Сохраним Тибет > Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки

Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки


18 апреля 2011. Разместил: savetibet
«В тех местах, где не распространены религиозные течения с явно выраженными философскими традициями (которые я обычно называю "крупными мировыми религиями"); где есть лишь простейшие верования, предусматривающие совершение подношений солнцу, луне или горам, и не имеющие прочных философских воззрений (я их называю местными верованиями и не отношу к крупным мировым религиям), так вот, в таких местах миссионерская деятельность полезна. Там же, где уже распространены религии с философскими воззрениями, миссионерская деятельность, обращение в свою веру, ведет к столкновениям. И сегодня, когда мы прилагаем особые усилия для пропаганды межрелигиозной гармонии, усилия миссионеров по обращению людей в свою веру не вызывают одобрения.

Если говорить обо мне, то куда бы я ни направлялся, находятся люди, которые просят меня даровать им буддийские учения или дать объяснения по буддизму. Я всегда говорю однозначно, будь то в Америке или в Европе: "Жители ваших стран не являются традиционными последователями буддизма, вы живете в небуддийских странах. У вас есть собственные религиозные традиции, уходящие корнями в иудаизм и христианство. Гораздо лучше и безопаснее для вас придерживаться своей традиционной религии, нежели переходить в другую веру". Я всегда говорю это очень твердо».

Его Святейшество Далай-лама




Менее ста лет назад Монголия была буддийской страной, в которой насчитывалось 1250 монастырей и дацанов, многие тысячи ступ, около 100000 монахов, миллионы буддийских книг. В то время страна была, наряду с Тибетом, одним из главных центров мирового буддизма. Но в 1921 г. произошла революция. Армия барона фон Унгерн-Штернберга, который освободил столицу Монголии от китайских оккупантов, восстановил независимость страны и монархическую власть Богдо-гэгэна VIII, была разбита войсками большевиков и Монгольской народной партии (позже – МНРП). Законное правительство Богдо-гэгэна сместили, а власть в стране захватили большевики.

По указаниям Коминтерна уничтожались народные традиции, буддийская религия и культура монгольского народа. Монахов подвергали репрессиям, расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, ссылали. Все монастыри закрыли, почти все разрушили. Религиозные предметы и книги конфисковали и уничтожили. Миллионы голов скота, другое движимое и недвижимое имущество, которое народ столетиями жертвовал буддийской церкви, тоже конфисковали.

Хотя позже разрешили открыть единственный монастырь на всю страну, в течение долгих 70 лет красные проводили целенаправленное разрушение религиозного сознания народа.

Достижения последних десятилетий



Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Главный храм монастыря Гандантэгчинлин.
В 1990 г. в Монголии произошла демократическая революция и народ сбросил тоталитарный режим. Монголия стала демократическим государством. В 1991 г. была утверждена новая Конституция. В ней выдвинута важная задача: "Построить и развивать гуманное и демократическое общество". В статье 16 сказано: "Каждый гражданин имеет право исповедовать или не исповедовать религию". Вскоре, в 1993 г. монгольский парламент утвердил закон "Об отношениях государства и монастырей".

За 20 лет демократии монголы достигли немалых успехов в развитии буддийской религии. Построено много буддийских монастырей, дацанов и ступ. Так, построен монастырь Бэтуб в Улан-Баторе, основанный Бакулой Ринпоче; восстановлен монастырь Амарбаясгалант в Селенгинском аймаке, который восстановил Гуру Дава Ринпоче; построены монастыри Гунчэв Жампалин в Улан-Баторе и Арьябол на Тэрэлдже, основанный Панчен Отрулом Ринпоче, Буддийский Махаяна-центр в Улан-Баторе и Дархане, монастырь Идгаа в Гандане, женский монастырь Долмалин в Улан-Баторе, основанный Сопой Ринпоче; в Улан-Баторе восстановлены монастыри Восточный Хурэ, Дашчойлин, Дамбадаржа, Манба-дацан, тантрический дацан Падмасамбхавы, Пунцоглин, Ламиран-дацан, монастырь Нархажид.

Еще много буддийских монастырей и храмов построены в аймаках и сомонах. В западном Кобдосском аймаке построен новый монастырь Пунцог-Чойнлин, в восточном Хэнтэйском аймаке частично восстановлен монастырь Балдан-Бревен, в южном Южно-Гобийском аймаке постоен монастырь Камар и Шамбала-центр Равжа-хутухты, в северном Селенгинском аймаке восстановлен монастырь Амарбаягалант, в городе Дархане построена большая статуя Будды. В Улан-Баторе, на горе Зайсан была поставлена большая статуя Будды. Основание этим работам положили Гуру Дава Ринпоче и корейский хамбо-лама.

В 2010 г. монгольская буддистка по имени Оюун лично сделала большое денежное подношение, и на эти средства около монастыря Амарбаясгалант в удивительно короткий срок был построен комплекс с позолоченной статуей Богдо-ламы Цзонхавы и его учеников Хайдупа и Жалчувчи. Этим добрым делом Оюун доказала, какой сильной бывает вера монгола.

Холодным майским днем 2010 г. поставили первую точку на земле, где должен был появиться комплекс Богдо-ламы Цзонхавы. Тогда с неба шёл то ли снег, то ли дождь с какими-то неопределенными образами, напоминавшими то ли квадрат, то ли треугольник, то ли шарик. Но удивительнее всего, что к следующему утру (то есть за одну ночь) появлялись вокруг той земли жёлтые цветочки. Это благой знак божества. Мы видели это замечательное событие в документальном фильме, показанном по монгольскому телевидению. Так Будды и Бодхисаттвы стали благословлять Монголию.

Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Монастырь, Бэтуб, основанный Бакулой Ринпоче
в Улан-Баторе в 1999 году.
В настоящее время в Монголии насчитывается 170 буддийских монастырей и дацанов, в них – 5000 лам и хувраков (по сообщением печати и Интернет-сайтов). Как видим, до полного восстановления того, что было разрушено, еще далеко.

Его Святейшество Далай-лама XIV несколько раз бывал в Монголии и даровал Дхарму ее народу. Приезжали в Монголию Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба, Сопа Ринпоче, Панчен Отрул Ринпоче, Жадо Ринпоче, Сакья Тризин Ринпоче, Ризон Ринпоче, Чоден Ринпоче, Денма Лочен Ринпоче и многие другие почтенные и мудрые ламы. Они даровали верущим много учений, лунгов и т.д.

После двадцатилетних препятствий Его Святейшество Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба получил в конце прошлого года монгольское гражданство. Это важное событие для верущих монголов. Наконец-то у монголов есть глава буддийской церкви.

В Махаянском центре (ФПМТ) в Улан-Баторе, основанном Сопой Ринпоче, западные и тибетские ламы дают учение Будды, бесплатно учат английскому языку, бесплатно распространяют буддийские книги, кормят и помогают бедным людям. Среди посетителей центра много молодых людей.

Некоторые современные певцы стали певцами Будды. Полюбились верующим буддийские «хиты» певца буддийских песен Сарагуа. Буддийские картины, книги и ступы ламы Г. Пурэвбата знают и ценят не только в Монголии, но и на Западе. Созданное им FM-радио "Лавайн эгшиг" популярно среди молодёжи столицы.

Нынешние монгольские ламы перевели много чудесных буддийских книг с тибетского на современный монгольский, среди них особенно популярны "Ламрим Ченмо" Богдо-ламы Цзонхавы, "Комментарии к Ламрим-Ченмо" Пабонки Ринпоче и Патрула Ринпоче, "Бодхичарья-аватара" Шантидевы, книги Падмасамбхавы, Атиши, Тилопы, Наропы, Миларепы, Нагаржуны и т.д.

Недавно по указу президента Ц. Элбэгдоржа в 5 – 10 классах общеобразовательных школ Монголии стали разрешать проводить уроки по традиционным обычаям, религии и культуре.

У Монголии прекрасные перспективы вновь стать центром мирового буддизма. Но для этого мы должны ограничить деятельность миссионеров чуждых религий и сект, запретить деятельность тех из них, кто нарушает законы и наносит вред нравственности народа. Нам следует изменить свои законы для того, чтобы защитить традиционную религию и культуру.


