Будды. При передаче учений Бхэшаджьягуру окружали бесчисленные Риши, боги, буддисты и не буддисты, и каждая группа восприняла учения по-своему. Буддисты восприняли учения о медицине как Учения о Трех Защитниках. И только Йи-лей Кайи воспринял учения как Четыре Тантры, то есть в том виде, в котором их теперь изучают врачи тибетской медицины. Четыре Тантры были записаны в 5400 строфах лазурными чернилами на золотых листах и помещены во дворец Дакини в Уддияне, где, как говорят, они хранятся и по сей день.

Будда читал текст Вималаготра о медицине вместе с первым поворотом колеса Дхармы в Сарнатхе. Во время передачи учений на Горе Грифов Будда проявил себя в форме Бхэшаджьягуру и передал текст об исцелении из ста тысяч строф. Затем Король Падме Пел пригласил Будду в Рощи Бета. Там Будда обучал «Науке ясного видения» Авалокитешвару, Брахму, Шарипутру и других учеников Махаяны. Во время третьего учения о пустоте Будда передал учения Высшей Сутры Солнечных Лучей, в которой содержалась глава под названием «Способы полного исцеления болезней». В сутрах есть также множество ссылок на то, что Будда в течение различных его жизней изучал, преподавал и практиковал медицину. Таким образом врачебная практика, осуществляемая с благими намерениями, может быть приравнена к практике Дхармы и стать неотъемлемой частью практики развития Бодхичитты, устремления к достижению просветления во имя блага всех живых существ. В тексте «Сущность сердца» (dJam dpal snying rje zur thing) сказано, что Манджушри написал трактат о травмах головы и грудной хирургии, Ваджрапани составил трактат по анатомии, а Тара написала текст о фармацевтике.

Тибетская медицина и Аюрведа, индийская медицинская система, от которой берет начало тибетская медицина, передавались через множество устных передач и текстов по линии ученых-философов, одним из которых является Нагарджуна, ок. 1 века до н.э. Кроме хорошо известных работ по Мадхъямаке, Нагарджуна составил много текстов по медицине и алхимии. Его считают главным учеником Дживаки, личного врача Будды. Нагарджуна достиг высокой реализации в таких науках, как фармакология, химия и алхимия. Ряд текстов Нагарджуны по медицине (Yoga sataka – наиболее выдающийся из них) были переведены на тибетский язык и вошли в Танджур.

Во время правления царя Лхато Тори Ньенцена, 28-го царя Тибета, Бодхисаттва Тара велела двум индийским врачам, Биджи Гаджею и Белхе Гаджейма, отправиться в Тибет и распространить там науку о медицине. Царь попросил их остаться в Тибете и заниматься обучением и практикой. После долгих лет обучения они вернулись в Индию.

Много лет спустя царь Сонгцен Гампо, глубоко заинтересованный в распространении медицины в Тибете, приказал привезти в Тибет и перевсти на тибетский большое количество текстов по медицине, а также пригласил врачей из соседних стран, чтобы те передали свои знания тибетским врачам. Тибетская медицина постепенно впитывала в себя знания других систем и достигла расцвета в эпоху царствования царя Трисонг Децена.

Во время правления царя Трисонг Децена для перевода наиболее важных текстов по медицине, многие из которых составляли основу системы Аюрведы, в Тибет были приглашены самые известные врачи того времени. В монастыре Самье состоялся медицинский конгресс, на котором обсуждались теоретические аспекты представленных на нем различных систем. Делегацию из Тибета возглавлял Ютонг Йонтен Гонпо I (708 – 833). Считается, что именно этот великий тибетский врач систематизировал Четыре Медицинские Тантры, включивших в себя все авторитетные знания по медицине, накопленные к тому времени.

Однако, существуют разногласия по поводу того, каким образом Четыре Медицинские Тантры первоначально попали в Тибет. Согласно популярной версии, Вайрочана, великий ученик Падмасамбхавы, получил учения в Индии от учителя Чандрананданы. По возвращении в Тибет он перевел их и передал царю Трисонг Децену. Четыре книги Четырех Медицинских Тантр – это Коренная Тантра, Пояснительная Тантра, Тантра Устной Традиции, которая включает в себя методы и руководства, и Заключительная Тантра. На Четыре Медицинские Тантры оказали влияние многие медицинские системы Азии, однако, наиболее вероятно, что в их основе лежат аюрведические тексты на санскрите. В 11 веке во время правления Ютонга Йотена Гонпо II Четыре Медицинские Тантры были переизданы в своем окончательном виде. Именно в этом виде их изучают в наше время тибетские врачи.

После Ютонга Йотена Гонпо II тибетская медицина процветала, в особенности, благодаря поддержке Пятого Далай-ламы (1617 – 1687). Он уполномочил своего министра, Деси Сангье Гьяцо, также написавшего комментарии к Четырем Медицинским Тантрам, создать медицинскую школу Чагпори в Лхасе, что и было сделано в 1696 году. Великий Пятый Далай-лама также оказал поддержку изданию биографий Ютонга Йонтена Гонпо I и II. Наконец, Джампа Тхубванг, главный врач Тринадцатого Далай-ламы, основал Менцикханг, институт медицины и астрологии в Лхасе. Директором новообразованного института был назначен Кхьенраб Норбу, младший врач Тринадцатого Далай-ламы.

Теоретические аспекты тибетской медицины

Тибетская система медицины неразрывно связана с системой тибетского буддизма, в связи с чем коренную причину всех болезней и омрачений она видит в неведении относительно истинной природы явлений. Поэтому для понимания болезни, установления диагноза и на протяжении всего курса лечения здесь используют целостный подход. Тибетского врача учат принимать во внимание все
Тибетская медицина
Анатомическая схема
составляющие человеческого существования, а не только наличие физических патологий. С точки зрения тибетской медицины состояние здоровья зависит от сбалансированного питания, поведения, окружения, психологических и социальных факторов. При изучении тела тибетская медицина опирается на принципы буддистской космологии и философии, и потому учитывает все вышеназванные факторы при диагностировании и лечении болезней.

Согласно буддистской космологии существование всех живых и неживых явлений зависит от соединения пяти космических энергий, которые с тибетского на западные языки не совсем удачно переводят как земля, огонь, воздух, вода и пространство. Кроме того, человек являет собой совокупность формы, ощущений, восприятия, намерения и изначального осознавания. С физиологической точки зрения тело состоит из трех телесных жидкостей или нэпа, семи физических энергий и трех экскреций. Три экскреции – это стул, моча и пот. Семь физических энергий – это основные ткани тела: питательная жидкость, кровь, плоть, жировая ткань, костный мозг и сперма или яйцеклетка, в зависимости от пола человека. Три нэпа – это биологические проявления пяти космических энергий. Считается, что они возникают из трех основных ядов ума – гнева, привязанности и неведения, которые, в свою очередь, возникают из незнания об истинном способе существования явлений. Три нэпа – это лунг (rlung), трипа (mkhri pa) и пекэн (bad gan). Иногда названия этих трех элементов переводят как ветер, желчь и слизь, что не в полной мере отражает их суть. Во избежание недоразумений, мы будем использовать тибетские термины.

Три нэпа можно также описать как жизненный поток (лунг), жизненную энергию (трипа) и жизненную силу (пекэн), но нельзя забывать, что они являются физическими составляющими и имеют различные физические качества. Каждый элемент проявляется в трех формах – грубой, тонкой и очень тонкой, – и пяти типах. Лунг считается самым важным среди трех нэпа. Он отвечает за распределение и патогенную концентрацию трипа и пекэн в теле, а также является физической основой сознания. Считается, что сознание связано с лунг, как наездника со своей лошадью.

Здоровье рассматривают как состояние баланса между тремя составляющими. В состоянии баланса все три нэпа обеспечивают здоровье организма. Но стоит балансу нарушиться, те же нэпа становятся причиной болезней и нарушений в организм. Поскольку отсутствие постижения истинной природы явлений порождает три омрачения, которые в свою очередь ведут к образованию трех нэпа, а все существа в сансаре в той или иной степени страдают неведием, то болезнь – это естественное состояние в сансаре (как и страдание в целом). Тело Будды свободно от болезней, так как он устранил неведение. Следует отметить, однако, что в своей последней жизни Будде Шакьямуни требовался личный врач. Ведь в силу пребывания в сансаре любое существо уже является больным. Здоровье, то есть баланс трех составляющих, - это, всего лишь, состояние, при котором болезнь не проявляется.

Каждый нэпа неразрывно связан с различными умственными аспектами или склонностями, следовательно состояние ума играет важную роль в поддержании здоровья. Однако, патология может быть вызвана и не ментальными факторами, например состоянием окружающей среды, неправильным питанием, травмой и инфекциями. Кроме того, у каждого человека есть доминирующий нэпа, который определяет тип организма.

В структурном отношении лунг состоит из элементов воздуха и пространства. Но, также как и трипа и пекэн, его определяют с функциональной точки зрения. Его описывают, как «шероховатый, легкий, холодный, подвижный, плотный и тонкий». Первопричиной лунг является привязанность или желание. Посредством центральной и периферической нервной системы лунг координирует сознание и мышечную деятельность тела человека. Выделяют пять типов лунг: поддерживающий жизнь, восходящий, метаболический, нисходящий и всепроникающий. Пять типов лунг отвечают за функционирование сердечнососудистой системы, речь, пищеварение, выделения, циркуляцию жидкостей и рост.

Трипа имеет форму желчи, которая хранится в желчном пузыре. Соответственно, трипа в первую очередь связывают с желчным пузырем, средним разделом желудка, тонким кишечником, кровью, лимфатической системой и кожей, но характеристики этого элемента можно встретить повсюду в теле. Пять основных типов трипа это переваривающий, изменяющий цвет, претворяющий, дающий зрение и ясный цвет. Трипа состоит из огня и воздуха и характеризуется, как «горячий, острый, маслянистый, легкий, зловонный, слабительный и связывающий». Он поддерживает температуру тела, отвечает за деятельность ферментов пищеварительного тракта и снабжение организма энергией. Первопричиной трипа является гнев, который воздействует на тело так же, как сильный огонь и воздух.

Неведение или омрачение являются первопричиной пекэн, который состоит из элементов воды и земли. Его описывают как «тяжелый, маслянистый, прохладный, устойчивый, гладкий, липкий и тупой». Внешние факторы, такие как изменение питания и поведения или травмы, приводят к усилению пекэн в теле. Выделяют пять типов пекэн, поддерживающий, расщепляющий, ощущающий, удовлетворяющий и соединяющий. То есть пекэн отвечает за циркуляцию жидкостей в организме, начальные стадии процесса пищеварения и соединение тканей.

Нездоровым считается то тело, в котором потенциал болезни встретился с благоприятными условиями для своего проявления. Такими причинами проявления болезни может стать неправильное питание, неправильное поведение, инфекция, сезонные особенности окружающей среды (жара, холод, дождь и т.д.) или влияние злых духов. Последняя причина встречается крайне редко, и ее очень сложно диагностировать. В теле пожилого или физически ослабленного человека доминирует лунг, у взрослых – трипа, а у маленьких детей – пекэн. Каждому времени года и времени суток также соответствует определенный элемент. Заболевания можно разделить на болезни, вызванные расстройством одного нэпа, двух нэпа или всех трех нэпа. Болезни также подразделяют на горячие, холодные и сложные сочетания того и другого. Обычно, горячие болезни связаны с нарушением крови и трипа, а холодные – с нарушением лунг и пекэн. Инфекции или расстройства лимфатической системы могут быть как холодными, так и горячими. Известно, что тепло поднимается вверх, поэтому холодное заболевание в нижней части тела может проявиться одновременно с горячим заболеванием в верхней его части. И наоборот, если в нижней части тела присутствует горячее заболевание, холодное заболевание в верхней его части проявиться уже не может. При наличии заболевания врач осматривает все тело, чтобы определить, как оно реагирует на нарушение функций одной из его частей. Для правильной диагностики и лечения заболевания требуется опытный врач, который имеет полное представление о деятельности трех нэпа.

Болезни классифицируют по нескольким признакам. В соответствии с группой людей, на которую болезнь воздействует, выделяют заболевания мужчин, женщин, пожилых, молодых людей или общие для всех групп. Также болезни классифицируют в соответствии с тем, какой из нэпа нарушен, и далее в соответствии с причиной возникновения. В Пояснительной Тантре дается следующее описание симптомов заболеваний пяти типов лунг:

(1) расстройство лунг, поддерживающего жизнь: головокружение, болтливость, затрудненный вдох, ощущение приподнятости в верхней части тела;
(2) расстройство восходящего лунг: неспособность четко и внятно говорить, физическая слабость и плохая память;
(3) расстройство всепроникающего лунг: боязливость, склонность говорить невпопад;
(4) расстройство лунг, сопровождающего огонь: отсутствие аппетита, затрудненное пищеварение, рвота;
(5) расстройство нисходящего лунг: ощущение слабости в суставах, затрудненное испражнение.

Симптомы заболеваний пяти типов трипа:

(1) расстройство трипа пищеварения: усиление трипа пищеварения ведет к нарушенному функционированию ветра, сопровождающего огонь, и неправильному пищеварению. Это приводит к вздутию живота и сухому стулу;
(2) расстройство трипа, отвечающего за преобразование цвета: зуд и желтоватый цвет кожи;
(3) расстройство претворяющего трипа: неясность памяти и сознания, сонливость;
(4) расстройство трипа, отвечающего за зрение: человек воспринимает белые предметы, как желтые;
(5) расстройство трипа, отвечающего за цвет лица: кожа становится шероховатой и приобретает темно синий цвет, темно-синими становятся и ногти на пальцах руках, на голове начинают выпадать волосы, тело теряет силу.

Симптомы нарушения пяти типов пекэн:

(1) расстройство поддерживающего пекэн: отсутствие аппетита, ощущение наполненности в грудной клетке, стреляющая боль в верхней части туловища, ощущение жара в груди и частая рвота кислой жидкостью;
(2) расстройство смешивающего пекэн: плохое пищеварение, кровавая рвота, частая отрыжка, упругий живот;
(3) расстройство пекэн, отвечающего за ощущения: неспособность определять вкус, отсутствие жажды, ощущение холода в горле, грубый голос;
(4) расстройство пекэн, отвечающего за удовольствие: ощущение тяжести с одной стороны головы, искаженное зрение, пробки в ушах, частое чихание, закупорка носовых пазух, ощущение тяжести в области макушки и частый грипп;
(5) расстройство связующего пекэн: ограниченная подвижность суставов, отек суставов, болезненное ощущение и ощущение слабости в плечевых и тазовых суставах.

Продолжение следует

Крис Мартин
Перевод с английского Елены Гордиенко
Журнал "Cho Yang. The voice of Tibetan Religion and Culture", 1991 г. Издание Совета по культуре и религии при Его Святейшестве Далай-ламе.

Статьи по теме:


Новая книга доктора Ниды Ченагцанга.Тибетский массаж Ку Нье для профессионалов и домашнего применения

Наука врачевания

Интервью с Владимиром Бадмаевым: Родственник знаменитого Петра Бадмаева тоже занимается тибетской медициной
Просмотров: 10805  |  Тэги: медицина, тибетская медицина

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru