Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Дхарамсальские миниатюры. Часть 228 января 2011 | Версия для печати
Дхарамсальские миниатюры. Часть 1
Часть вторая. Восприятие.Можно сказать, что Дхарамсала преподнесет вам множество сюрпризов, чаще приятных. Восприятие Дхармасалы у большинства людей проходит определенную эволюцию, условно этот процесс можно разбить на несколько этапов. Этап первый, романтический. Когда в первый раз туда попадаешь, то обычно уже наслышан разных замечательных историй о йогинах, медитирующих в окрестных горах, о монастырских подвижниках, о высоких ламах. Все эти рассказы создают некий идеализированный образ. И действительно, Дхарамсала приятное умиротворяющее место, и мы ожидаем, что едут туда люди внутренне чистые и обязательно продвинутые… Правда оказывается несколько жёстче. Все мы привозим свои проблемы и ограничения и на время почему-то закрываем на них глаза, как будто от переноса нашего тела в пространстве из России в Маклеод уже что-то поменялось. По этому поводу миниатюра четвёртая, парадоксальная. Одной моей знакомой-буддистке посчастливилось лично поднести Его Святейшеству хадак во время одного из мероприятий. Мы все знаем, насколько вдохновляет людей близость к Далай-ламе. Женщина буквально светилась от счастья. А на следующий день лично приветствовать Далай-ламу должны были выбранные представители Дхарма-центров. - Это так замечательно, - щебетала счастливица. - Я подошла к Его Святейшеству! Завтра, когда будут подводить представителей центров, надо сесть поближе к ним, может, получится ещё раз проскочить вместе с ними… - Но Вы ведь не представитель дхарма-центра? - Нет. Я опешил, озадаченно помолчал, потом неуверенно добавил: «Но тогда получается, что это обман…» - Почему обман?! Я не думаю! - после паузы возразила собеседница. После подобных разговоров, романтическое восприятие дхарамсальских событий вдребезги разлетается от столкновения с привычной реальностью. Не хочется осуждать эту женщину, насколько её помню по другим событиям, - она очень неплохой человек. Просто в тот момент всех присутствовавших при разговоре потрясла сама ситуация, что обманом можно пытаться попасть к Далай-ламе. Парадокс этой ситуации многопланов: как можно из настоящей веры, из искреннего почитания к духовному наставнику пытаться с помощью обмана выказать ему своё почтение. Часть парадокса заключается в том, что «красавцами» в этой ситуации оказались все, как вышеупомянутая собеседница, так и мы, дружно её осудившие - кто-то при этом почувствовал зависть (потому что он никогда не подходил к Далай-ламе), кто-то гордость (что вот он - не такой), кто-то просто осудил… Это вообще отдельная тема – как и зачем мы рвёмся поближе к Далай-ламе. Иногда это «как», удручает даже больше чем «зачем». Когда размышляешь о режиме, в котором он живёт, то просто голова идёт кругом! Давайте попробуем представить – целый народ смотрит на него и надеется, что он научит их, как выбраться из той перманентной катастрофы, в которую они угодили после китайского нашествия. Тибетцы надеются на мудрость Далай-ламы по любому мало-мальски значимому вопросу. На нём лежит ответственность за судьбу целого народа. На нём, во многом, лежит ответственность за сохранение Дхармы, и то, как она будет развиваться в новых условиях. Его жизнь состоит практически из постоянной дороги. Его встречи в самых разных уголках планеты расписаны на год вперёд. Попробуйте представить себе это нечеловеческое напряжение! И вот Далай-лама, находит время и соглашается дать учения. На эти учения приезжают, в том числе, и очень высокие ламы. Я разговаривал с некоторыми из них, и меня потрясло, что люди, которые изучают философию буддизма несколько десятилетий, говорят, что нужно обязательно ездить на развёрнутые учения Его Святейшества, и признаются, что, приезжая сюда, чувствуют, как Далай-лама собирает их знания, придаёт им систему, стержень… Эти учения: слова, их смысл, информация и есть та драгоценность, которую он пытается нам дать. И вот мы попадаем на такие учения, и рвёмся к Далай-ламе, стараемся подсесть поближе, толпимся, раздражаемся, толкаемся… На приём к Далай-ламе попадают порой самые неожиданные и одиозные персонажи, попадают, в том числе, ради собственного пиара. Нам хочется быть в этом ряду? Когда я узнал, сколько людей принимает Далай-лама каждый день, и в каком режиме, когда вижу сколько народу рвётся к нему… Когда понимаю, что, до и после всего этого, он идёт и читает лекцию, то хочется всем нам предложить: «Давайте не утомлять своим присутствием». Этап второй, циничный, иногда