Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Тибетский буддизм. Два женских монастыря

| Еще


Документальный фильм о традиции женского монашества в тибетском буддизме. Картина, снятая Фондом Тибета в 1985-86 гг., рассказывает о первых двух женских монастырях, воссозданных тибетцами в эмиграции, в Индии, об их достижениях, трудностях и надеждах на будущее.

Перевод: Майя Малыгина
Озвучивание: Наталья Иноземцева
Техническая поддержка: Максим Брежестовский
savetibet.ru


Расшифровка видео:


До пятидесятых годов XX века Тибет был спрятан на Крыше мира, окутанный тайной и почти недоступный за пределами высокогорных гималайских территорий. Те немногие, кому удалось добраться до его столицы, Лхасы, в награду увидели достопримечательности, породившие в том числе и миф о Шангри-ла. Все тибетцы жили и умирали с верой в учения Будды, и около десяти процентов населения посвящало всю свою жизнь только молитвам и медитации с целью помочь всем живым существам достичь просветления.

Буддизм впервые пришёл в Тибет в VIII веке, и женские монастыри всех школ тибетского буддизма существовали в этой стране вплоть до 1959 года.

Женский монастырь Тингсом был встроен в склон скалы, а это – Ганден Чодинг возле Шигадзе.

Только в одной Лхасе существовало пять крупных и семь малых женских монастырей. На протяжении столетий многие знаменитые монахини влияли на жизнь обычных людей своей великой мудростью и духовными постижениями.

Децен Лочен Ринпоче, скончавшуюся в 1950 году в возрасте 113 лет, ученики до сих пор помнят за её большое сострадание и чуткость. А в государственном женском монастыре Самдинг его настоятельница, носившая титул ламы-перерожденца, по имени Дордже Пагмо была удостоена привилегий, которыми пользуются только Далай-лама и Панчен-лама.

Монахини являлись такой же значительной частью тибетского общества, как и монахи. В каждой семье были, по меньшей мере, сестра, тётя, мать или дочь, которые приняли монашество.

Молитвы монахинь рассматривались как особое благословение для матерей и их детей и играли важную роль в духовной жизни семей.

Монахини не всегда жили в монастырях; иногда они оставались в своей семье, где служили своего рода духовным объединяющим началом для её членов, особенно для детей, которые от них впервые узнавали об учениях Будды – так, как это насущно необходимо для повседневной жизни тибетцев.

В наши дни тибетским детям-мирянам преподают их религию в качестве одного из школьных предметов. Раньше для замужних женщин, чьи дети уже выросли, было обычаем уходить в монахини. Завершив свою активную роль в семье, они продолжали приносить обществу пользу молитвами о мире и благоденствии всего человечества. Пожилые монахини также пользовались большим уважением за их мудрость и опыт.

Ещё одной задачей женских монастырей было обеспечение жильём девочек-сирот и уход за ними. Монахини учили их читать и писать и давали им хорошее буддийское образование. Кроме того, девочек одевали и кормили, пока они не повзрослеют. Тем не менее, они были вольны выбрать для себя мирскую жизнь, если им того хотелось.

Таким образом, тибетские женские монастыри исполняли многие функции, сходные с западными благотворительными организациями, тем самым спасая сирот и престарелых от превращения в бесполезные отбросы общества.

Но с 1959 года всё изменилось. Китай захватил Тибет, вынудив его светского и духовного главу, Его Святейшество Четырнадцатого Далай-ламу, бежать в Индию. За ним последовало 95 тысяч его соплеменников.

К сожалению, гораздо меньше монахинь, чем монахов, смогли спастись бегством, а тем немногим, кому это удалось, пришлось бороться за своё существование в новых условиях.

Однако сейчас есть два места, где собрались немногочисленные группы монахинь и основали два женских монастыря, находясь в изгнании в Индии. Один из них расположен в прекрасной долине Кангра штата Химачал-Прадеш, в Тилопуле, возле места отдыха путешественников на дороге из Дхарамсалы в Патанкот. Тилопур знаменит пещерой, в которой великий махасиддха XI века Тилопа некоторое время медитировал по пути в Тибет.

Пещеру считают храмом как буддисты, так и индуисты, и она привлекает многих посетителей. Мало кто из них знает о том, что прямо над пещерой расположен тибетский женский монастырь, где около сорока монахинь ведут простую жизнь, читая молитвы и занимаясь медитацией. Монастырь следует тибетской буддийской традиции кагью, которая исходит от махасиддхи Тилопы.

Настоятельница монастыря в настоящее время находится в длительном затворничестве, и в её отсутствие главная монахиня Вангчук Пагмо рассказывает нам о том, как был основан этот женский монастырь.

Монахиня: Этот монастырь основала Карма Кечаб Пагмо.

Монастырь основала англичанка, которая помогала тибетским беженцам в первые годы их пребывания в Индии. Она встретилась с Его Святейшеством Далай-ламой и приняла буддизм. Позже, под руководством Шестнадцатого Кармапы, она собрала средства на основание первого тибетского женского монастыря в изгнании.

Монахиня: Тогда она позвала старейших монахинь, прибывших из Тибета и вначале обосновавшихся в Далхузи. Они приехали сюда, и теперь у нас много монахинь.

– Сколько монахинь?

– Сейчас их сорок.

Суровая и простая жизнь монахинь посвящена молитвам и изучению буддийских текстов. В перерывах у них уходит много времени на хозяйственные дела. В том числе им приходится таскать в гору вёдра с водой, ведь у монастыря нет собственной системы водоснабжения.

Сейчас монахини готовят традиционный тибетский чай.

Монахиня: У нас очень хорошая настоятельница, но сейчас она в затворничестве. Ринпоче и старшие монахини сказали, что мне придётся взять на себя её обязанности на три года и три месяца. Так что пока дела веду я, и мне помогают ещё три монахини.

Настоятельница и старшие монахини находятся в медитативном затворничестве возле монастыря Ситу Ринпоче. Сама причина их пребывания в затворничестве говорит о важности этого женского монастыря. Многие молитвы и учения, способствующие обретению внешнего и внутреннего покоя, относятся к устным линиям передачи, напрямую исходящим от великих махасиддх, таких как Тилопа, и основаны на внутреннем постижении смысла учений. Для сохранения тибетской культуры насущно необходимо, чтобы эти линии передавались и через практикующих женщин. Следовательно, значимость этого женского монастыря несомненна.

Многие монахини хотят поступить в этот монастырь, но для них там не хватает места.

Вангчук Пагмо мечтает построить новые жилые помещения на земле, которая уже принадлежит монастырю.

Монахиня: Сейчас к нам обращается всё больше монахинь, поэтому надеемся, что сможем построить много новых комнат на участке земли внизу. Таких же больших комнат, как эти… Целый новый монастырь!

Вангчук Пагмо поблагодарила нас за то, что мы посетили монастырь и проявили интерес к жизни монахинь.

Если вы продолжите свой путь по долине Кангра, к предгорьям Гималаев, то попадёте в Дхарамсалу, и недолгая поездка на автобусе вверх по склону горы приведёт вас в Маклеодгандж, который ныне служит домом для Его Святейшества Далай-ламы и множества тибетцев в изгнании. Именно здесь, на окраинах этого оживленного горного поселения, можно найти женский монастырь Ганден Чолинг, расположенный в прекрасном месте, с которого открывается вид на заснеженные горы.

Так же, как и в Тилопуре, здесь монахини целые дни проводят в молитвах и учёбе. Этот монастырь относится к школе гелуг, и поэтому в нём уделяют больше внимания интеллектуальной стороне буддизма.

Сейчас монахини ведут диспуты о некоторых темах, освещаемых в пяти крупнейших философских трактатах. По традиции их изучают в ходе программы по подготовке геше, или степени доктора буддийской философии.

Монастырь Ганден Чолинг был основан в декабре 1973 года группой монахинь, бежавших из Тибета. До того времени монахини по-разному выживали в условиях изгнания. Одна из них работала на строительстве дорог, а другая сопровождала группу детей-беженцев в школу в Скандинавии.

Некоторые из монахинь-основательниц рассказывают о том, как они впервые попали в Маклеодгандж.

Тибетка-переводчица: В Тибете она с детства была монахиней. Она говорит, что в Тибете было много женских монастырей, и её монастырь назывался Меджунгри. Из этого монастыря две монахини смогли бежать в Индию, и какое-то время они работали в ТиСиВи (школе для тибетских детей-беженцев), ухаживая за детьми. Они занимались этой работой несколько лет. Однажды они решили, что, поскольку в Тибете они были монахинями, им нужно и здесь основать монастырь, чтобы объединиться в одну группу, когда они больше не смогут помогать детям. Эта монахиня и другая, из того же монастыря в Тибете, встретились здесь в ТиСиВи и попросили досточтимого Лобсанга Тензина, который до сих пор является директором школы для тибетских детей в Ладаке, помочь монахиням объединиться и положить начало женскому монастырю. Затем они позвали вот этих двух монахинь и вместе основали монастырь в Сварг Ашрам, бывшей резиденции Его Святейшества, где он жил, когда впервые сюда приехал. Там всё и началось, с помощью досточтимого Лобсанга Тензина и покойного ламы Тхубтена Еше и их наставлений… Так они впервые собрались вместе.

– Почему из Тибета прибыло очень мало монахинь?

– Думаю, они думали, что китайцы – такие же люди. Они не предполагали, что китайцы проявят к ним такую жестокость. Поэтому многие из них не хотели покидать родные места, думая: «Мы уверены в том, что они не будут с нами слишком плохо обращаться».

– Не могли бы вы нам немного рассказать о том, как монастырь развивался с момента его основания на этом месте?

– Она говорит, что на первых порах им было очень трудно, потому что они не знали, с чего начать. Но затем объединились и разделили между собой обязанности. Хотя вначале было совсем немного монахинь. Они сообща взвалили на себя эту ношу, и затем купили этот земельный участок в кредит. Чтобы выплатить долги, они просили пожертвования. Они делали для людей глиняные оттиски ца-ца, проводили ради них ритуалы, и таким образом смогли расплатиться со всеми долгами. В настоящее время самая большая проблема для них – нехватка жилых помещений. Столько монахинь хотят поступить в монастырь, но комнат не хватает, приходится тесниться. Они надеются, что в будущем, если им удастся построить больше комнат и ремесленную мастерскую, монастырь рано или поздно перейдёт на самообеспечение. Тогда он станет местом, где смогут собираться все монахини и делиться друг с другом всеми радостями и печалями, опытом и всем остальным.

В настоящее время в монастыре семьдесят две зарегистрированных монахини, но лишь сорок девять из них здесь постоянно проживают, из-за нехватки келий.

Джампа Янгчом, несмотря на её тибетское имя, – монахиня с Запада. Она постоянно живёт в Маклеодгандже и активно поддерживает женский монастырь.

– Монастырь растёт, и каким-то образом нужно обеспечивать монахинь пищей, жильем и всем необходимым. Это проблема, но, на мой взгляд, она не основная. Если бы в округе было много женских монастырей и этому монастырю не нужно было расширяться, он был бы прекрасен и совершенен в его нынешней форме. Но дело в том, что монахинь много, и есть зарегистрированные монахини, которые не могут здесь жить. Многие другие хотят стать монахинями и присоединиться к монастырю. Есть и монахини, прибывающие из Тибета… Но в монастыре не хватает комнат, и он не может проявить такое гостеприимство. Вот в чём их главная проблема. Итак, всё, в чём они нуждаются, -- это деньги на строительство на их территории новых помещений для жилья, столько, сколько необходимо. Мы хотели бы, чтобы они построили что-то вроде общежития и сдавали в нём комнаты, чтобы иметь источник дохода. Это – самый лёгкий выход из положения. Сейчас у них не хватает средств даже на то, чтобы заботиться о монахинях, многие из которых нуждаются. В идеале все они должны быть сыты, хорошо одеты и иметь крышу над головой. С другой стороны, они многое уже сделали, построили всё это по собственной инициативе и своему разумению. Я ими просто восхищаюсь!

– Мы планируем собрать средства для того, чтобы построить для них необходимое жильё, включая комнаты для сдачи в аренду и маленькую ремесленную мастерскую для монахинь, которые не проходят обучения. Там эти монахини могли бы чем-то заниматься. Они могут сделать очень многое, если у них будет помещение и какие-то деньги, которые нужны для начала любого предприятия. Я приехала сюда десять лет назад, и тогда здесь было не так много монахинь, как сейчас: в основном пожилые. Но теперь, как видите, монастырь полон молодых, умных, энергичных монахинь. В нём появились новые силы, с помощью которых они могут чего-то достичь. Прошу, жертвуйте им деньги, и всего через несколько лет они станут самодостаточными!

Ринчен Кхандро Чогьял нравится помогать женским монастырям каждый раз, когда у неё выпадает такая возможность. Она также старается выступать в роли переводчика, когда монахиням нужно показать монастырь посетителям. Кроме того, она возглавляет Ассоциацию тибетских женщин.

Ассоциация тибетских женщин была создана ещё в Тибете в конце 1958 года, а после того, как мы приехали в Индию, женщины её возродили, но очень неформально, не в её нынешнем виде. Ассоциация оставалась такой до сентября 1985 года, когда мы вновь собрались и решили, что должны сделать её более официальной и должным образом функционирующей организацией. Итак, с апреля следующего года организация заработала уже официально.

Эти женские монастыри – не что иное как часть Ассоциации тибетских женщин. Поэтому мы считаем одной из своих обязанностей поддерживать их любыми возможными способами, и, раз эти женщины выбрали для себя монашество, мы хотим помогать им жить монашеской жизнью в монастырях. Мы можем многое сделать для того, чтобы жизнь монахинь стала спокойнее и комфортнее, и они достигли своих целей – так, как они того желают. Когда Ассоциация тибетских женщин возродилась, два тибетских женских монастыря уже существовали, и нам оставалось просто посетить их и понять, что мы можем для них сделать. Конечно, одна из основных и срочных задач – это сбор средств на возведение дополнительных помещений для жилья, а также помощь этим монастырям в более долгосрочном планировании. Им нужно строить свои планы так, чтобы обеспечивать самих себя в монастырях, продолжать монашескую жизнь и также поощрять других монахинь на поступление в монастыри.

Один из проектов, который может помочь монахиням встать на ноги – это ремесленное отделение, в котором монахини могут заниматься шитьём и вышивкой.

В отделение ковроткачества можно нанимать работников со стороны и руководить им как коммерческим предприятием.

Подобные проекты сейчас успешно осуществляются во многих монастырях.

Вот два маленьких магазинчика-кафе, один в Тилопуре, а другой в Маклеодгандже. В них посетителям показывают изделия собственного производства и подают им чай и пирожные.

Вот жилые помещения, построенные специально для сдачи в аренду посетителям – особенно друзьям с Запада, приезжающим в женские монастыри, для затворничества или просто погостить несколько дней.

Подобные проекты могут дать монахиням возможность для развития их монастырей и, как они надеются, со временем вернуть им полноправную роль в тибетском обществе как ответственных за духовное благополучие, главным образом, женщин. Они могут не только помогать им молитвами, но и предоставлять образование молодым монахиням, сохранять устные линии передачи и предлагать места для затворничества женщин. Также монахини могут заботиться о детях, а старикам помогать оставаться полезной частью общества, а не проводить остатки своих дней в домах престарелых.

У Лобсанг Чодон, помимо преклонного возраста, парализованы ноги, но, несмотря на это, она работает в женском монастыре и секретарём, и бухгалтером.

– Она говорит, что здесь очень счастлива. У неё есть своя комната, за ней ухаживает одна помощница из монастыря, а также немного помогают родственники. Так что она очень довольна и ни о чём не беспокоится. Что касается её болезни, то она считает, что это – результат поступков, совершённых ею в прошлых жизнях. Поэтому ей не на что жаловаться. Она здесь, в монастыре, она счастлива и благодарит за всё это Его Святейшество Далай-ламу. По её словам, именно его милосердием ей всё это досталось.

Все тибетцы преданы Его Святейшеству Далай-ламе, к которому обращаются за благословением и руководством. Его Святейшество неуклонно поддерживает женские монастыри и разделяет мнение настоятеля Ганден Чолинг о том, что монахиням требуется хорошее образование.

Поэтому настоятель попросил Его Святейшество посетить монастырь и дать учение о буддийской логике специально для монахинь.

– Когда Его Святейшество спросил у настоятеля, есть ли у него на этот счёт другое, особое, видение, тот ответил, что его нет. Он сказал: «Я подумал, что поскольку Ваше Святейшество даёт монахиням возможность в будущем достичь тех же высот в духовном развитии, что и у любых других людей, их понимание станет глубже, если они получат учения на эту тему, и поэтому обратился к вам с такой просьбой». И тогда Его Святейшество подробно разъяснил тему логики в храме женского монастыря.

В изгнании живут шесть тысяч тибетских буддийских монахов, но всего несколько сотен монахинь. Их выживание необходимо как для сохранения тибетской культуры и лучшего понимания роли женщин в тибетском буддизме, так и для всего мира, которому предназначены молитвы тибетских монахинь о том, чтобы все существа жили в покое и счастье.
Просмотров: 2563  |  Тэги: монахини

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Март 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
{lnk}
Rambler's Top100