Сохраним Тибет > Интервью настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Интервью настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»


27 мая 2016. Разместил: Editor
В республиканской газете «Хальмг унн» от 19 мая 2016 г. опубликовано обширное интервью настоятеля Центрального хурула Калмыкии Муутл-гелюнга под заголовком «Путь к учению Будды – вечный». Предлагаем вашему вниманию это интервью.

Муутл-багши (Муутл Овьянов) – первый калмыцкий лама нашего времени, который прошел полный 16-летний курс обучения в буддийском монастыре Дрепунг Гоманг. В ноябре 2014 года он вернулся на родину и с апреля 2015 года приступил к обязанностям настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакъямуни». Обеты гелонга принял в феврале 2000 года от Его Святейшества Далай-ламы XIV, монашеское имя – Тендзин Чойдак.

Интервью настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

– Уважаемый Муутл-багши, расскажите коротко о себе.

– Я родился 2 февраля 1977 года в поселке Цаган-Нур Октябрьского района Калмыкии в многодетной семье. После окончания Цаган-Нурской средней школы поступил на физфак КГУ. В 1994 году оставил обучение в университете и ушел в первый буддийский хурул Калмыкии, который находился тогда на улице Лермонтова. Там уже были Санджи-гелюнг, Виталий Манкиров (тогда послушник, ныне – настоятель Лаганского хурула) и геше Джампа, немного позже приехал геше Дугда. Геше Джампа стал первым учителем, объяснявшим тибетский алфавит, первые молитвы и основы буддийской логики и диалектики. Примечательно, что он все буддийские темы объяснял устно, не позволяя вести записи. При этом по рассказанному материалу экзаменовал на следующий день.

– Как вы пришли к вере?

– Первые соприкосновения с живой буддийской традицией произошли в юном возрасте. Тогда в поселке Ханата вел прием гелюнг, кажется, его звали Бада Павлович. Отец несколько раз ездил к нему на встречу и брал с собой меня. Гелюнг знал астрологию, проводил гадания и читал молитвы на тибетском языке. Скорее всего, он получил образование в Чееря-хуруле. Первым монахом, которого я увидел воочию, был Санджи-гелюнг, приехавший в Цаган-Нур. В то время он получил образование в Монголии и был в монашеском одеянии. В тот период уже стала появляться буддийская литература в виде брошюр.

Наша семья была верующей, мы знали, что есть перерождения. Ханатинский гелюнг рассказывал об этом отцу и другим людям, а мы в это время крутились вокруг старших и тоже слышали эти рассказы, разные истории.

– Это послужило толчком?

– С раннего детства я, как и другие, молился, совершал простирания, читал мани, возжигал зул (лампады), отмечал калмыцкие праздники. В 17 лет я пришел в хурул.

– Какова была реакция родителей?

Поначалу они не хотели отдавать меня в хурул и желали, чтобы я получил светское образование, но я проявил твердость. Если в юном возрасте начинаешь задаваться серьезными вопросами – это оставляет очень сильные отпечатки в потоке сознания, которые влияют на всю последующую жизнь. Начинаешь по-другому смотреть на мир.

Прослужив два года в армии в Подмосковье, я вернулся в хурул Сякюсн-Сюме, который к тому времени уже был построен. Почему вернулся? Некоторые люди сами себе создают проблемы на пустом месте: они всю жизнь стремятся обрести то, что невозможно с собой забрать после смерти, настигающей абсолютно всех… В общем, мне хотелось чего-то другого, большего, и есть вещи, которые не купишь ни за какие деньги.

– Как проходили занятия в хуруле?

– С 1997 года в течение двух лет я был послушником в Аршанском хуруле, постепенно стал изъясняться на тибетском и, благодаря занятиям с геше Дугдой, мог вести утренний молебен. На большее внимание у геше Дугды не было времени, так как его постоянно забирали люди для проведения ритуалов. От геше Дугды я получил обеты генина. Ген Лодой занимался с нами тибетским языком и заучиванием текстов, геше Джампа – буддийской философией.

– Когда вы поехали на учебу в Индию?

– В 1999 году. Ехал один, на руках у меня была только визитная карточка гостиницы монастыря Дрепунг Гоманг в Дели. Помогли базовые знания тибетского и элементарные знания английского языка. Пока оформлялись документы для поездки на юг Индии, я поехал в небольшой монастырь – филиал монастыря Дрепунг Гоманг в Нанитале. Там работал администратором геше Нгодуб (самый старший монах из ныне работающих в нашем хуруле), и полтора месяца я ходил на утреннюю службу и заучивал тексты. В Гоманге к моему приезду уже проходило обучение шесть калмыков. Мне уже было двадцать два года, моими однокурсниками в основном были 15-16-летние послушники, но были и постарше меня. Там я получил обеты гецула (первичные монашеские обеты) от учителя, который сегодня является держателем трона монастыря Ганден. К непривычному климату адаптировался довольно быстро. Меня, с учетом знаний, полученных в калмыцком хуруле, сразу зачислили на второй курс. Начались занятия, дебаты, молебны и в таком режиме прошло шестнадцать лет.

– За это время вы приезжали на родину?

– В 2002 году из-за окончания срока визы мне пришлось вернуться домой, оформить новый паспорт и получить студенческую пятилетнюю визу в Монголии. Раз в пять лет я приезжал в Калмыкию для получения визы и обновления загранпаспорта.

– Что включают в себя 16 курсов буддийского монастырского образования?

– Первые четыре года – знакомство с буддийской логикой и диалектикой. Затем пять лет изучаются парамиты – по тексту Майтреи «Украшение ясных постижений», которые необходимы для лучшего понимания полноты и глубины буддийского учения (сейчас это проходят в течение шести лет). Далее в течение двух лет познаются воззрения прасангики-мадхъямаки (наивысшие буддийские философские воззрения), потом два года обучают буддийской метафизике (абхидхарма), и завершается курс изучением в течение двух лет «кодекса нравственности» (винаи – монашеской дисциплины). Самый трудный предмет для освоения – это парамиты, но зато после нее гораздо легче понимать последующие темы, в том числе и прасангику-мадхъямаку.

– За время вашей учебы приезжали ли в Индию калмыцкие послушники, и каковы были их успехи?

– Да, приезжали. Со временем пришлось взять на себя ответственность за вновь прибывших послушников из Калмыкии, некоторым из которых было всего десять лет. Они не могли готовить для себя, стирать и т.д. и нужно было присматривать за ними. Вначале мы жили в монастырском общежитии вместе с монголами, бурятами и тувинцами, затем, в 2006 году, построили свое калмыцкое общежитие благодаря спонсорской поддержке Центрального хурула и жителей нашей республики, и стали жить отдельно.

– Отличается ли учеба в буддийском монастыре от учебы в светском вузе?

– Очень. Во-первых, в монастыре диплом купить нельзя. Очень строгая дисциплина: если не набираешь процент обязательных посещений, то не допускают к экзаменам. Все полученные знания важно уметь применять на практике, иначе получается сухая теория, даже если проведешь в монастыре всю жизнь. Во-вторых, глубина получаемых знаний в буддийском монастыре невероятно огромна: в таком стиле и в таком объеме буддийскую философию больше нигде не преподают. Диспуты и дебаты помогают закрепить пройденный материал, и благодаря им узнаешь разные точки зрения по одной определенной теме, больше и лучше анализируешь.

Интервью настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

– Какова градация ученых степеней в буддийском монастыре?

– Их несколько: дорамба, капчу, цорамба, лхарамба. Геше дорамба – в настоящее время это своеобразный «почетный» геше. Это звание, которое может быть присвоено монахам в возрасте за их заслуги перед монастырем, и для его получения нет необходимости в полной мере завершать монастырское образование. Кстати, в Калмыкии первый дорамба – Санджи-гелюнг.

По завершении полного шестнадцатилетнего курса обучения можно подавать заявление на сдачу экзаменов на звание геше капчу. Заявление рассматривает настоятель монастыря и назначает время сдачи. В год на все степени звания геше в монастыре Гоманг имеют право сдавать около тридцати монахов, а желающих очень много. Иногда своей очереди необходимо ждать годами. После утверждения настоятелем монастыря кандидатуры на сдачу экзаменов на соискание степени геше, претендент должен заказать и проспонсировать обширный молебен в своем родном монастыре, заказать для всех монахов монастыря пищу (завтрак, обед или ужин), поднести каждому монаху хадак и небольшое денежное подношение (в монастыре Дрепунг Гоманг сейчас насчитывается около двух тысяч монахов), затем необходимо заказать обед для монахов своего землячества. Калмыки входят в землячество Хардонг, в котором насчитывается более трехсот монахов. И только после этого можно сдавать экзамен.

– В какой последовательности сдают экзамены?

– Сначала сдают экзамены на соискание геше капчу, затем сдают экзамены соискатели на степень лхарамбы. Сдают по три человека в день (по одному – утром, в обед и вечером). Каждый соискатель сдает экзамен в течение трех часов. Экзамен проходит в форме диспута, где соискатель лишь отвечает на вопросы, которые задают ринпоче, геше лхарамбы, цорамбы, капчу, дорамбы и карамбы (сдающие на звание геше лхарамбы) монастыря. Вопросы задаются из разделов парамиты и прасангики-мадхьямаки (для звания геше капчу) и раздела метафизики и винаи (для звания геше лхарамбы). Звание геше цорамбы дается соискателям, начавшим сдавать экзамены на степень геше лхарамбы, но по тем или иным причинам не имеющим возможности сдать их полностью. Степень геше лхарамбы получают те, кто в течение шести лет успешно сдает экзамены на ежегодных диспутах трех больших монастырей традиции Гелуг (Ганден, Гоманг, Сера). Экзамены сдаются по всем темам, пройденным за шестнадцать лет обучения.

После успешной сдачи экзамена каждый геше обязан в течение года пройти обучение в тантрическом монастыре (Гьюто или Гьюдмед), там же сдать экзамен и возвратиться в родной монастырь.

– Трудно ли быть монахом и чем отличается работа настоятеля калмыцкого буддийского монастыря?

– Работа настоятеля буддийского монастыря в Калмыкии в силу того, что полная монашеская система у нас еще не сформировалась, отличается от работы настоятеля в Индии. К примеру, в Индии настоятель читает лекции монахам и мирянам, дает обеты для вновь прибывших послушников, представляет монастырь на советах монастырей, проводит большие молебны. В Калмыкии настоятелю приходится больше заниматься административной работой.

Монахом быть нелегко: необходимо соблюдать все 253 обета. В Индии быть монахом легче, так как там для этого созданы все необходимые условия и никогда не прерывалась живая традиция.

– Когда состоится экзамен?

– Экзамены планируются осенью этого года. До начала экзамена необходимо завершить комплекс мероприятий, предшествующих сдаче на звание геше.

– Чем вы планируете заниматься в случае успешной сдачи экзамена на степень геше?

– Необходимо приложить максимальные усилия для восстановления и укрепления института монашества среди калмыков. Также планируется проведение лекций, семинаров и дарование обетов индивидуального освобождения для мирян с целью повышения общего уровня знания драгоценного Учения Будды в нашей республике.

– Спасибо вам за беседу.

Чагдыр Санджиев, руководитель литературно-переводческого отдела Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакъямуни»

Настоятель Центрального хурула Калмыкии Муутл-гелюнг:


Интервью настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»Интервью настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»Интервью настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»Интервью настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддизм в Калмыкии