наступает как рецидив после разрушения романтического. Выражается следующим образом: «Индийцы очень корыстный народ, мы для них просто ходячие кошельки; каждый торговец хочет тебя облапошить; тибетцы – тёмный народ, настоящий буддизм возродится в других странах; среди монахов большинство не понимают смысла проводимых ритуалов»… и тому подобная прочая чепуха. Конечно, я далёк от мысли, что нет жуликов-торговцев, тибетцев, застрявших на средневековом уровне развития, монахов-формалистов, - есть, и всё это отчасти правда. Но только отчасти… Странно бывает видеть, когда подобные взгляды разделяют достаточно образованные люди. Миниатюра пятая. Однажды моим попутчиком в дхарамсальской поездке оказался молодой монах из России. Времени, чтобы поговорить, у нас было достаточно, и он рассказал, что вот уже два года живёт и учится в тибетском монастыре. Несмотря на то, что по возрасту, парень годился мне в сыновья, держался он очень уверенно, да и монашеское одеяние внушало некоторый пиетет. Постепенно разговор принял странный и неожиданный поворот, мы как раз обсуждали приметы Времени Упадка и судьбу Дхармы. Моя позиция заключалась в том, что до недавнего времени существовал заповедник Дхармы, в котором она сохранялась в чистом и достоверном виде в течение многих столетий. И для всей планеты существовала надежда на её восстановление. Здесь я не имею в виду буддизм со всеми его проявлениями, подразумевается именно Дхарма, как таковая, учение об освобождении. Так или иначе, многие духовные искатели смотрели на Тибет с надеждой и ожиданием, и их надежды были оправданы – в Тибете, несмотря на всю бытовую и социальную отсталость, сохранялась живая Дхарма. После прихода китайских коммунистов зеркало Дхармы оказалось разбитым, и его осколки разлетелись по всей планете в виде общин и Дхарма-центров. Единого, целого зеркала не осталось, условия его сохранения были нарушены. В новых условиях Учение по вполне понятным причинам будет медленно вырождаться (становиться более конъюнктурным, примитивизироваться). Однако, поскольку однонаправленных процессов не бывает, плюс этой ситуации состоит в том, что у людей всей планеты появилась возможность познакомиться с тибетским буддизмом и попытаться разобраться, что в нём относится к Дхарме, а что нет. Собеседник удивил меня тем, что сказал, что нам нужно развивать свой буддизм, что в массе своей тибетцы тёмный народ, что в том, что с ними произошло, виноваты они сами в силу коллективной кармы. Было несколько странно слышать подобное от человека, изучающего буддизм в тибетском монастыре. Логика таких суждений понятна и имеет право на жизнь. Но когда с нами происходит что-то страшное, мы вправе рассчитывать на помощь окружающих, несмотря на всё понимание того, что только наша карма привела нас в эту ситуацию. Тогда я подумал, что молодость и интеллект молодого монаха сыграли с ним злую шутку. Не имея жизненного опыта, не испытав боли в достаточной мере, очень легко дистанцироваться от проблем окружающих, по принципу «они сами напросились». Поддержка подоспела от соседки-буддистки. Наклонившись ко мне, она в сердцах высказала: «А я ему ещё подношение сделала! Нужно было тибетцам отдать!» Этап третий, реалистичный. Безусловно, не все приезжие проходят через такие этапы, есть наивные и чистые люди, которые всегда будут смотреть на Дхарамсалу сквозь розовые очки. Другие, из категории ворчунов, «как всё плохо», даже не подозревают, что их взгляд на мир кажется циничным. И, тем не менее, реалистичное восприятие позволяет избежать разочарований. Что же нас может разочаровать? Не все паломники ведут себя согласно Дхарме. И хотя сама мысль о том, что все буддисты – буддисты, наивна, всё-таки в Дхармасале это воспринимается более тонко, всё-таки есть ожидание, что сюда приехали самые идейные. На улицах, впрочем, как и во всей Индии, вы встретите нищих, изувеченных самыми изощрёнными способами. Об этой индустрии писали много и хорошо, но всё равно привыкнуть к этому невозможно. Вы встретите не только нищих, но и аферистов, причём иногда они не очень хорошо маскируются под индуистских или буддийских практиков. Вы столкнётесь с, мягко говоря, другими понятиями о санитарии. Не буду продолжать, вдруг среди читателей есть впечатлительные натуры. Ну, и, наконец, самое главное - столкновение цивилизаций неизбежно. Дхарамасала – популярное туристическое место, людей хороших и разных там великое множество. Само собой, возникает взаимонепонимание, вполне обычное в подобной ситуации, однако доброжелательность, витающая в воздухе, сглаживает всевозможные обострения. Источники этой доброжелательности могут быть самые разные: просто типичная расслабленность индийской туристической зоны, умиротворяющее присутствие монахов на улицах, привычная дружелюбность индийцев, и т.д. Для того чтобы сохранять спокойствие в окружении улыбчивых индийцев и спокойных туристов, не нужно прикладывать никаких усилий. Но во время учений картина иная, естественно, до прямых эмоциональных конфликтов дело практически не доходит, но столкновения мнений случаются частенько. Сложно ожидать, что представители монгольских народов, восточноевропейцы, центральноазиаты, тибетцы, китайцы и европейцы имеют одинаковые ожидания от учений. По этому поводу миниатюра шестая, столкновенческая. Меня всегда восхищала одна категория людей – эдакие энергичные бабушки. Если вам сложно понять что имеется в виду, могу объяснить примером: вы сдавлены в середине забитого пассажирами автобуса, вы зажаты со всех сторон и понимаете, что можете пропустить свою остановку, потому что люди на вашем пути к выходу «не склонны к сотрудничеству». Зажатые двери не открываются, и никто не горит желанием вас пропустить. И вдруг, вы замечаете, что из другой двери, в буквальном смысле, вываливается народ, причём несколько человек – здоровые мужчины с огорошенным видом, которые даже не подозревали, что им придется выйти. Их просто поставили перед этим фактом в самом физическом смысле – их просто вытолкнули. Пострадавшие от собственной нерасторопности люди суетятся, чтобы попасть обратно, и в этот момент вы, с открытым ртом, лицезреете виновницу переполоха – крепенькую бабушку лет семидесяти пяти, гружённую огромной сумкой. Она проворно соскакивает с подножки и выдёргивает из автобуса мешок в дополнение к сумке. И вы, завидуя её решительности и энергии, понимаете, что пропустили свою остановку. Ситуация действует и в другую сторону: вы стоите на остановке, подходит автобус, забитый раздражёнными пассажирами и вам становится очевидно, что в него попасть совершенно невозможно. Единственное, что может спасти - это наличие на остановке бабушки с двумя кошёлками. Если вы пристроитесь за ней след в след, то место в транспорте обеспечено - насколько бы ни был забит автобус, будьте уверены, он уплотнится на одну бабушку с двумя кошёлками, ещё и вам места немного достанется. Удивительно, как много таких бабушек вы встретите на учениях. Представьте себе столкновение высокого худого европейца и маленькой плотной бабушки-буддистки – у вас есть предположение, кто победит? По-моему, аутсайдер очевиден. Обычно, сразу после окончания лекции Его Святейшества люди стараются продвинуться поближе к проходу, по которому он будет идти. Вдоль прохода образуется плотная толпа, пробиться в первый ряд которой практически невозможно. В последний день учений никто не знает, когда Далай-лама будет выходить - сначала он отвечает на вопросы, потом участвует в фотографировании. Народ частично расходится и подступы к дорожке практически пусты. Нашему европейцу повезло случайно оказаться прямо перед дорожкой за несколько минут до выхода Его Святейшества. Когда народ сообразил, что Далай-лама выходит, то, как обычно, ринулся поближе к проходу. Европеец простодушно полагал, что то, что он уже стоит возле прохода гарантирует ему место в первом ряду в двух шагах от проходящего Далай-ламы. Наивный! Мечты были разрушены энергичной бабушкой, протиснувшейся между ним и соседом и уверенно вытолкавшей его во второй ряд. Шансов удержать позицию не было никаких. - Не толкайтесь, пожалуйста! Вы зачем сюда приехали?! – оторопело выдохнул европеец. - Молиться! А вы зачем?! – бабушка тоже слегка оторопела от вопроса. - Ну, уж точно не толкаться! – нашёлся европеец. Каково? Секундный диалог, а сколько смыслов! Оговорюсь сразу, я далёк от мысли видеть в этой ситуации правых и виноватых. Это столкновение восприятий в самом чистом виде. Ощущение такое, что разница во взглядах на окружающий мир как у стрижа и морской черепахи. Напористость и непосредственность бабушки граничит с грубостью, её восприятие Дхармы можно отнести к уровню бытовой религии. Однако в искренности веры и чистоте помыслов ей сложно отказать. Этой бабушке даже в голову не могло прийти, ЗАЧЕМ сюда можно было ехать, кроме как молиться?!.. Может, она даже не подозревает о существовании другого подхода к буддизму. Мне, естественно, ближе точка зрения европейца, что буддизм – это наука, наука о сознании; философия и психология, а никак не религия в обычном понимании. (И как раз на этих учениях Далай-лама несколько раз говорил, что у буддизма и наука хорошо дополняют друг друга). Однако если ты так философски настроен, зачем ты вылез в первый ряд? Это место верующих. Зачем ты вообще приехал в Дхарамсалу, если можно послушать лекции в прямой трансляции через интернет? И главное, если ты физически выше бабушки на две головы, то тебе Далай-ламу прекрасно было бы видно и из третьего ряда! Что было потом? Через несколько секунд мимо них прошёл Далай-лама. Если вы когда-нибудь, видели его вблизи, то, наверное, помните почти физически ощутимое тепло от его улыбки, то, как он разговаривает с окружающими, посмеивается; этот сплав ощущений спокойствия, участия и заботы. Обидно, что этого не передашь словами. Что ещё хочется добавить – учения затягивают, несмотря на все сложности, после очередной поездки сразу начинаешь ждать следующих. В доказательство, помещаю отрывок из путевых заметок Олега Ткаченко, который он мне любезно разрешил перевести с украинского (несколько дней назад в Сарнатхе закончились учения Его Святейшества). Как признался сам Олег, до этих поездок у него существовало недоверчиво-предвзятое отношение к Индии, а как теперь – судите сами. Олег Ткаченко Сарнатх 15.01.11 Обед. Тысячи слушателей пытаются протиснуться с места проведения учений по узенькой улочке, поднимая целую тучу жёлтой пыли, через неё на солнце можно смотреть даже не щурясь: просто – «белое солнце пустыни». Вокруг временные кафешки-столовки из бамбука, кусков ткани, целлофана, большинство тибетцев в каких-то своих средневековых одеждах, а наряд монахов, которых тут преобладающее большинство, вообще не менялся последние 500 лет. И только примитивная надпись белой краской от руки «Интернет» напоминает, что это всё же 21-й, а не 15-й век. Толплюсь в маленьком интернет-кафе, в очереди. Две радостные монашки с детскими лицами жестом отодвигают меня от холодильника, собираясь достать бутылочку Pepsi. - Where are you from? Откуда ты? - Из Украины. - Ю.Кей? - Нет, нет, Украина. Достаю блокнотик и показываю на карте, которую рисовал вчера для соседей. - Вот это Индия, это Непал, это Тибет, Китай, вот Россия, а это – Украина, здесь Франция, Германия… - А знаю, знаю, - перебивает она меня. -Я люблю вашего известного футболиста. -Шевченко? -Да, да, Шевченко. -Ты играешь в футбол? - Нет, нет (смеётся). Я люблю смотреть футбол и, особенно, когда играет Шевченко. Ну, ок. Увидимся -Увидимся. Сарнатх 16.01.11 Здесь попадаешь в детство: всё не очень серьёзно. Ты ходишь в брюках, покрытых жёлтыми пятнами пыли и никому до этого нет дела. Можешь одеть что угодно – никто и не заметит. Вообще перестаёшь обращать внимание на одежду, на то, как ты выглядишь. Как в детстве: тебе всё равно – есть ли пятна на твоих штанах, поскорей бы выскочить на улицу. По утрам люди могут разгуливать по улице и одновременно чистить зубы. Похоже, они получают от этого огромное удовольствие – могут драить их по полчаса. Проносятся тук-туки, маленькие мотоциклетные машинки, битком набитые людьми. На многих по бокам висят монахи, их монашеские накидки развеваются по ветру. Машинки с весёлым улюлюканьем исчезают в пыльном тумане. Все улыбаются, человек с серьёзным лицом здесь – это диагноз. Вот это заметно сразу. И всем понятно – у человека проблемы. Вспомнилось, здесь часто такое ощущение, как во время Оранжевой революции. Не протестные настроения, нет. А когда тебе улыбаются совершенно незнакомые люди, и ты улыбаешься в ответ. Ощущения единства, открытости, искренности, когда люди не боятся проявлять свои добрые чувства. Варанаси 16.01.11 На набережной Варанаси запах благовоний смешивается с дымом погребальных костров, цветы для подношений Ганге с грязью под ногами, открытые и искренни индусы с настоящими жуликами. С высоты причала наблюдаю за посадкой на большую деревянную лодку. Пожилые женщины и немного помоложе, с детьми и без, поспешно рассаживаются в лодке. Все в ярких сари, оранжевых и жёлтых, или в ярко-красных шалях, которые укрывают плечи и спину. Лодка набита битком, наверное, душ пятьдесят, есть и несколько мужчин. Лодка отчаливает и медленно-медленно отдаляется от берега. Иностранка, которая стоит рядом, несмело поднимает руку, пытаясь помахать им вслед. И вся лодка, все 50 человек, не задумываясь, начинают радостно махать нам. Да они же как дети. Мы так не можем! Это была последняя капля и у меня потекли слёзы. Я машу им вслед и не могу остановить слёз. Иностранка поднимает очки и тоже вытирает глаза. Они растрогали нас очень глубоко, эти индийцы. Евгений Бульба (специально для www.savetibet.ru) На фото: Дхарамсала 2007 Просмотров: 4719 | Тэги: общество
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |