Сохраним Тибет > В Калмыкии побывала бхикшуни Карма Легше Цомо

В Калмыкии побывала бхикшуни Карма Легше Цомо


19 июля 2013. Разместил: Ing
В Калмыкии побывала бхикшуни Карма Легше ЦомоВ начале июля в Калмыкии побывала буддийская монахиня бхикшуни (гелонгма) Карма Легше Цомо в миру Патриссия Зен.

Карма Легше Цомо приняла монашество в 1977 году, с тех пор она много и неустанно работает по вопросам улучшения качества буддистского образования девушек и женщин гималайских регионов, монахинь и их доступа к информативным, научным и другим ресурсам в образовательных целях.

Досточтимая Легше Цомо приехала впервые в нашу республику в рамках исследовательского гранта, выделяемого фондом Фулбрайта для ученых в различных сферах науки.

Тема ее исследований связана с темой феминистского буддийского движения. Карма Легше является доцентом кафедры теологии и религиоведения в университете г. Сан-Диего (Калифорния) она преподает дисциплины «культура мировых религий», «сравнительная религиозная этика», «религиозная и политическая идентичность в глобальном сообществе», также Легше-ла является специалистом по японскому и китайскому языкам.

Карма Легше Цомо автор книг по буддизму: «Сестры в одиночестве», «Две традиции буддийской монашеской этики для женщин» и др.

Карма Легше Цомо соучредитель и экс-президент фонда «Сакьядита» (www.sakyadhita.org), международной организации женщин, последовательниц буддийской дхармы, объединяющих усилия в помощи женщинам-буддисткам из разных стран в вопросах духовного образования, преподавания, творческих проектах и социальной адаптации в обществе. Также она директор фонда Джамьянг фоундэйшн (www.jamyang.org), помогающего женщинам из Гималайских регионов и Шри-Ланки.

Карма Легше Цомо стала одной из героинь книги американской писательницы Микаэлы Хаас «Сила дакини», наряду с такими известными женщинами- буддистками, как Кхандро Ринпоче, Кхандро Церинг Чодрон, Дагмола Сакья, Пема Чодрон, Тубтен Чодрон, Элизабет Намгъел и др. Своими учителями - гуру она называет Его Святейшество Далай-ламу XIV, Тартанга Тулку Ринпоче, Геше Нгаванга Дарге .

Монашеские обеты гецулмы ей даровал Кармапа XVI Рангджунг Ригпе Дордже, о коротких встречах с которым наша собеседница вспоминала со счастливой улыбкой. Затем были учеба в библиотеке тибетских трудов и архивов и жизнь в Дхарамсале в течение пятнадцати лет, сейчас у неё — геше, доктора буддийской философии, есть ученики и ими можно гордиться. Помолившись в дугане «Бурхн Багшин Алтн Сюмэ», осмотрев музей и библиотеку, гелонгма не скрывая радости от увиденного, высказала слова уважения в адрес Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, монашеской общины и народа, построивших столь великолепный хурул.

Карма Легше Цомо встретилась с учеными-философами калмыцкого университета, с президентом школы Сакья в Республике Калмыкия ученой, кандидатом филологических наук А. Г. Салдусовой, побывала она и в храме традиции Нигма возле Сити-ЧЕСС, где смогла поговорить с представительницей этой старинной традиционной школы. В библиотеке Центрального хурула состоялась её встреча с пожилыми женщинами, держательницами обетов «мацг», известными в народе как «мацгта эмгдүд». Буддийской монахине, американке по рождению было очень интересно узнать о возникшей в недрах калмыцкого народа, а затем державшейся в тайне долгие годы (1929-1989), традиции женщин — мирянок, исповедывающих буддизм и соблюдавших обеты одного дня «соджёнг» («мацг» калм).


В Калмыкии побывала бхикшуни Карма Легше ЦомоИх живые рассказы о практике, о вере, о традиции устной передачи учений от родственников — лам, держателях учения Будды (впоследствии репрессированных) вызвали её неподдельный интерес, открывая новые, неизведанные доселе страницы трагической, но интересной, прекрасной истории сохранения буддизма в калмыцкой народной среде. Она записала рассказы «мацгта» женщин о Сибирском периоде и условиях выживания духовной традиции в годы репрессий. Карма Легше Цомо знала, что буддизм был под запретом в годы Советской власти, но ей ничего не было известно о депортации калмыцкого и других народов. Бабушкам были заданы вопросы - как они пришли к буддистской практике держательниц обетов «мацг», как узнавали о существовании группы, собиравшейся для совместного чтения мантр, молитв, духовной помощи верующим? Многие узнавали от родственниц, от друзей, кто-то присоединялся к группе держательниц «мацг» благодаря поискам, расспросам, а также в силу личного огромного желания молиться, исполнять буддийские религиозные обряды, согласно древним воззрениям предков, о которых в то непростое время было мало что известно. В завершении встречи, старейшая бабушка Надежда Даржиновна поднесла монахине конверт с подношением, как символ уважения и преклонения мирян перед обетами бхикшуни-гелонгмы, как символ продолжения традиции уважительного отношения к представителям сангхи.

После теплого, доверительного общения стало ясно, что язык доверия, дружбы, уважения не требует перевода, что глаза людей, видевшие много на своем веку, излучают свет, доброту и искренность. Досточтимая Карма Легше Цомо также сделала подношение группе верующих бабушек с пожеланиями долголетия, здоровья и успехов в практике. Монахиня Карма Легше Цомо поблагодарила женщин за встречу, уделенное ей внимание и еще долго вспоминала этих удивительных людей. Удалось ей побывать в буддийском центре «Тилопа», в 25 лунный день, поприсутствовать на Цоге Ваджрайогини от которого у Легше-ла остались самые хорошие впечатления.

В поездке по нашей стране её сопровождала бурятская ученая, кандидат философских наук, преподаватель Жаргал Аякова. Жаргал участвовала в работе конференции, устраиваемой раз в два года фондом «Сакьядита» (Дочери Будды) международной ассоциацией женщин-буддисток. После Калмыкии, две паломницы выехали в республику Тыва, а завершат они своё путешествие в Бурятии.

Летний зной обычный для этого времени года, не смог повлиять на энтузиазм и исследовательский интерес наших гостей, за короткий срок пребывания в Элисте, они познакомились с Калмыкией, с людьми, живущими здесь, выполнив многое из того, что намечали.

Нурова Г.
Буддизм в Калмыкии