Сохраним Тибет > Кармапа. Жизнь, полная смысла

Кармапа. Жизнь, полная смысла


24 ноября 2015. Разместил: savetibet
В мае — июне 2014 года Его Святейшество Кармапа XVII Огьен Тинлей Дордже впервые посетил Германию, исполнив давнее желание своих европейских учеников. Во время этого исторического визита Кармапа — глава 900-летней школы карма кагью тибетского буддизма — путешествовал по всей стране, даруя учения в до предела заполненных залах и встречаясь с представителями различных религиозных конфессий.

Для многих людей этот приезд Его Святейшества Кармапы XVII стал не просто первым визитом, открывающим новые пути, но также его возвращением домой, возвращением на давно знакомую землю, ведь его предшественник Кармапа XVI Рангжунг Ригпе Дордже сыграл ключевую роль в учреждении тибетского буддизма в Европе в 1970-х годах. Во время двух главных визитов в Европу Е. С. Кармапа XVI посетил десяток различных стран, где провёл церемонии Чёрной Короны и посеял семена Дхармы в сердцах молодых европейцев. Через сорок лет многие из этих учеников, уже поседевшие, вновь съехались со всей Европы, чтобы услышать учения Е. С. Кармапы XVII, возобновив таким образом связь, установленную с его предшественником Гьялвой Кармапой XVI.

Во время этого визита Е. С. Кармапа XVII установил также много новых связей, уделяя особое внимание встречам с молодёжью. Его Святейшество часто говорит об основных глобальных проблемах, с которыми сталкивается нынешнее молодое поколение. Он заботится об этом не только как ведущий мировой духовный лидер, но также просто как молодой человек, разделяющий со своим поколением ответственность за решение этих проблем.

Его послания о защите окружающей среды, опасностях потребительской культуры и жадности, а также необходимости развития любящей доброты и сострадания как универсальных ценностей нашли глубокий отклик в сердцах тысяч людей, посетивших его учения. Гьялва Кармапа обращался не только к буддистам, но и ко многим людям, которые не следуют никакой религиозной традиции и всё же признают необходимость развития большей мудрости и сострадания в современном мире.

Предлагаем вашему вниманию первую главу из книги "Взращивая сострадание. Первые учения в Европе", подготовленной по материалам учений. Перевод с тибетского Рингу Тулку Ринпоче и Дамчо Дианы Финнеган, перевод с английского Марии Васильевой. Английское издание подготовлено Фондом Кармапы в Европе. Русское издание подготовлено буддийским центром Карма Дродул Линг.


Кармапа. Жизнь, полная смысла
Его Святейшество Кармапа в Берлине, 2014 г. Фото: Фонд Кармапы в Европе


Жизнь, полная смысла


Прежде всего я хочу поприветствовать вас всех. Я впервые имею возможность посетить Европу; такую поездку я хотел совершить много лет. Этот этап моего путешествия привёл меня в Берлин, столицу Германии, и я очень рад быть здесь.

Меня попросили выступить сегодня на одну важную тему, название которой такое длинное, что я с трудом могу даже запомнить его полностью — «Древняя мудрость для современного мира: сердечный совет для жизни, наполненной смыслом». Хотя тема звучит очень формально и весьма впечатляюще, в ходе этой части моего визита в Европу я буду преимущественно давать неформальные учения. Ранее мой визит в Институт Камалашилы, что возле Нюрбургринга в районе Эйфель в Германии, был посвящён более формальным темам учений Дхармы.

Сегодняшняя тема — жизнь, наполненная смыслом, — заставляет меня вспомнить о своей первой встрече с людьми из западных стран. Моя связь с Западом и европейцами началась с того момента, когда я был распознан как Кармапа в возрасте семи лет. Моя первая встреча с европейцами состоялась, когда я впервые приехал в монастырь Цурпху. В том месте, где долина сужается, непосредственно перед въездом в монастырь, находится парк. В этом парке я и увидел их впервые. Там было двое европейцев, и их вид показался мне очень странным — они были высокие и худые, как инопланетяне. С тех пор я познакомился со многими европейцами и выходцами из других стран Запада и подружился со многими из них. С семилетнего возраста я хотел посетить их. Сейчас мне 28 лет, и я наконец могу исполнить желание, которое питал все эти годы.

Наибольшее изменение в моей жизни произошло, когда мне было четырнадцать. Тогда, в конце 1999 года, я решил бежать из Тибета в Индию. В прессе высказывалось много мнений, почему я решил оставить Тибет. В некоторых изданиях даже говорилось, что я приехал в Индию, чтобы найти какие-то важные вещи и привезти их назад в Тибет. Но моё истинное намерение приехать в Индию было обусловлено желанием обрести свободу путешествовать. На протяжении многих лет я снова и снова обращался к китайскому правительству с просьбой разрешить мне путешествовать, но безрезультатно. Поэтому я принял решение бежать в Индию, чтобы получить возможность путешествовать за границу, встречаться со своими друзьями в Дхарме и осуществлять духовную деятельность.

Когда мы отправились из Тибета в Индию, у нас не было никакой уверенности, что мы достигнем цели, но, движимые верой, мы пустились в путь. Вы, без сомнения, знаете, что много других тибетцев продолжают бежать из Тибета в Индию так, как это сделал я, и они черпают силы, чтобы осуществить это путешествие, в вере и преданности. Я сказал тем, кто отправился в путь вместе со мной: «Сегодня мы отправляемся в Индию, но не знаем, сможем ли добраться туда. Как бы там ни было, если мы встретим трудности на пути, то не должны ни о чём сожалеть. Поскольку мы движемся по верному пути, то, даже если сделаем лишь несколько шагов в сторону Индии, у нас не будет причин для сожалений».

Я родился в Тибете и провёл там первые четырнадцать лет своей жизни, после чего последующие четырнадцать лет я провёл в Индии, — скоро уже будет пятнадцать, — а я только сейчас совершаю свой первый визит в Европу. За эти годы всё произошло не совсем так, как я надеялся. Хотя я прожил двадцать восемь лет, что не так уж и долго, моя жизнь была полна многих трудностей и событий, сталкиваясь с которыми я приобрёл как позитивный, так и негативный опыт. По этой причине, хотя физически моё тело молодо, иногда на ментальном уровне я чувствую себя очень старым. Я чувствую, что, повидав достаточно, я уже состарился.

Я не выбирал для себя такую жизнь. Просто так случилось. Я не намеревался стать Кармапой и не прилагал усилий, чтобы обрести это имя, — это просто произошло со мной. Это не было делом выбора. Кроме того, я испытал в жизни много трудностей. Я говорю об этом, поскольку мне кажется, что, перед тем как я начну говорить о жизни, наполненной смыслом, я должен сказать, считаю ли я собственную жизнь полной смысла. Я должен сказать, считаю ли себя счастливым. Это сложный вопрос. Жизнь, полная смысла, не является чем-то, что просто приходит без причин и условий. Она требует усилий. Один тот факт, что я Кармапа, ещё не наполняет автоматически мою жизнь смыслом.

Кажется, многие люди считают, что имя Кармапы предполагает внезапное обретение удивительных способностей, как будто некий инопланетянин прилетел из космоса и перенес меня на новый уровень. Люди ожидают, будто в силу заслуги от того, что я Кармапa, я мгновенно стал всемогущим. На самом деле мне пришлось долго учиться и приложить много усилий. Ещё до того, как я достиг каких-то результатов, ожидания людей уже опередили меня, и это создало для меня дополнительные трудности. Наполняем ли мы свою жизнь смыслом — зависит от наших усилий и действий, и прежде всего от нашей мотивации. Это не происходит само по себе.

Кармапа. Жизнь, полная смысла
Его Святейшество Кармапа в детстве. Фото из личных архивов Кармапы.

Когда я был назван Кармапой, я столкнулся с трудным вопросом о том, смогу ли иметь личную жизнь, отдельную от моей жизни Кармапы. Обычно у людей есть профессиональная жизнь, которой они живут, когда работают, и личная жизнь, которой они живут, когда не работают. К примеру, тот, кто трудится на заводе, занимает должность, которая определяет, что он делает, когда находится на работе. Но в моём случае 24 часа в сутки я выполняю работу Кармапы. Представьте, что, когда вы одни, — вы Кармапа. Когда вы с другими — вы также Кармапа.

В каком-то смысле я должен был отдать всё, чтобы быть Кармапой. У меня нет личной жизни, кроме как жизнь Кармапы. Такие вещи, как личный выбор, личная свобода, личные права и личная жизнь, даже не обсуждаются.

Если кто-то спросит меня: «Как тебя зовут?» — я должен ответить: «Кармапа». Если меня спросят: «Кем ты работаешь?» — я также отвечу: «Кармапой». Если кто-то просто спросит: «Кто ты?» — я отвечу: «Кармапа».

Это действительно произошло со мной, когда я впервые приехал в Индию как беженец. Для оформления документов я должен был назвать своё имя и указать профессию. И тогда возник вопрос: что такое «Кармапа» — имя или титул? Я не мог сказать, что Кармапа не является моей профессией, но не мог и сказать, что я сам не был Кармапой. Несколько недель велись серьёзные дискуссии о том, что такое для меня «Кармапа» — имя или титул, и, как я понимаю, они велись в правительстве Индии на довольно высоком уровне. Предложение, что это была моя работа, или профессиональная деятельность, — быть Кармапой, нравилось мне. Оно означало, что я свободен. Но в реальности всё не так. На собственном опыте я знаю, что мою личную жизнь и мою жизнь в качестве Кармапы невозможно разделить. У меня нет выбора, кроме как трудиться для того, чтобы жить жизнью Кармапы.

«Кармапа» означает кого-то, кто осуществляет активность Будды. Само имя «Кармапа» состоит из слова «карма», что значит «действие» на санскрите, языке Древней Индии. А «па» происходит из тибетского языка и означает человека, который что-то делает. В идеале Кармапа — это человек действия. С другой стороны, Кармапа — это рабочий, некий род слуги. Смысл жизни Кармапы — трудиться, действовать для блага других. Если я способен принести пользу другим, моя жизнь Кармапы наполняется смыслом. Если я не способен принести пользу другим, моя жизнь Кармапы терпит неудачу. Поэтому моя личная жизнь, или моя жизнь Кармапы, направлена на то, чтобы приносить благо другим. Моя обязанность, или моя жизнь Кармапы, — это работа на благо других, в основе которой лежат буддийские любовь и мудрость, с целью устранить или уменьшить страдание существ и увеличить их счастье.

По этой причине становится ясно, что моя жизнь полностью зависит от других. Я действительно чувствую, что это так. К примеру, сейчас, когда я приехал в Европу, здесь собралось много людей. И я вижу, как люди счастливы в результате этого. Я смотрю на собравшихся — и много людей улыбаются мне в ответ. Видя это, я счастлив и чувствую, что моя жизнь приобрела смысл. Когда я уехал из Тибета, я оставил там своих родителей и отказался от всего, что было мне знакомо. Но, находясь сейчас в Европе, я чувствую, что мои усилия были не напрасны, а, наоборот, имели большой смысл. Моя жизнь приобретает смысл благодаря другим. Привнося смысл в мою жизнь, другие люди чрезвычайно добры ко мне.

Глубоко в сердце я всегда чувствую, что источник моей силы в других людях, таких как вы, потому что вы даете мне большую надежду и вдохновение. Хотя я сталкиваюсь со многими трудностями, ваша надежда и доверие помогают мне выжить и двигаться вперёд, делают меня сильнее, дают мне способность выдерживать большие трудности. Чем сильнее надежда и доверие, которые другие испытывают ко мне, тем большую силу я обретаю, чтобы продолжать двигаться вперёд. Активность Кармапы и моя деятельность направлены на то, чтобы принести пользу живым существам, и в то же время источник силы, приносящей пользу другим, содержится в самих существах. Таким образом другие привносят смысл в мою жизнь.

Однако, если задаться вопросом, является ли моя жизнь счастливой, то на него трудно ответить. Говоря откровенно, моя жизнь была наиболее счастливой до того, как я был распознан как Кармапа. Когда мне было шесть лет и ещё раньше, я бегал по траве там, где я вырос, и это было то время, когда я был наиболее счастлив. Сейчас я бы не сказал, что очень счастлив, хотя жизнь, наполненная смыслом, намного глубже, чем чувство счастья. Нам необходимо что-то, что длится дольше, чем временные состояния возбуждения и эмоционального подъёма, которые уходят через несколько мгновений или часов. Чтобы жизнь имела смысл, нужно, чтобы она была плодотворной и значимой 24 часа в сутки, даже когда мы спим.

Я хочу сказать, что, для того чтобы жизнь имела смысл, у неё, прежде всего, должна быть цель, и эта цель должна быть долгосрочной и продолжительной. Она не должна быть нацелена исключительно на ближайшее будущее, и цель нашей жизни не должна быть эгоистичной. Наши жизни взаимозависимы. Наше счастье, как и наше страдание, возникают в силу взаимозависимости с другими. Поэтому, поскольку наши жизни зависят друг от друга, жизнь, наполненная смыслом, требует, чтобы мы заботились о других.

Я часто думаю, что мы не сможем найти ценность и смысл жизни, если будем думать лишь о себе, о жизни в рамках своего тела, но мы найдём их благодаря жизням других. Таким образом, другие люди становятся зеркалом, в котором мы видим отражение собственной значимости и ценности.

Продолжение следует.