Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Роберт Турман. Далай-лама и культ Долгьяла (Шугдена)

9 сентября 2014 | Версия для печати
| Еще
В последнее время в европейских странах и США, которые посещает с учениями и лекциями Его Святейшество Далай-лама, участились выступления протеста сторонников культа Долгьяла (Шугдена). Они обвиняют Далай-ламу в том, что, «налагая запрет» на эту практику, он тем самым нарушает свободу вероисповедания. Однако Его Святейшество лишь настоятельно просит тех, кто продолжает поклоняться Долгьялу (Шугдену), не посещать даруемые им самим посвящения. Дело в том, что подобные посвящения требуют особой духовной связи между учителем и учеником, что, очевидно, отсутствует в подобных обстоятельствах.

Желая предоставить нашим читателям объективную информацию о положении дел с культом Долгьяла, мы открываем серию публикаций, посвященных этому вопросу. Для начала мы предлагаем вашему вниманию статью Роберта Турмана – профессора отделения индо-тибетских буддологических исследований имени Чже Цонкапы в Колумбийском университете, президента Американского института буддологии, главного редактора долгосрочного проекта публикации Тенгьюра (свода комментариев индийских мыслителей к Учению Будды). Материалы, которые мы публикуем, размещены на официальном сайте Его Святейшества Далай-ламы XIV.


Роберт Турман. Далай-лама и культ Долгьяла (Шугдена)


«Хаффингтон Пост», 5 марта 2014 г.

Роберт Турман. Далай-лама и культ Долгьяла (Шугдена)С 1997 года сторонники культа духа Долгьяла-Шугдена ведут себя все агрессивнее. Тогда, как выяснила в ходе тщательного расследования индийская полиция, переодетые монахами злоумышленники проникли в Дхарамсалу из Китая и убили досточтимого Лобсанга Гьяцо, уважаемого наставника из близкого окружения Далай-ламы, и его двух юных учеников. Несмотря на имевшиеся доказательства вины, преступников не смогли привлечь к ответственности, поскольку им удалось бежать обратно в Тибет и Китай. А тем временем последователи культа продолжили свою кампанию по заказу и при значительном финансировании со стороны Единого фронта Китайской народной республики, ведомства, занимающегося вопросами отношений с «национальными меньшинствами» Китая. Поддерживаемые Единым фронтом, они тщетно пытаются не только внести раскол в отношения между тибетцами и их любимым духовным лидером Далай-ламой, но и обратить международное общественное мнение против знаменитого лауреата Нобелевской премии мира и наследника идей Ганди. Их цель – подорвать ненасильственную кампанию за «правду и справедливость», которую Далай-лама ведет вот уже пятьдесят лет во имя освобождения шести миллионов тибетцев, чтобы они могли быть самими собой в особом автономном районе, как это гарантирует национальным меньшинствам китайская конституция (правда, пока только на бумаге).

Атаки последователей культа и Единого фронта тщетны, поскольку их заявления очень легко опровергнуть.

1) Далай-лама не налагал «запрет» на поклонение избранному ими божеству, поскольку не обладает правом «запрещать» последователям тибетского буддизма выполнять те или иные практики. В тибетском буддизме не существует процедур «запрета» или «отлучения от церкви».

Несмотря на то, что последователи культа – буддисты и должны бы стремиться подражать Будде, они вольны поклоняться своему «божеству-защитнику», которого называют Дордже Шугденом. В юности Далай-лама и сам почитал его как малого мирского духа или ангела, пока не изучил историю его культа и не сделал вывод, что он вовсе не защитник, а просто зловредный «царь-дух», известный как Долгьял («царь-демон из Дола»). Придя к такому заключению в результате своих исторических изысканий, Далай-лама порекомендовал другим ламам своей школы прекратить отношения с этим духом, или, по крайней мере, держать их при себе, поскольку практики, связанные с Долгьялом, включают в себя осуждение более малочисленных школ тибетского буддизма и небуддийских религий. В конце 80-х, когда некоторые ламы и даже западные практикующие, новички в буддизме, стали пропагандировать этот культ, особенно в Англии, Далай-лама попросил их не посещать проводимые им посвящения и связанные с ними учения, поскольку они не прислушиваются к его советам, а значит, не должны принимать его в качестве учителя. Вслед за этим последователи культа перешли в наступление и стали заявлять, что на них будто бы «наложили запрет», «отлучили от церкви» и тому подобное, хотя в действительности Далай-лама лишь воспользовался своей свободой вероисповедания и отказался брать в ученики тех, кто не только не следует его совету, но еще и позволяет себе его осуждать!

2) Культ Долгьяла (Шугдена) – это поклонение мелкому ангелу или демону, которое никогда не было основным направлением в тибетском буддизме. Утверждение, что к данному культу принадлежат «четыре миллиона» человек, не соответствует действительности.

3) Среди членов секты, кроме представителей крайне ортодоксального фундаменталистского крыла наиболее многочисленной школы гелуг, нет последователей ни одного из множества других направлений тибетского буддизма.

4) Далай-лама никогда никого не просил преследовать кого бы то ни было, и последователи культа Шугдена, которые не вмешиваются в чужие дела и не нападают на Далай-ламу, не испытывают давления со стороны других тибетцев. Те же, кто атакует Далай-ламу, позволяя себе употреблять в отношении него такие оскорбительные эпитеты, как «диктатор», «лжелама» и даже «демон» и «лжец», естественно, провоцируют подавляющее большинство тибетцев, которые боготворят своего духовного лидера. Сам Далай-лама никогда не одобрял ни провокаций, ни грубых ответных выпадов и твердо привержен ненасилию, как на словах, так и на деле.

5) Вся эта шумиха давно бы уже иссякла, если бы сторонники жесткой линии среди чиновников Единого фронта КНР, ведомства, занимающегося вопросами отношений с «национальными меньшинствами» в Китае, не видели в культе средство вбить клин между Далай-ламой и его народом, а также между ним и мировой общественностью. Поэтому они финансируют лидеров этого культа в Тибете, Монголии, Индии и на Западе и обеспечивают их средствами для проведения дорогостоящих пропагандистских кампаний. Свидетельства тому лежат на поверхности. Например, в интернете можно увидеть множество фотографий, на которых так называемое «перерождение Панчен-ламы», которого руководство коммунистической партии Китая назначило вместо пятилетнего мальчика, выбранного в соответствии с традицией комитетом его монастыря с одобрения Далай-ламы, а затем похищенного и спрятанного китайцами, сидит перед большим изображением Долгьяла (Шугдена) в знак демонстративного пренебрежения к Далай-ламе. Совершенно ясно, что последователи культа и Единый фронт КНР ставят перед собой четко сформулированную цель доказать миру, будто Далай-лама не такой уж хороший человек, как всем нам кажется, а напротив – плохой и даже «злонамеренный».

Верим ли мы в существование гневных ангелов и демонов или нет, очевидно, что в последние тридцать лет руководители секты Долгьяла (Шугдена) только и делали, что причиняли неприятности своим собственным последователям и вредили единству тибетского народа, как в изгнании, так и в Тибете. Они никому не принесли пользы, за исключением заблуждающихся чиновников в китайском правительстве, которые хотят уничтожить, вырвать с корнем буддийскую культуру Тибета, чтобы ассимилировать тибетцев, превратить их во второсортных китайцев и таким образом, разрушив национальную самобытность и даже жизни представителей тибетского «национального меньшинства», навеки закрепить свои притязания на обширные территории и природные ресурсы Тибетского нагорья. Но, как мы видим повсеместно – и знающие люди здесь, в Америке, где осталось еще немало американских индейцев, это подтвердят, – ход истории не остановить, людей не заставить отказаться от собственной самоидентичности, а истина и справедливость, пусть даже сожженные огнем геноцида, неминуемо восстают из пепла.

www.dalailama.ru

Видео по теме:




Во время Дзогчен Форума, который проходил в Москве с 26 по 30 апреля 2011 года, современный учитель Дзогчен, известный исследователь буддийской религии и культуры профессор Чогьял Намкай Норбу передал много объяснений по различным аспектам учений Будды, их древней истории и современной. Фрагмент из его учений, который представлен в этой публикации, относится к правильному поведению, и касается известной проблемы в буддийском мире - распространению культа Гьялпо Шугдена. Чогьял Намкай Норбу подробным образом рассказывает историю возникновения этого культа и раскрывает причины, почему этот культ несет опасности для людей, кто возлагает свои надежды на связь с Гьялпо Шугденом.

Перевод: Игорь Берхин
Материал предоставлен Московской Дзогчен Общиной и Институтом "Шанг Шунг"
Просмотров: 4838  |  Тэги: Роберт Турман, Далай-лама, Шугден, Долгьял

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Сентябрь 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru