Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Из Кызыла с любовью. Роль Шивалха Ринпоче в возрождении и развитии буддийской религии в России

28 октября 2015 | Версия для печати
| Еще
16 октября уехал из России известный буддийский учитель досточтимый Шивалха Ринпоче, в течение одиннадцати лет преподававший буддийскую Дхарму в Туве, где он жил и где у него было множество учеников. Незадолго до своего отъезда Шивалха Ринпоче получил предписание покинуть Россию от Тувинского управления ФСБ. Имя буддийского учителя, который годами нес Дхарму людям, не ища славы и почета, не стараясь оказаться в центре внимания всех и вся, вдруг замелькало в заголовках статей российских и зарубежных изданий. Ученики Шивалха Ринпоче, готовые сделать все, чтобы учитель вернулся и продолжил свое служение Дхарме и людям, считают информацию, опубликованную в СМИ отрывочной и мало что добавляющей к его портрету. Они берутся за перо, чтобы рассказать о своем наставнике, которого им так не хватает. Предлагаем вашему вниманию статью Аяны Ооржак (г. Кызыл), которая поступила в редакцию вскоре после отъезда Шивалха Ринпоче.

Из Кызыла с любовью. Роль Шивалха Ринпоче в возрождении и развитии буддийской религии в России

Досточтимый Шивалха Ринпоче родился 15 февраля 1967 года в Тибете, в местности Литанг. С 8 до 13 лет обучался в светской школе, где изучал математику, тибетский и китайский языки. С юных лет он был очень предан Учению Будды и, питая врожденную приверженность к Махаяне, с глубочайшим почтением относился к учителям и монашеству.

В 13 лет, обучаясь в маленьком храме провинции Литанг, Шивалха Ринпоче принял монашеские обеты. В 18 лет он отправился в в столицу Тибета Лхасу, чтобы посетить святые места. В 19 лет для продолжения учебы он уехал в Индию в монастырь Ганден.

В 1987 году Его Святейшеством Далай-ламой XIV Шивалха Ринпоче был признан перерождением бурятского ламы геше-лхарамбы Шивалха. После признания его тулку, согласно сложившейся традиции, Шивалха Ринпоче был приглашен в Гоманг дацан монастыря Дрепунг, так как предыдущее воплощение имело отношение именно к этому монастырю. Но Шивалха Ринпоче решил закончить основную часть обучения, находясь в стенах Гандена. И лишь в 1995 году он перешел в Дрепунг Гоманг.

Особое значение в буддизме отводят реинкарнации. Считается, что высоко реализованные ламы могут переродиться в человеческом воплощении для продолжения своей духовной деятельности. В буддийском мире их считают проявлениями будд и бодхисаттв. После смерти такого ламы проводятся ритуалы по поиску вновь родившегося ребёнка, являющегося продолжением линии перерождений.

В своем предыдущем воплощении Шивалха Ринпоче был бурятским учителем высокой реализации. Он родился в деревне Судунтуй Агинского бурятского автономного округа. Когда ему было 17 лет, он самостоятельно отправился верхом на лошади в Тибет, чтобы получить там духовное образование. Процесс обучения длился долгие годы. По его окончании он остался служить в Литанге в качестве основного духовного наставника. В то время он был одним из мудрейших учителей и самым лучшим геше-лхарамбой и к тому же он был в очень хороших отношениях с руководством провинции Литанг [1].

Из воспоминаний о своём учителе Еше Лодоя Ринпоче, ученика бурятского геше-лхарамбы Шивалха: «У меня было много учителей. Среди них есть как тибетские, так и бурятские учителя. Когда мне было восемь лет, к нам на родину приехал Шивалха-лхарамба. Это был человек богатырского телосложения, с красноватым лицом и выделялся среди тибетцев как иностранец. Любой местный житель видел, что он не тибетец, а человек какой-то другой национальности. Шивалха-лхарамба давал много ценных наставлений, обучал ритуалам, пояснял положения в текстах по ритуалам. К сожалению, мне довелось встретиться с ним в малолетнем возрасте, поэтому я не мог получить от него много других мудрых наставлений. Когда мне было одиннадцать лет, он скончался» [2].

Бурятского геше-лхарамбу Шивалха (аналог этого имени в санскрите – Шантидева) сравнивали с Шантидевой, великим индийским мыслителем, буддийским монахом, жившем в VIII веке в монастыре древнейшего буддийского университета Наланда. Шантидева приобрёл известность благодаря своему труду «Бодхичарья-аватара» («Путь бодхисаттвы»), подробно излагающему многочисленные аспекты буддизма: философию, этику, цели, технику медитации, ценности и смысл принятия обетов.

Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо дает такую оценку знаменитому труду Ачарьи Шантидевы «Бодхичарья-аватара»: «И если я, хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисаттвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту – “Бодхичарья-аватаре”»[3].

Из рассказов досточтимого Шивалха Ринпоче: «В 1998 году я побывал на своей малой родине – в провинции Литанг в Восточном Тибете. Пройдя пешком через Непал, в течение семи месяцев находился там. По тибетской традиции на праздниках вся округа собирается в одном месте и разбивает полевые палатки на несколько дней. На этот раз наш лагерь разместился у подножия горы, в тех местах, где бурятский геше-лхарамба Шивалха проводил медитативные затворничества – ретриты»[4].

В 2004 году для проведения буддийских очистительных ритуалов в Российскую Федерацию прибыла группа монахов из монастыря Дрепунг Гоманг (южная Индия) во главе с Шивалха Ринпоче. В ходе этой проездки Шивалха Ринпоче прочел лекции по буддийской философии в Калмыкии, Туве, Бурятии, в городах Санкт-Петербург, Красноярск и Москва.

В 2004 году под его руководством в Туве были построены песочные мандалы различных божеств: в г. Кызыле − мандала Будды Медицины, в с. Кызыл-Мажалыке Барун-Хемчикского района − мандала бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, в с. Самагалтае Тес-Хемского района − мандала Будды Акшобхьи. Во всех районах республики Шивалха Ринпоче также провел основные тантрические ритуалы: обряд омовения божеств туй-сол (ཁྲུས་གསོལ་), огненные пуджи чинсрек (སྤྱིན་སྲེག), санг (བསངས་), сергем (གསེར་སྐྱེམས་), сор (ཟོར་). В том же году под руководством досточтимого Шивалха Ринпоче была возведена ступа «Бодхи» в южном микрорайоне г. Кызыла.

В декабре 2006 года после успешной сдачи экзаменов на звание геше (доктора буддийской философии) в монастыре Дрепунг Гоманг согласно имеющейся традиции досточтимый Шивалха Ринпоче продолжил свое обучение в тантрическом монастыре Гьюдмед вместе с другими геше из различных монастырей Индии.

С 2008 года по приглашению тувинских буддистов и с благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Шивалха Ринпоче постоянно проживает в Туве и дарует Учение Будды. Ежегодно с осени до весны Шивалха Ринпоче находится в Индии, где посещает Учения Его Святейшества Далай-ламы XIV, а также родной монастырь Дрепунг Гоманг.

С 2004 года по настоящее время досточтимый Шивалха Ринпоче неустанно несет свет Учения Будды и дарует наставления по основополагающим трудам великих буддийских ученых-философов. Это трактаты великого реформатора тибетского буддизма, основателя школы гелуг Чже Цонкапы «Йонтен шигьюрма» («Основа всех благих достоинств») (2004 г.), «Ламцо намсум» («Три основы пути») (2005 г.); труды Хортона Намкабела «Тренировка ума. Лучи солнца» (2005 г.); знаменитая поэма великого индийского философа Ачарьи Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (2008−2014 гг.); текст Дзумба Кунчог Жигме Вангпо «Драгоценное ожерелье буддийских философских учений» (2009 г.); такие тексты из собрания писаний традиции трансформации сознания лоджонг как «37 практик бодхисаттвы» Тогме Сангпо (2006 и 2009 гг.) и «8 строф для тренировки ума» Ламы Лангри Танпа (2012 г.); текст «Общее учение о десяти ступенях бодхисаттвы» (2012 г.); Ламрим I Панчен-ламы Лобсанга Чокьи Гьялцена «Путь блаженства, ведущий к всеведению» (2013 г.) и труд Его Святейшества Далай-ламы III Сонама Гьяцо «Ламрим Сершунма» («Ламрим – чистое золото» (2014 г.). Также в этот период были прочитаны лекции по «Основам буддизма» (2012, 2013, 2014 гг.) и даны комментарии к различным видам практик: Одиночного Ямантаки (2008 г.), 21-й Тары (2008, 2015 гг.), гуру-пудже (2010 г.) и шаматхе (2014, 2015 гг.).

Помимо этого досточтимым Шивалха Ринпоче были дарованы благословения мирных и гневных божеств: Авалокитешвары, Будды Медицины, Красно-желтого Манджушри, Четырехрукого Авалокитешвары, Желтого Дзамбалы, Зеленой Тары, Белой Тары, Белозонтичной Тары (Дугкар), Ваджрапани, Гаруды, Хаягривы и Амитаюса. Также с 2004 года по настоящее время досточтимым Шивалха Ринпоче были дарованы посвящения божеств Ямантаки, Авалокитешвары, Амитаюса, Намсарай и Ваджрапани. А в 2014 году, по просьбе досточтимого Шивалха Ринпоче, его духовный наставник – досточтимый Госок Ринпоче – даровал в Туве посвящения в практики божеств Чакрасамвары и Ваджрайогини, а также благословение божества Четырехрукого Махакалы.

С 2009 года по настоящее время на территории Республики Тыва досточтимым Шивалха Ринпоче проводятся ретриты по практикам Одиночного Ямантаки, гуру-йоге, ньюнг-нэ, Ваджрасамае, Ваджрасаттве, Ваджрайогинии, Белой Тары, Зеленой Тары и шаматхи.

По приглашению родственников-потомков своего предыдущего воплощения – бурятского ламы геше-лхарамбы Шивалха – Шивалха Ринпоче также посещает Агинский бурятский автономный округ Забайкальского края. С 2009 года Шивалха Ринпоче, помимо традиционных встреч и молебнов, проводит летние ретриты на священной горе Алханай по шаматхе и практикам божеств Чакрасамвары, Ямантаки и Ваджрайогини, а в селе Судунтуй, на малой родине бурятского геше-лхарамбы Шивалха, проводятся ретриты по гуру-йоге и ньюнг-нэ.

Весной 2014 года доктор буддийской философии Шивалха Ринпоче, возглавив делегацию монахов монастыря Дрепунг Гоманг, впервые посетил город Красноярск. В течение недели группа монахов строила песочную мандалу божества Авалокитешвара. Местная пресса проявила интерес к этому визиту, и 22 мая 2004 года в «Сегодняшней газете» была опубликована первая статья, посвященная буддийскому Учителю. В Красноярске Шивалха Ринпоче дважды даровал Учение Будды (лекция «Введение, основы буддизма. Вопросы – ответы» (2012 г.) и комментарий к тексту Чже Цонкапы «Три основы пути» (2013 г.)), а также дал посвящение долгой жизни на основе практики Амитаюса (2012 г.). Аудитория Ринпоче в этом сибирском городе насчитывает до 100 человек, при этом некоторые ученики также ежегодно посещают его учения в Туве, участвуют в ретритах, проводимых в Туве и Забайкалье [5]. Один из его красноярских учеников, Дмитрий Юрковский, сделал расшифровку записей вышеупомянутых лекций, а также расшифровку весенних лекций в г. Москве – комментария к тексту Чже Цонкапы «Краткий Ламрим» (2013 г.).

«В Москве досточтимый Шивалха Ринпоче начал давать учения с весны 2013 года. На протяжении трех праздничных (7 − 9) мартовских дней досточтимый Шивалха Ринпоче даровал бесценный комментарий по всем разделам священного текста «Краткий Ламрим», составленного ламой Цонкапой. Донести глубокий смысл этих наставлений до российской аудитории стало возможным благодаря блистательному таланту и знаниям переводчика – ачарьи Бема Митруева. В том же году, в начале октября в подмосковном ретритном центре «Северный Кунсангар» (Кунпэнлинг) под руководством досточтимого Шивалха Ринпоче прошел ретрит по практике Будды Медицины, а также были дарованы посвящение и передача на практику Белой Тары. В ретрите принимали участие практикующие из Тувы, Бурятии, Белгородской области, Белоруси, а также из городов Москва, Санкт-Петербург и Волгоград. 8 − 9 марта 2014 года в Москве досточтимый Шивалха Ринпоче даровал комментарий к трактату Чже Цонкапы «Основа совершенств», а 21 − 22 марта 2015 г. – комментарий к разделу «51 ментальный фактор» из пятого тома сборника «Наука и философия буддизма». Организаторами этих мероприятий стала группа учеников в г.Москве при поддержке Тувинского Республиканского Общественного Культурного Фонда «Энерел» (Сострадание), Общества бурятской культуры «Уряал» и Молодежного движения «Субедей» из Республики Тыва» [6].

Первые учения досточтимого Шивалха Ринпоче в Санкт-Петербурге проходили 27 − 29 марта 2015 года: по просьбе учеников Учитель даровал комментарий к сочинению Чже Цонкапы «Основа всех совершенств».

Под руководством Ринпоче в Туве созданы две организации: в 2006 году Тувинский республиканский общественный культурный фонд «Энерел» (Сострадание), в 2009 году Кызылская местная буддийская религиозная организация «Кунпенчецо» (Океан Всеблагой Дхармы).

В 2010 году на берегу озера Чагытай началось строительство первого в истории Республики Тыва буддийского медитационного центра. Строительство было поддержано Его Святейшеством Далай-ламой XIV, который дал медитационному центру название «Сангье Чолинг», что означает «Обитель Учения Будды» и, в знак своего благословения, даровал статую Будды Шакьямуни. 27 июня 2013 года эта драгоценная статуя была торжественно возведена на алтарь вместе с другими статуями божеств, специально заказанными из Индии. А 28 июня 2014 года было проведено официальное открытие международного медитационного центра «Сангье Чолинг».

Главное предназначение буддийского медитационного центра − распространение Учения Будды и выполнение медитационных практик. Подобные практики способствуют духовному очищению и раскрытию умственного и телесного потенциала человека. Мероприятия, проводимые здесь под руководством досточтимого Шивалха Ринпоче, предоставляют также ученикам возможность получить от Учителя практические советы по йоге божеств, принятию обетов, проведению поста, вегетарианству, простиранию и коллективному начитыванию мантр.

По просьбе ныне ушедшего Камбы-ламы Тувы Тензина Цультима к досточтимому Шивалха Ринпоче, в 2010-м году на малой родине верховного ламы республики, в селе Хорум-Даг Дзун-Хемчикского района, была возведена ступа «Бодхи». А в 2013-м году по просьбе местных жителей и под непосредственным патронажем досточтимого Шивалха Ринпоче построены еще две буддийские ступы: ступа «Намчже» в с. Алдан-Маадыр Сут-Хольского района и ступа «Лхабаб» в местечке «След Будды» на территории Кызылского района.

По многочисленным просьбам жителей Тувы досточтимый Шивалха Ринпоче даровал учения по трудам Хортона Намкабела «Тренировка ума. Лучи солнца» (2005 г.). По материалам этих лекций Тувинским республиканским общественным культурным фондом «Энерел» (Сострадание) была издана книга «Собрание сущностных наставлений» (2006 г.). В 2013-м году вышел в свет переведенный на тувинский язык комментарий Ринпоче к первой главе поэмы «Бодхичарья-аватара» («Хвала бодхичитте») – труда великого индийского наставника ачарьи Шантидевы. Книга была издана Тувинским республиканским общественным культурным фондом «Энерел» и Кызылской местной буддийской религиозной организацией «Кунпенчецо».

Шивалха Ринпоче заслужил любовь и уважение жителей Тувы. В феврале 2012 года за большой вклад в развитие духовности в Республике Тыва досточтимый Шивалха Ринпоче был награжден почетной грамотой председателя правительства и верховного хурала (парламента) Республики Тыва.

Благодаря усердной работе досточтимого Шивалха Ринпоче в Туве начала укрепляться духовно-нравственная культура многонациональной республики: уменьшается беспризорность среди подростков, снижается халатное отношение людей друг к другу и к окружающей среде, в лучшую сторону изменяется мировоззрение наших детей, подростков, молодежи. Присутствие в республике полностью посвященного монаха и опытного учителя школы гелуг способствует возрождению буддизма в Туве. Как подлинный духовный yаставник он с большой бодхичиттой (состраданием) дарует Учение по cутре и nантре, верующих вдохновляют его спокойствие, терпеливое отношение к своим ученикам. Получив Учение Будды и наставления из его уст, слушатели обретают гармонию с окружающим миром, изменяется их настрой ума, развивается терпимость по отношению к мнению и поступкам других людей. С каждым годом растет число учеников Ринпоче не только в Республике Тыва, но и в других буддийских регионах Российской Федерации, а также за рубежом.

В наши времена, времена духовного упадка, мы испытываем огромную потребность в возрождении культурных и духовных ценностей, на которых воспитывались сами и воспитывали своих детей наши предки. Опираясь на них, наше подрастающее поколение должно научиться различать добро и зло, контролировать свои мысли, речь и поступки, лучше понимать людей с другими взглядами, относиться ко всему бережно, заботливо, с любовью и состраданием. Обходя культурные священные сооружения (ступы, молитвенные барабаны, храмы, монастыри) они должны делать это осознанно, испытывая глубокую веру и уважение. Даже оставаясь мирянами, наше подрастающее поколение должно уметь отличить благое от неблагого, знать, в чем заключается ценность человеческой жизни, и совершать добрые деяния, принося пользу всем живым существам. Они должны знать, что наши негативные эмоции, такие как гнев, привязанность, ненависть и зависть, а также дурные поступки, умышленно или неосознанно совершенные нашими телом, речью и умом, могут привести в будущем к разрушительным последствиям и страданию.

Для того чтобы осуществить все это требуется длительная, упорная тренировка ума. Буддийское Учение, передаваемое и разъясняемое квалифицированным буддийским мастером, действительно способно оказывать великое позитивное влияние на умы людей и приносить благо обществу, очищая и оздоравливая его. Поэтому хочу закончить свое изложение словами Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, лауреата Нобелевской премии, духовного лидера тибетского народа: «В буддизме мы совершаем много практик с помощью тела и речи. Мы обходим вокруг монастырей и священных мест, мы совершаем поклоны и молитвы. Все это может принести благо и религиозную заслугу. Но все эти вещи могут и не приносить благо и заслугу, если ум человека, который их делает, остается дурным и полным злых мыслей. Поэтому главное в буддизме – это забота о преобразовании ума, о преобразовании сознания. Для чего необходимо постижение пустоты…» [7]

Аяна Ооржак (г. Кызыл) под редакцией Елены Лохниной

Список литературы:
1. Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. – Этика для нового тысячелетия. – СПб., 2001.
2. Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. – Учения для буддистов в России. – Дели, 2012.
3. Интервью с Еше-Лодоем Ринпоче (Ело Тулку). Журнал «Бурятия». – №1, 1998.
4. Шантидева. Бодхичарья-аватара. – Москва – Дхарамсала, 2012.

Интервью:
1. Досточтимый Шивалха Ринпоче, от 5 июня 2013 г. (перерожденец бурятского геше-лхарамбы Шивалха).
2. Лохнина Елена, от 29 июня 2015 г. (ученица досточтимого Шивалха Ринпоче, проживающая в г. Москве).
3. Чимит-Доржи лама, от 24 июля 2014 г. (родственник бурятского геше-лхарамбы Шивалха, проживающий в с. Судунтуй Агинского бурятского автономного округа).
4. Юрковский Дмитрий, от 28 июня 2014 г. (ученик досточтимого Шивалха Ринпоче, проживающий в г. Красноярске).
Просмотров: 2882  |  Тэги: Шивалха Ринпоче, Тува

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Октябрь 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100