Экспансия иных вероисповеданий: изменение баланса



Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
В Улан-Баторе бок о бок существуют буддизм и иностранные секты.
На фото: слева Церковь Мормона, справа Буддийский Махаянский Центр.
Каково соотношение между традиционными и зарубежными вероисповеданиями в современной Монголии? По сообщениям печати и Интернет-сайтов, в 2010 г. в Улан-Баторе действовали более 350 храмов и религиозных учреждений. Из них христианских (в основном, протестантских) – 197 (почти 70%), буддийских – 63, шаманских – 7, исламских – 3. Без законных разрешений и регистраций действовали: христианских храмов – 91, исламских – 1, шаманских – 1; налогов они не платили.

По официальным данным, в 2010 г., в Улан-Баторе зарегистрированы и действуют 115 христианских храмов и церквей, 62 буддийских монастыря и дацана, 10 шаманских центров, 2 мечети, 1 бахаистский храм.

В Монголии с незапамятных времен существовал шаманизм; казахи исповедовали ислам. Сегодня в Монголии быстро растет число шаманов: в каждом аймаке, в каждом сомоне, во многих городах и семьях появились шаманы.

Но гораздо больше зарубежных миссионеров. За последние 20 лет много христианских миссионеров въехали в Монголию без надлежащих виз. Действуют они очень активно. В настоящее время в Монголии действуют христианские проповедники многих направлений: католики, протестанты, пятидесятники, пресвитериане, евангелические христиане, медотисты, лютеране, православные. Продвигается ислам суннитского направления. Кроме того, действуют мормоны, иеговисты, баптисты, муниты, индуисты, бахаиты, члены секты Ананда марг, ведисты, члены Шри Шри Рави Шанкара ("Искусство жизни") и другие. Общее число достигает 185.

Сейчас в Улан-Баторе действующие буддийские монастыри и храмы составляют лишь около 30% религиозных учреждений. Сегодня в Монголии нет законов, регулирующих такие проблемы, нет даже проекта нового закона, нет государственной политики по этому вопросу.

В течение 20 лет соотношение между религиями менялось, но это не беспокоило ни политических, ни государственных деятелей. Никаких инициатив они не проявляли. Не проявлял их даже главный монастырь страны Гандантэгчинлин.


Недочеты законодательства


Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Большая церковь Мормона в Улан-Баторе.
В начальный период демократического развития не было надлежащих законов, защищающих страну от чужих религий и сект. Когда в 1991 г. утверждали новую Конституцию, из 420 депутатов Великого народного хурала 90% составляли председатели аймаков и сомонов, меньшинство ― представители новых демократических сил, был в их числе и один лама. Тогдашние члены парламента были в основном атеистами, не разбирались в религии, знали только цитату из Маркса: "Религия ― это опиум народа". Они не знали, как защитить Конституцией традиционную религию своей страны. Они внесли в Конституцию общую формулировку: "Все религии равны. Граждане имеет право исповедовать или не исповедовать религию".

В результате буддизм оказался в Монголии в худшем положении, чем вероисповедания, импортируемые из-за границы. Ведь все имущество Буддийской церкви Монголии в свое время конфисковали, ее материальная база была подорвана. Но за 20 лет демократии даже из того немногого, что осталось, вернули далеко не все. И вот теперь буддийскую церковь, существующую лишь на небольшие пожертвования прихожан, поставили в "равные" условия с богатыми западными миссионерами, которым из-за границы текут сотни тысяч долларов на покупку все новой паствы.

Например, хамбо-лама из монастыря Шанха Увурхангайского аймака (этот монастырь был основан Ундур-гэгэном 300 лет назад) говорил, выступая по телевидению, что он получает в месяц 108.000 тугриков, а государство требует от него налог 180.000 тугриков в месяц.

Члены парламента в 1993 г. утвердили закон "Об отношениях государства и монастырей" и внесли только одну статью (статью 4), касающуюся традиционной религии: "Государство уважительно относится к преобладающему положению буддийской религии в Монгольском государстве, чтобы сохранить единство, традиции, культуру и цивилизацию монгольского народа. Это не мешает гражданам исповедовать другие религии".

Если теперь в этот закон внести статью, защищающую традиционную религию, то она не будет соответствовать Конституции. Поскольку традиционная религия не защищена законом, а в Конституцию не внесены необходимые поправки, уже 20 лет при отсутствии надлежащего закона миссионеры иных вероисповеданий ведут неприкрытую пропаганду и экспансию. Хотя в законе говорится, что государство уважительно относится к "преобладающему положению буддийской религии в Монголии", на самом деле практикующие буддизм скоро останутся в меньшинстве.

После заката коммунистической идеологии в Монголии образовался духовный вакуум. Этот вакуум и стали быстро заполнять миссионеры ― в основном, из США и Южной Кореи.

Статья 10 закона "Об отношениях государства и монастырей" гласит: "Если храм или церковь нарушит закон, то государственное учреждение лишает регистрации данные церковь или храм". Однако в Монголии много иностранных религиозных учреждений нарушают закон, но ни одно из них не было лишено регистрации. Согласно этому закону, нарушившее его должностное лицо облагается штрафом в размере от 1.000 до 20.000 тугриков, а юридические лица ― штрафом в размере от 50.000 до 150.000 тугриков. Эти штрафы составляют от 72 центов до 109 американских долларов ― смешная сумма, например, для мормонской или католической миссий, действующих на территории Монголии, чье финансирование составляет сотни тысяч долларов в год. Да никого и не облагали штрафом за нарушение этого закона.

Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Самая большая католическая церковь, построенная Ватиканом в Улан-Баторе.
В 1993 г. Парламент Монголии утвердил закон "О правовом положении иностранных граждан". Статья 24 статья этого закона гласит: "Число иностранных граждан и иммигрантов, долго и постоянно проживающих на территории Монголии, не должно превышать 1% населения Монголии, а число граждан одного государства не должно превышать 0,33%". Это, конечно, важный закон. Именно таким образом следовало утвердить и закон, зашищающий традиционную религию, с формулировкой: "Число иностранных храмов и церквей не должно превышать 10% от числа монастырей традиционной религии Монголии".

Статья 8 закона "Об отношениях государства и монастырей" гласит: "Запрешается проводить религиозные учения и собрания в государственных школах. Это не относится к научному изложению религиозной культуры и учений". Но преподаватели неправильно поняли эту статью. Они подумали, что нельзя преподавать религию в школах, в институтах; подумали даже, что нельзя произносить ни слова о религии в школах. Эту 8-ю статью необходимо изменить следующим образом: "Запрешается проводить иностранные религиозные учения и собрания в государственных школах и институтах. Разрешается проводить учения традиционной религии и культуры в государственных школах и институтах в целях воспитания гуманизма".

В прошедшие 20 лет в школах и институтах не разъясняли буддизм. Не учили детей состраданию ко всему живому, к природе. Поэтому многих молодых людей интересует только кино, телевидение, видео, книги и журналы, которые пропагандируют насилие, войну, агрессию, прелюбодеяния и т.п.

Надо учить молодое поколение Бодхичитте, гуманности, состраданию, дружественному поведению. Надо давать им буддийское учение, учить, как управлять умом, как сдерживать чувства, как очищать душу. Надо учить их практикам шести парамит. Поэтому самым важным вопросом становится обучение традиционной религии с малых лет в школах и институтах.


Результаты деятельности миссионеров


Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Слева юный монгол-мормон, в руках которого "Книга Мормона"
на монгольском языке.
По неофициальным данным, сегодня в Монголии численность монголов, следующих различным направлениям христианства в силу деятельности миссионеров из США и Южной Кореи, достигла 40.000, 90% из них составляет молодёжь. Обращаясь к христианской религии, принесенной зарубежными миссионерами, монголы говорят: "Это хорошая религия: ее последователи бесплатно преподают английский язык, раздают бедным еду и одежду". Но ведь это материальные стимулы, а отнюдь не духовные.

Когда я встречаюсь с монголами-христианами, то спрашиваю их: "Вы хоть одну буддийскую сутру читали?" Они отвечают: "Нет, ни одной сутры я ни читал". Когда идешь по улице столицы, часто слышишь из какого-нибудь дома пение: "Аллилуйя, аллилуйя..." Три года назад я, после многих лет, встретил в столице одноклассницу. Мы поговорили; я понял, что теперь она христианка. Я спрашиваю её: "Ты когда стала христианкой?" Она: "Два года назад". ― "Как зовут твоего бога?" ― "Иегова".

Десять лет назад я по служебным делам ездил в аймак в рамках проекта по изучению уровня жизни населения. Зашел в один дом. Сидит пожилая женщина и читает Библию. На столе много разных Библий. Я спрашиваю: "Как вы стали христианкой?". Она говорит: "Я была атеисткой, читала Библию и стала христианкой". ― "Вы буддийские сутры читали?" ― "Нет. Эти сутры на непонятном тибетском языке".

Недавно зимой из далекого сомона отец-пастух прислал сыну-студенту, обучающемуся в институте Улан-Батора, говядину. Тот монгольский студент принял мясо и говорит: "Благодарю Бога-Творца за то, что прислал мне мясо коровы".

С 1991 г. молодые парни из Солт-Лейк-Сити, США, беспрерывно приезжали в Монголию и за 2 или 3 месяца научились хорошо говорить по-монгольски. Они стали распространять мормонскую веру даже в самых далеких уголках страны: в сомонах, в маленьких деревнях. Везде они ходят по двое, на них в чёрный костюм, белая рубашка, галстук, на костюме значок "elder" ("старейшина"), в руках книга Мормона. Посланцы-мормоны неустанно ездят по Монголии. Они втянули в свою секту многих молодых монголов.


Массированная пропаганда


Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Здание церкви Христа святых последних дней
в Монголии (источник: Wikipedia).
Сегодня в Монголии ведется массированная христианская пропаганда. В Улан-Баторе протестантский канал "Eagle ТV" почти 20 лет ведет пропаганду среди населения. По "Eagle ТV" один молодой пастор-монгол говорит: "Эй, юные монголы! Если ваши отцы и матери не одобряют, что вы слушаете христианское учение, то надо противостоять родителям ― не слушайте своих родителей!" Так разрушается почтение к отцу и матери.

При этом в Монголии сегодня нет ни одного постоянно работающего буддийского телеканала. Лишь изредка, от случая к случаю, по некоторым каналам передают буддийские передачи.

Сегодня в Монголии нет ни одной буддийской газеты и журнала, которые бы публиковались массовым тиражом, но публикуется много важных буддийских сутр и книг. Монгольские ламы переводят много важных сутр.

Триста лет назад монгольские ламы писали: "На Джамбудвипе много учителей-лам, но выбирай Ламу Цзонхаву. На Джамбудвипе много учений, но выбирай "Ламрим Ченмо". На Джамбудвипе много мыслей, но вспоминай карму". Сегодня эта фраза актуальна, как никогда.

Президенты Монголии в разные периоды издавали указы для сохранения национальной культуры ― указы о борьбе с алкоголизмом, о том, чтобы в каждой семье была книга "Сокровенное сказание монголов" и национальный музыкальный инструмент морин хуур. Президент Н. Энхбаяр, когда он был министром культуры, перевел книгу "Учение Будды", способствовал созданию большой статуи Жанрайсэга (Ченрезига) в монастыре Гандан, приезду из Индии в Монголию священных реликвий. Это правильные шаги, но их недостаточно для сохранения духовности. К сожалению, государство не считает необходимым преподавать детям буддизм, сострадание, бодхичитту в школах и институтах. Никто не размышляет о том, как защитить традиционную религию Монголии от экспансии миссионеров.

Надежды на будущее


Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибки
Ученики Университета буддологии имени Занабазара.
Современный монгол должен быть не только знающим человеком, который владеет компьютером, Интернетом, английским языком, водит машину. С моей точки зрения, нужно еще знать свою историю и традиционную культуру, религию, обычаи, нравы и старомонгольскую письменность. Нужно преподавать эти предметы детям. Для этого необходимо подготовить хороших учителей. Недавно в Гандане стали работать молодые ламы и хувраки, только что закончившие обучение в монастыре Дрепунг Гоманг в Индии. Я надеюсь, что перед нами откроются перспективы развития.

Монгольское государство должно способствовать восстановлению и развитию буддизма и традиционной культуры, обеспечивать соответствующее обучение молодого поколения. Необходимо решить вопрос об освобождении буддийских монастырей и духовенства от налогов. Я надеюсь, что президент издаст указ о том, чтобы не только "Сокровенное сказание" и морин-хуур, но и книга "Ламрим Ченмо" была в каждой монгольской семье. Если государство и коммерческие фирмы поддержат этот проект, то это вполне осуществимо. Я иногда об этом говорю людям, но некоторые отвечают: "Современный человек не понимает этой сутры, написанной на древнем непонятном языке".

Да, Будда 2500 лет назад говорил на санскрите, Лама Цзонхава 650 лет назад говорил на тибетском языке, но они даровали учение не только индийцам и тибетцам ― они даровали учение всем живым существам. Что касается "непонятного языка", то ведь и книги классиков марксизма-ленинизма и иностранных миссионеров изначально тоже были написаны не по-монгольски. У нас сейчас ведутся работы по переводу буддийских книг на монгольский язык. Например, два года назад монгольский шунлайв гавж С. Гантэмур перевел на монгольский язык с тибетского комментарии Патрула Ринпоче к "Ламрим Ченмо". Написана эта книга таким простым языком, что поймет ее даже ученик средней школы.

Государство должно безотлагательно издать закон об ограничении числа нетрадиционных для Монголии храмов и религиозных организаций. Нужно внести изменения в соответствующую статью Конституции.

Далай-лама сказал: "Современная Монголия ― это опора мирового буддизма". У нас, монголов, у нашего государства есть возможность стать такой опорой. Нынешная новая Монголия должна стать высокоразвитым буддийским, гуманным, демократическим государством мира. Это зависит от правильной политики правительства и от солидарности, усилий, стремлений и трудолюбия монгольского народа.


Пусть все живые существа встретятся с Дхармой, освободятся от сансары и достигнут Просветления!

Доржийн Сухбаатар, юрист и журналист
Монголия




Видеосюжет Фонда сохранeния традиций Махаяны под духовным
руководством Ламы Сопы Ринпоче о возрождении буддизма в Монголии.


Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибкиКак монголы перестали проливать кровь людей и животных
Из жизнеописания Третьего Далай-ламы Сонама Гьяцо


Наследник Хубилая Тимур оказался противником распространения миролюбивых положений буддизма, поэтому в период его правления Монголия отвергла эту религию и вновь возвратилась к древним шаманским культам и обрядам, поощрявшим политику кровавых распрей и завоеваний. В очередной раз монгольское государство переживало мрачные времена, когда народ его находил радость в недобродетели, получая удовольствие от созерцания разорванной на куски плоти. Монголия стала похожа на остров, тонущий в море насилия и крови, пролитой ею самою...



Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибкиМонголия: вернуть жизнь монастырю

Каракорум, Монголия. Эрденэ Зуу, старейший из сохранившихся буддийских монастырей в Монголии. Обдуваемый ветрами комплекс, раскинувшийся в долине Орхон, на знаменитом древнем перекрестке дорог, который Чингисхан выбрал для столицы своей империи Каракорум в далеком 1220 году. Монастырь ведет свою историю с 1586 года, он был построен из камней, оставшихся от разрушенной столицы. В свое время он насчитывал 60 храмов и 1000 монахов, живших в многочисленных юртах (герах), раскиданных по степи, поросшей густой высокой травой. Сегодня здесь всего 54 монаха, и ни один из них не живет непосредственно в монастыре. Из 13 оставшихся храмов, для молитв можно использовать только один, Храм Ламы.



Возрождение буддизма в Монголии ― достижения и ошибкиИз дюн Гоби на вершину мира… и дальше
Интервью с тибетологом Гленном Муллином


"В буддизме всегда подчеркивается важность внутренних достижений, а не внешней демонстрации. Поэтому и в буддийском искусстве, и в литературе демонстрация сверхъестественных возможностей остается позади чуда внутреннего Просветления, которое в тантре называется Махамудрой. Тем не менее, за долгие века появлялись буддийские мудрецы, которые время от времени расправляли крылья. Будда летал много раз, также как и два его основных ученика, Шарипутра и Маудгальяяна и многие из шестнадцати архатов. Затем был Нагарджуна, которого, казалось, не привлекало хождение по земле, и Асанга, который после двенадцатилетнего ретрита летал на регулярной основе. Продолжил традицию Шантидева, вылетевший в окно и исчезнувший на глазах у пятисот изумленных монахов. Много внесли в продолжение этой традиции Тибет, Бутан и Монголия: Падмасамбхава, Еше Цогьял, Намка Нингпо, Марпа, Миларепа, Мачиг Лабдрон и так далее. Полеты всегда были коньком монголов..."