Сохраним Тибет > В провинции Ганьсу начались новые уголовные процессы в связи с тибетскими самосожжениями

В провинции Ганьсу начались новые уголовные процессы в связи с тибетскими самосожжениями


3 марта 2013. Разместил: savetibet
В провинции Ганьсу начались новые уголовные процессы в связи с тибетскими самосожжениями
Стояние со свечами в память о тибетцах, совершивших самосожжение, в центре по приему тибетских беженцев в Непале.
Фото: Навеш Читракар (Reuters)

Как сообщает газета парткома автономного округа Ганьнань провинции Ганьсу, выходящая на китайском в Канлхо, суд уезда Лучу 28 февраля огласил постановления по делам о подстрекательстве к протестным самосожжениям. В соответствующей заметке сайта Phayul говорится, что осуждены трое тибетцев: Лхамо Дорджи (Lhamo Dorjee) приговорен к 15 годам тюремного заключения, Калсанг Сонам (Kalsang Sonam) к 11 годам и Цесанг Кьяб (Tsesang Kyab) к 10 годам.

По сведениям радио Free Asia (RFA), всего 9 тибетцев предстали перед судом в уезде Лучу округа Канлхо в уголовном процессе, связанном с самосожжением 29 ноября 2012 года. Процесс прошел в закрытом режиме, местным жителям было воспрещено приближаться к зданию суда, окруженному солдатами. Какие именно обвинения были предъявлены подсудимым, которые находятся за решеткой с ноября, пока неизвестно.

Среди них монах монастыря Дзамца Донгсук (Dzamtsa Dongsuk) по имени Калсанг Самдруп (Kalsang Samdrub), остальные - простые жители поселка Дзамца Лоцо (Dzamtsa Lotso) в уезде Лучу: Лхамо Дорджи и Калсанг Сонам упомянуты выше, а также Калсанг Кьяб (Kalsang Kyab), Дордже Дондруп (Dorje Dondrub), Калсанг Намдрен (Kalsang Namdren), Сонам Кьи (Sonam Kyi), Ньима (Nyima), Цецзунг (Tsezung).

По словам местных жителей, в обвинении упомянут Церинг Таши, который поджег себя возле здания правительства Лучу 29 ноября 2012 года. 31-летний отец двух дочерей, трех и семи лет, предал себя огню "в знак протеста против политики Китая в Тибете и за тибетскую политическую свободу".

27 февраля агентство Синьхуа сообщило, что в провинции Ганьсу арестованы пять главных подозреваемых по делу “о подстрекательстве и провоцировании совершения актов самосожжения, спланированного, инициированного и организованного членами зарубежной группировки Далай-ламы”. Заметка на русском языке содержит всего два предложения, тогда как на английском даются различные подробности, включая имена тибетцев, обвиняемых в причастности к гибели 3 участников огненных протестов.

Как утверждает управление общественной безопасности, 21-летний монах Дхаргье (Karong Takchen в версии Синьхуа) из монастыря в провинции Сычуань "прибыл в июле 2012 года в провинцию Ганьсу для организации самосожжений". Причем действовал он не самостоятельно, а по инструкциям, которые давали члены Конгресса тибетской молодежи Гантрин (Gantrin) и Кунга (Kunga), а также тибетский ведущий Voice of America по имени Амдо и журналист VOA Палден. Потом, чтобы в нескольких районах рекрутировать лиц для самосожжения, он наладил связи с местными монахами – это были Самтен (Samuten), Таши Гьяцо (Tashi Gyamuktso) и Тенсанг (Tentsang), также арестованные по этому делу.

В соответствии с обвинением, они за 20 дней устроили ряд актов самосожжения, в ходе которых погибли три человека. В октябре 2012 года Дхаргье, Тенсанг и Тенпей Гьялпо (Tenbe Gyalpo, пятый из арестованных) "подтолкнули" к самосожжению Дорджи Ринчена (Dogye Rinchen) и "помогли ему достать бензин".

Самосожжение произошло 23 октября в Сангчу (кит. уезд Сяхэ, Ганьнань-тибетский автономный округ); солдаты бросились "спасать жертву", но им преградили путь другие двое тибетцев. Дорджи Ринчен скончался, а значит, следователи сделали из него жертву преднамеренного убийства.

Далее упоминается Тхубванг Кьяб (Thub Magyal), вышедший на огненный протест 26 октября в поселке Сангке (Sangke) уезда Сяхэ, - якобы к этому его подстрекали Даргье и Самтен. Даргье и Таши Гьяцо обвиняются также в подстрекательстве к самосожжению 10 ноября в городе Хэцзо, когда предал себя огню Гонпо Церинг (Gonpo Tsering). Все пятеро обвиняются еще и в том, что делали снимки на месте протеста и пересылали их за границу.

Следует отметить, что в связи с самосожжением 23 октября 2012-го были осуждены еще 6 тибетцев. Как сообщалось, 57-летний Дорджи Ринчен поджег себя около 15.30 на главной улице города Лабранг рядом с призывным пунктом. В соответствии с вердиктом, объявленным 31 января судом уезда Сяхэ, подсудимые, в том числе две женщины, приговорены к тюремному заключению на срок от трех до 12 лет.

23-летний Тхубванг Кьяб поджег себя 26 октября около 20 часов в поселке Сангкок, выкрикивая лозунги за возвращение Далай-ламы в Тибет и освобождение политзаключенных. 18-летний Гонпо Церинг, скончавшийся 10 ноября на месте протеста, выкрикивал призывы за свободу для тибетцев, возвращение духовного лидера Далай-ламу в Тибет и свободу языка.

Очевидно, что новые уголовные процессы нацелены на запугивание тибетцев в преддверии двух важных годовщин – тибетского народного восстания 10 марта 1959 года и массовых волнений в Лхасе 14 марта 2008 года. Местные китайские чиновники наверняка опасаются выступлений протеста с требованиями свободы и возвращения Далай-ламы на родину.

Валерий Никольский


Статьи по теме:



Китайский художник рисует портреты тибетских мучеников

Пекинский художник Лю И (Liu Yi) работает над серией портретов, которые, как ему прекрасно известно, никогда не будут выставлены ни в одной китайской галерее. Героев портретов - мужчин и женщин, юных и пожилых, улыбающихся и задумчивых - объединяет одно: это тибетцы, которые сожгли себя заживо в знак протеста против репрессивной политики Китая. Лю хочет написать портреты каждого из более чем ста тибетцев, которые совершили самосожжение за последние три года, чтобы запечатлеть крупнейшую волну огненных протестов в современной истории...

Ван Лисюн. Анализ предсмертных слов. Почему тибетцы совершают самосожжение?

В своей статье китайский писатель Ван Лисюн анализирует предсмертные слова тибетцев, совершивших самосожжение, в попытке глубже понять их мотивы и устремления, приблизиться к пониманию полной картины самосожжений как явления.

Ван Лисюн. Если не самосожжения, то что?

В статье, ставшей продолжением анализа предсмертных слов тибетцев, совершивших самосожжения, китайский писатель Ван Лисюн предлагает свое видение практического решения тибетского вопроса. Для самих тибетцев самосожжение не являлось целью, полагает он. «Просто те, кто хотел что-то сделать, не знали, что еще можно предпринять. Таким образом, если бы существовал какой-то план действий, в которых мог бы принять участие каждый из тибетцев, то отпала бы и необходимость в самосожжениях»...

Видео по теме: