Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Продолжение учений Его Святейшества Далай-ламы в Лехе, Ладак8 августа 2012 | Версия для печати
Его Святейшество Далай-лама приветствует собравшихся в начале второго дня учений в Лехе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 5 августа 2012 г. Фото: Namgyal AV Archive Поскольку обеты бодхисаттвы и посвящение создают прочную связь с ламой, Его Святейшество сказал, что считает важным еще раз рассказать о злобном духе Долгьяле (известном также как Шугден). Человеку, который до сих пор верит в Долгьяла, лучше не создавать связь с Его Святейшеством. Далай-лама признал, что он, также как и сидящий на платформе справа от него Гаден Три Ринпоче – Ризонг Ринпоче – в своё время поклонялись Долгьялу, однако прекратили выполнение ритуалов после того, как исследования, проведенные Его Святейшеством, выявили их ошибочность. «Я выяснил, что Долгьял появился во времена Пятого Далай-ламы, непосредственно знавшего, кем он был. Он составил призыв к тибетским защитникам Дхармы с повелением не помогать Долгьялу. А так же написал, что Долгьял появился в результате неблагих молитв, что он злобен по природе и несет вред Дхарме и живым существам». «Очевидно Десятый Панчен-лама, Лобсанг Тринлей Лхундруп, тоже поклонялся этому духу, но незадолго до своего ухода в 1989 году, он обнаружил документ, написанный Восьмым Панчен-ламой, Тенпай Вангчуком, запрещающий монахам Ташилунпо выполнять эту практику. Далай-лама 13-й также не одобрял эту практику. Я выполнял ритуалы, связанные с этой практикой, но однажды обнаружил в них ошибки и прекратил её. Из двух моих наставников Линг Ринпоче вообще не имел отношения к Долгьялу, однако Триджанг Ринпоче следовал этой практике. Когда я прекратил её выполнение, об этом узнали оба моих наставника». «Монастырь Ганден Джангце обратился к Долгьялу и не уделял должного внимания Палден Лхамо, из-за чего он столкнулся с трудностями. Многие монахи в больших монастырях прекратили поклонение Долгьялу, но некоторые продолжают выполнение этих ритуалов и сформировали настроенное против меня сообщество, которое получает поддержку коммунистических властей Китая». Его Святейшество продолжил, что тот, кто выполняет практику Долгьяла по неведению, может не бояться и, следуя его совету, прекратить её. С другой стороны, сказал он, поклонение какому-либо злобному духу – это личное право человека, Его Святейшество лишь просит таких людей не принимать от него обеты или посвящения. Его Святейшество дает учения в Лехе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 5 августа 2012 г. Фото: Namgyal AV Archive Далай-лама вспомнил свой визит в тибетское поселение Бхандара в центральной Индии и маленькую девочку, сделавшую доклад о вращении солнца и луны и о том, как происходит солнечное затмение. Она с гордостью заявила ему тогда: «Мы, тибетцы, говорим, что затмение происходит, когда Раху проглатывает солнце, но это неправда!». Его Святейшество был впечатлён. Он вспомнил ещё одну историю в этом же духе – как он ребенком наблюдал лунное затмение и видел, как ему казалось, дрожание луны, которую ему было очень жаль. Но, как он теперь понимает, для жалости не было причин. Возвращаясь к тексту, к строчке «Выражаю почтение победоносному трёх времен», Его Святейшество напомнил слушателям, что буддист – это тот, кто принял прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе и на этом основании приступил к практике Дхармы. Недостаточно сказать «Я буддист, потому что так сказали мои родители». Когда мы понимаем, что стать буддой, преодолевшим все свои ошибки и взрастившим все необходимые качества, действительно возможно, тогда мы принимаем прибежище в Дхарме и, следуя путем истины, достигаем подлинного освобождения. Говоря о том, что «Светоч на пути» был написан по просьбе царя Джанчуб O, Его Святейшество счел необходимым отметить, что во времена таких великих тибетских императоров, как Сонгцен Гампо, Трисон Децена и Ралпачена, все три тибетских региона были объединены. В деревне Его Святейшества около Кумбума, до сих пор используют слова, пришедшие из центрального Тибета. Они были принесены солдатами, направленными тибетским правительством, когда страна представляла собой единое целое. Более того, американский ученый, изучающий тибетские законы, сообщил ему, что официальные термины, использовавшиеся по всему Тибету, были одинаковы, и это в очередной раз иллюстрирует тот факт, что три исторические провинции были объединены. С течением времени страну разделили на части и потомок царского рода, Джанчуб Во, правивший западным Тибетом, пригласил в Тибет Атишу, который по просьбе царя и составил этот текст. Текст является основой для всей тибетской традиции, поскольку последователи школ Кадам, Кагью, Сакья и Ньингма обладают собственными текстами, опирающимися на «Светоч на пути к освобождению». Сравнивая стиль написания индийских книг с книгами, написанными на тибетском языке, Его Святейшество подчеркнул, что индийские мастера полемизируют с множеством других точек зрения и имеют большую склонность к диспутам. Его Святейшество также отдает предпочтение