Сохраним Тибет > Восстановлен один из дворцов Богдо-гэгэна Джебцзундамбы-хутухты VIII в Улан-Баторе

Восстановлен один из дворцов Богдо-гэгэна Джебцзундамбы-хутухты VIII в Улан-Баторе


29 февраля 2016. Разместил: savetibet
Восстановлен один из дворцов Богдо-гэгэна Джебцзундамбы-хутухты VIII в Улан-Баторе

Последний великий хан и глава буддистов Монголии – Богдо-гэгэн Джебцзундамба-хутухта VIII имел в столице страны четыре дворца: Шаравпэлжээлин (Зеленый дворец), Гунгаадэжэдлин (Белый дворец), Дэчингалав (Желтый дворец), Хайстайн Лаврин (Хурэн) – Шафрановый дворец. К настоящему времени из них сохранились два: Зеленый (в нем сейчас Музей Богдо-гэгэна) и Шафрановый. Остальные были разрушены при правлении Монгольской народно-революционной партии (МНРП, сейчас Монгольская народная партия – МНП). Из всего комплекса зданий остался единственный дом, который недавно восстановлен.

На территории 11-го района столичного округа Хан-ула завершилась ремонтные работы по восстановлению Хайстайн-лаврана, или Шафранового дворца Богдо-хана. Формально находившееся под охраной фонда «Икэл», это историческое здание в последние годы пришло в полный упадок и забвение. В 2013 году тогдашнее министерство культуры,спорта и туризма поставило в Собрании гражданских представителей вопрос о передаче здания дворца в ведение Музея Богдо-гэгэна и проведении ремонтно-восстановительных работ. Эти работы вскоре начались.

Эрдэнийн-Далай-Баян-сyмэ (Монастырь драгоценного океана богатств), или прохладный дворец Богдо-хана, называют еще Хайстай-лавран, Хайластай-лаврин, Хурэн-ордон. Дворец изначально находился между горами Чингэлтэй и Хайласт, а потом его перенесли. В конце XIX века лавран находился во владении Ёнзон-хамбо (наставника Богдо-гэгэна), который построил вокруг здания высокий деревянный забор. Потом в начале XX века Богдо-гэгэн его расширил и отремонтировал. К началу 1920-х гг. лавран расширялся, были построены новые здания. Богдо-хан и его супруга – Эхэ-дагина Дондогдулам жили в нем в летнее время. Особенностью дворца было то, что вокруг жили молочники, которые пасли и доили богдоханских коров.

После к комплексу дворца добавился двухэтажный храм с башенкой, на верхнем этаже которой находился часы, украшенные 12 животными, символизирующими календарные годы. В то время это считалось оригинальным архитектурным решением. Кроме того, были двухэтажный большой дом, караульные вышки, сады с хорошо организованной системой орошения. Богдо-хан и Дондогдулам во дворце воспитывали своих усыновленных детей, которых насчитывалось более трехсот. Для них на территории дворца были построены большие дома. После смерти Дондогдулам этих детей раздали в разные семьи, причем на каждого ребенка выдали по корове с теленком.

Восстановлен один из дворцов Богдо-гэгэна Джебцзундамбы-хутухты VIII в Улан-БатореВосстановлен один из дворцов Богдо-гэгэна Джебцзундамбы-хутухты VIII в Улан-БатореВосстановлен один из дворцов Богдо-гэгэна Джебцзундамбы-хутухты VIII в Улан-Баторе

Восстановлен один из дворцов Богдо-гэгэна Джебцзундамбы-хутухты VIII в Улан-БатореВосстановлен один из дворцов Богдо-гэгэна Джебцзундамбы-хутухты VIII в Улан-БатореВосстановлен один из дворцов Богдо-гэгэна Джебцзундамбы-хутухты VIII в Улан-Баторе

После кончины Богдо-хана Хайстайн-лавран перешел в распоряжении комиссии, созданной ЦК МНП и правительства. Затем там находилась Центральная школа этой революционной партии. Позже в этом двухэтажном здании находилась Академия управления (Центральная партшкола).

Подготовила Ж. Оюунчимэг по материалам:

Gereg.mn

www.zaluu.com

www.ubs.mn

issuu.com