этому стилю. Он любит давать учения, сопоставляя их с другими точками зрения. Вместе с тем, это вовсе не означает, что ему нравится критика как таковая; Далай-лама убежден, что нам следует уважать другие точки зрения, сохраняя веру в свою собственную. Во время учений Его Святейшества Далай-ламы в Лехе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 5 августа 2012 г. Фото: Namgyal AV Archive Буддийские тексты Кагьюра и Тенгьюра можно разделить на три категории, на тексты, относящиеся к буддийской науке, буддийской философии и буддийской религии. Буддийская наука – это наука ума, обладающая универсальной пользой. Сегодня современные ученые начинают осознавать богатство знания, спрятанного в буддийской литературе, касающейся эмоций и структуры ума. Точно также и буддийская доктрина о взаимозависимом происхождении, помимо духовного развития, может успешно применяться во многих других областях человеческой деятельности, таких как наука, экономика, экология и принести пользу семи миллиардам жителей этой планеты. Драгоценная человеческая жизнь предоставляет нам множество возможностей, которые мы, однако, не можем использовать в полной мере, не осознав непостоянство и смерть. Традиционная медитация о смерти состоит из девяти пунктов, которые сводятся к трем основным идеям: смерть неизбежна, время смерти неизвестно и ничто, кроме знаний, полученных в процессе изучения Дхармы, не поможет нам во время смерти. Какие бы богатства мы ни накопили в течение жизни, умирая, мы вынуждены будем оставить их. С этой точки зрения цари и нищие ничем не отличаются друг от друга. Его Святейшество вспомнил, что когда он и многие другие тибетцы покидали Тибет в 1959 году, они практически ничего не смогли взять с собой. Он был вынужден оставить все драгоценные и священные предметы, хранившиеся в Потале со времен предыдущих Далай-лам. Также и во время смерти только добродетель, которую мы смогли накопить в этой жизни, поможет нам и определит нашу следующую жизнь. «Зная, что смерть неизбежна, преисполнитесь решимости практиковать Дхарму; зная, что время смерти неизвестно, преисполнитесь решимости практиковать её прямо сейчас, воздержитесь от недобродетели и примите прибежище в Трех Драгоценностях. Вот причина для высшего рождения». Затем Его Святейшество обратился к тексту «Три основы пути» Чже Цонкапы, написанного как письмо с рекомендациями Навангу Дракпе. Ссылаясь на то, чему он только что учил из «Светоча на пути к просветлению», Его Святейшество сказал, что если страдания других существ становятся нестерпимы для человека, это означает, что он приобрел высшие духовные способности. А это, в свою очередь, возможно только если вы развили в себе решимость освободиться [от собственных страданий]. Страдания вызваны нашей врожденной тягой к эфемерным накоплениям, нашим неправильным пониманием себя. И наша задача – увидеть, как мы можем от этого освободиться. В завершение Его Святейшество прочитал строчку из «Трех основ пути», касающуюся развития бодхичитты, устремления достичь состояния будды на благо всех живых существ. Сначала принятие этой мысли требует больших усилий, но чем больше вы размышляете, тем более естественной она становится и, в конечном итоге, вы можете достичь этого состояния ума. После чего Его Святейшество пошутил, что мысль об обеде становится все более настойчивой, а потому пора сделать перерыв. Школьники ведут диспут, а местные женщины украшают сцену свежими цветами перед началом учений Его Святейшества в Лехе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 6 августа 2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ) В этот день Его Святейшество начал учения словами: «Будда говорил: “Не совершай дурных деяний, практикуй только добродетель”. Если наша мотивация негативна, то и действие, произведенное под влиянием такой мотивации, также будет негативным. Будда учил нас избегать негативных деяний, потому что это в наших же собственных интересах. Помогать бедным и нуждающимся, снабжая их едой и лекарствами, – это очень хорошо, но еще важнее развивать альтруистический настрой. Для этого нам необходимо усмирить ум, преодолеть нашу эгоистичную мотивацию и посвятить себя благополучию других». Нагарджуна говорил, что если мы хотим достичь просветления во благо себя и других, нам необходимо взрастить в себе сострадание и мудрость, постигающую пустоту. Для достижения состояния будды необходим альтруистический настрой. Бодхичитта, устремление к просветлению ради счастья всех живых существ, – это подход, несущий благо всем. Бодхичитта, подразумевает сострадание и исключительную решимость помогать другим». Его Святейшество также отметил: «Хотя сам я не развил в себе бодхичитту в полной мере, я глубоко восхищаюсь ей. С 14 лет я посвящал все свои силы изучению пустоты. Я думал, что бодхичитта – это конечно очень хорошо, однако ее сложно достичь. С другой стороны, я полагал, что пустоту постичь возможно, это в моих силах. Помню, я думал, что можно достигнуть освобождения и после этого передохнуть. А потом я получил комментарий на текст Шантидевы «Путь Бодхисаттвы» от Куну Ламы Ринпоче, и тогда-то начал понимать, что при наличии времени и возможности для практики, развить бодхичитту возможно». Его Святейшество Далай-лама возносит молитву перед началом учений в Лехе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 6 августа 2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ) Во время церемонии порождения бодхичитты и принятия обетов бодхисаттвы Его Святейшество сказал, что он также дарует обеты мирянам. Эти обеты состоят из пяти основных обязательств: отказ от убийства человека; отказ от присвоения того, что не дано; отказ от сексуальной распущенности; отказ от лжи, здесь Его Святейшество привел в пример ложь относительно своих духовных реализаций, об этом должны помнить люди, сидящие, как он, на троне; отказ от принятия одурманивающих веществ. Во время церемонии Его Святейшество давал наставления принимающим обеты. Он также сказал, что по окончании третьего повтора, когда он щелкнет пальцами, они должны представить, что получили от него эти обеты. Затем Далай-лама провел обряд порождения бодхичитты устремления, посоветовав собравшимся визуализировать перед собой в качестве свидетелей самого Будду, окруженного бодхисаттвами, своими основными учениками и великими мастерами Индии, Тибета и Ладака. Порождение бодхичитты устремления означает, что у человека появляется сильная устремленность к просветлению ради блага всех живущих, которую нужно стараться сохранить и не дать ей померкнуть. Зачитывая остальные строфы двух текстов, Его Святейшество остановился на качествах духовного учителя, упомянув, что в своем Украшении Сутр Майтрея перечисляет десять качеств, таких как обладание знаниями и проявление сострадания к другим. Самым важным соображением здесь является то, что невозможно помочь другим усмирить ум, не достигнув прогресса в усмирении собственного ума. Говоря о практике развития сосредоточенного ума, одной из шести парамит, практик бодхисаттвы, Его Святейшество объяснил, как выбирать объект медитации, как его визуально изучить и умственно построить его четкий образ. Этот ментальный объект является объектом по отношению к которому развивается однонаправленный ум. Однонаправленное сосредоточение порождается не с помощью органов чувств, но с помощью ума. Далай-лама также пояснил, что ментальный образ, на который мы будем медитировать, можно строить на основе как внешнего объекта, так и внутреннего, такого, например, как внутренние каналы или буквы в них. Также в качестве объекта медитации можно использовать собственный ум. В тибетской буддийской традиции распространено развитие однонаправленного ума с помощью йогических медитаций на божеств. Говоря о мудрости, Его Святейшество отметил, что следует помнить о том, что внешние проявления не всегда отображают истинное положение вещей. Вещи не всегда существуют в том виде, в котором они нам являются, и даже обозначенное умом отличается от видимого нами. Здесь очень важен анализ. Для устранения неведения и неправильного понимания необходимо использовать противоположные меры, подобно тому, как огонь изгоняет холод, и свет вытесняет тьму. В «Трех основах пути» Цонкапа объясняет, что необходимо понять пустоту, т.е. отсутствие самобытия, и взаимозависимое возникновение, а также, как они соотносятся друг с другом. В завершение текста Цонкапа дает Нгавангу Дракпе, а следовательно, и нам следующий совет: Когда ты правильно уяснил Важнейшие моменты трех основ пути, (решимость достигнуть освобождения, бодхичитта и мудрость) Сын мой, отправляйся в уединение, породи радостное усердие И быстро приди к высшей духовной цели. Слушатели во время учений Далай-ламы в Лехе, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 6 августа 2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ) В ходе ритуала Его Святейшество даровал собравшимся обеты бодхисттвы, отметив, что он берет их заново каждый день и посвящает заслуги благополучию всех живых существ. Он отметил: «Самое главное – это воздержаться от причинения другим вреда и делать все возможное, чтобы помочь другим. Если вы будете этому следовать, вы не станете совершать деяния, которые можно считать нарушением этих обетов». В заключение Его Святейшество упомянул, что используемый текст на основе видения Пятого Далай-ламы был составлен Джамьянгом Кьенце Вангпо, учителя, который, как и Пятый Далай-лама, придерживался экуменического подхода, которому следуют его ученики и преемники такие как Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро, Дилго Кьенце Ринпоче и Трулщик Ринпоче. Его Святейшество объявил, что даст посвящение Белой Тары для долгой жизни на следующий день, затем будет проведен молебен, посвященный долголетию Далай-ламы. Далай-лама сказал: «Ламы будут молиться за мою долгую жизнь, и я буду молиться вместе с ними. Кроме того, Ганден Три Ринпоче находится в преклонном возрасте, и нам всем следует помолиться о его долголетии. И еще мы будем молиться за жертв разрушительного наводнения, которое произошло в этом регионе ровно два года назад». Перевод: Юрий Пучко, Дарима Дарибазарон. dalailama.ru Фоторепортаж о визите Далай-ламы в Лех, ЛадакСмотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |