Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

21 февраля 2017 | Версия для печати
| Еще
Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

В целом, третий день нового года посвящен обращению к защитникам Учения, личным защитникам и замене старых молитвенных флагов на новые, что, по мнению тибетцев, непременно должно укрепить их жизненную силу и привлечь удачу. С этой целью и на государственном, и на семейном уровне проводятся разнообразные ритуалы.

Официальные мероприятия


Утром третьего числа все правительственные чиновники-монахи (тиб. rtse skor) посещали расширенный молебен-призыв, обращенный ко всем защитным божествам буддизма в Тибете, таким как Махакала, Вайшравана, Каларупа и др., проводившийся в частных покоях Далай-ламы во дворце Потала.

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

В это же время монахи монастыря Намгьял отдельно совершали специальный ритуал призыва и подношения (тиб. gzab gsol gnang ba) главному защитнику благополучия тибетского народа богине Палден Лхамо. После перерыва на ежедневную встречу за чаем (тиб. drung ja), которая в третий день Лосара превращалась в небольшой банкет, правительственные служащие-монахи совершали прорицание перед гобеленом Палден Лхамо в частных покоях Далай-ламы. Предсказание, во время которого в качестве жребия предписанным образом бросали шарики из теста, касалось личного благополучия Далай-ламы, условий сохранения буддийского учения и процветания нации в целом. Само событие носило название «Предсказание шаров из теста третьего дня» (тиб. tshes gsum zan bsgril). Пока монашеская часть правительства собиралась в личных покоях Далай-ламы, правительственные чиновники-миряне (тиб. shod skor) совершали ритуал подношения другому защитнику – Нечунгу (тиб. gnas chung) – с участием оракула-медиума.

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

После обеда центром событий становился Храм нагов (тиб. rdzong rgyab klu khang), расположенный за дворцом Потала, на крыше зала для собраний которого воздвигали гигантский молитвенный флаг Гаден дарчен (тиб. dga’ ldan dar chen) и выполняли ритуал подношения цампы лха-гьял-тен-па (тиб. lha rgyal ‘then pa). После чего процессия направлялась в банкетный зал храма, где для членов правительства устраивался званый ужин.

После ужина в зале храма специальная танцевальная труппа Далай-ламы из танцоров-юношей исполняла различные песни и танцы, на площадке перед залом проводились соревнования лучников, после чего хранители покоев Далай-ламы (тиб. gzim chung pa) исполняли три поздравительные песни (тиб. gzhas chen khag gsum). Завершалось мероприятие подношением благодарственных хатагов (тиб. legs dar) всем отличившимся за год служащим от лица казначейства. После этого все присутствующие поворачивались в сторону дворца Потала и совершали подношение цампы лха-гьял-тен-па, а хранители покоев снова исполняли поздравительные песни. Затем процессия отправлялась на молотильный ток (тиб. ‘bras bu g.yul kha), расположенный с фронтальной стороны дворца, где в последний раз исполнялись поздравительные песни. Этой церемонией закрытия (тиб. grol ston) официальные новогодние мероприятия и завершались.

Однако формальным завершением Лосара считалось другое мероприятие, связанное с проведением следующего праздника – Большого молитвенного фестиваля Мёнлам ченмо (тиб. smon lam chen mo), который начинают отмечать четвертого числа первого лунного месяца. Поскольку по сложившейся традиции власть в Лхасе на время проведения фестиваля передавалась представителям монастыря Дрепунг, еще ранним утром третьего числа главный поверенный Далай-ламы давал указания двум смотрителям за исполнением дисциплины этого монастыря о том, как организовать и контролировать проведение фестиваля. Вечером этого дня монахи устраивали знаменитый «забег» по коридорам главного храма города (тиб. gtsug lag khang) чтобы занять себе места на время фестиваля. Во время забега упомянутые выше смотрители за дисциплиной монастыря Дрепунг зачитывали учреждающий указ о проведении фестиваля, составленный великим Далай-ламой Пятым, и призывали монахов к строгому соблюдению дисциплины во время его проведения. Это событие формально завершало трехдневное празднование Лосара.

Семейные и общественные мероприятия


Ранним утром третьего числа все тибетцы облачаются в свои праздничные одежды и поднимаются на террасы, расположенные на крышах домов, где они совершают подношение дыма (тиб. bsang gtong ba) и меняют старые молитвенные флаги (тиб. dar lcog) на новые. Кроме того, в этот день необходимо заменить все молитвенные флаги, установленные или вывешенные на вершинах гор, берегах рек и т.д. Ритуал замены флагов во всех случаях одинаков.

После физической замены флагов в первую очередь выполняется подношение дыма, цель которого – очистить пространство и выполняющих подношение перед приглашением божеств. Его процедура более или менее стандартизирована. Для этого в небольших сооружениях для подношения санга, называемых санг-бум (тиб. bsang bum), или же в специально выложенных для этого каменных очагах разводят огонь, используя ветки можжевельника и других пахучих кустарников, таких как азалия и полынь. В него добавляют лекарственные растения – агар, шафран, мускусный корень и др., а также сандал, три белые субстанции (масло, молоко и кефир), три сладкие субстанции (сахар, патоку и мед), чай, чанг и др. Эти субстанции порождают густой столб быстро поднимающегося в небо дыма, который, растворяясь, заполняет своим ароматом все близлежащие окрестности. В этот момент собравшиеся читают молитву-призыв, текст которой был составлен Падмасамбхавой сразу после того, как он подчинил враждебных духов и связал их обязательством защищать буддизм в Тибете. К основному тексту добавляют текст призыва местного божества-хранителя или защитника дома.

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Затем собравшиеся сооружают небольшой алтарь, на который ставят дросо-чемар, чанг-пю и другие принесенные с собой блюда. По окончании совместной трапезы произносят поздравительные речи с пожеланиями на новый год. В некоторых семьях поют праздничные песни и танцуют вокруг алтаря или места, где производилось подношение дыма. Завершает ритуал подношение цампы лха-гьял-тен-па (тиб. lha rgyal ‘then pa).

Для этого все присутствующие берут в правую руку горсть цампы, становятся в ряд или в круг, и после троекратного громогласного восклицания «ки-ки со-со лха-гьял-ло», «победу богам!» (тиб. ki ki bswo bswo lha rgyal lo), подбрасывают ее в воздух прямо перед собой или над головой. Порошок из мелкодисперсной цампы образует белое облако, которое, растворяясь в воздухе, превращается в густой туман и медленно оседает не только на поверхность земли или крыши, но и на одежду и головы людей. Когда церемония проводится в общественном месте при большом скоплении людей, картина превращается в очень живописное зрелище. Особо озорные и игриво настроенные люди входят в азарт и начинают полировать цампой лица своих соседей, дразня и подзадоривая их. Ответных действий долго ждать не приходится. Естественно, что предпочтительной целью оказываются лица противоположного пола.

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Если ритуал проводится после замены флагов на крыше дома, он выполняется прямо на террасе дома, его главный объект – божество-хранитель дома (тиб. khyim lha). Если меняются флаги дарчен перед монастырями или на главной площади города, подношение выполняется прямо на площади, его объект – защитники Учения (тиб. bstan srung). Если меняются флаги дар-чог или дар-динг на вершине горы или берегу реки, подношение выполняется на ровной поляне поблизости, то объекты призыва – хранитель местности (тиб. yul lha), горные духи (тиб. btsan) или наги (тиб. klu).

Подробную информацию о разновидностях флагов можно прочитать в статье «Молитвенные флаги Тибета». Здесь же мы поговорим только о традиционных флагах дар-чог, устанавливаемых на крышах домов, поскольку они остались неохваченными в упомянутой статье. Их основные элементы: дар-щин (тиб. dar shing) – флагшток, дар-че (тиб. dar lce) – небольшие флажки-вымпелы, ба-ден (тиб. ba dan) – основное полотно флага, та-дрил (тиб. mtha bsgril) – кайма основного полотна, и лха-цуг (тиб. lha gtsug) – каменное или кирпичное основание флага.

Дар-щин – это флагшток. Если для флагов дар-чен, устанавливаемых в монастырях, на главных площадях городов и сел и в местах массового паломничества используются круглые и массивные деревянные (или железные) флагштоки, то флагштоки для дар-чог – это довольно тонкие и не очень высокие прямые стволы молодых деревьев (саженцев) с необрубленными верхними ветками. Обычно используют стволы ивовых саженцев, которые заготавливают заранее.

Дар-че представляют собой сшитые из ткани флажки-вымпелы, один край которых имеет вырез в форме тибетской буквы «а». Цвета этих флажков, а их пять, символизируют элементы в соответствии с индийской звездной астрологией. Синий цвет символизирует пространство, белый – воздух (или облако), красный – огонь, зеленый – воду, желтый – землю. В этом же порядке флажки крепят к веткам в верхней части флагштока: желтые флажки – в самом низу, у основания веток, выше располагается ряд зеленых флажков, затем красные, белые и в самом верху – синие.

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Ба-ден – это основное полотнище флага дар-чог, а та-дрил – его кайма. Их цвета, а они всегда разные, также символизируют элементы-стихии, но уже в соответствии с китайской астрологией элементов. В данном случае белый цвет символизирует элемент «железо», желтый – элемент «земля», зеленый – элемент «дерево», красный – элемент «огонь», синий – элемент «вода». Цвет основного полотнища всегда соответствуют элементу, доминировавшему в момент рождения главы дома. Почему же цвета полотна и каймы разные? Они должны сочетаться в соответствии с представлениями об основных видах взаимодействий элементов. Для каждого элемента остальные четыре будут порождающим (увеличивающим – тиб. ma), порождаемым (уменьшающим – тиб. bu), контролирующим (враждебным – тиб. dgra) и контролируемым (дружественным – тиб. grogs). Цвет каймы определяется порождающим (увеличивающим) элементом. Если глава дома родился в огненный год (например, в год огненной обезьяны), полотнище флага должно быть красным, а кайма – зеленой. Ниже приведены пиктограмма и таблица с основными видами взаимодействий элементов.

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Пожалуй, все же стоит сказать несколько слов и о двух других разновидностях флагов, меняемых в этот день. Дар-динг (тиб. dar lding) – это комплект из пяти разноцветных флажков небольшого размера, пришитых к веревке или тесьме. Эти комплекты связывают между собой, чтобы получить нить флажков необходимой длины. Их крепят горизонтально или под некоторым углом, привязывая к деревьям, карнизам, флагштокам других флагов, шпилям ступ и т.д. Обычно традиционное место их размещения – это вершины гор, берега рек, ступы, храмы местных божеств-хранителей и т.д. Дар-динг, конечно, можно встретить и в других местах, но традиционными такие места размещения назвать нельзя.

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Дар-чен (тиб. dar chen) – это большие вертикальные молитвенные флаги, полотнища которых закрепляют при помощи веревок на высоких и массивных деревянных или железных флагштоках (их зачастую обматывают вокруг флагштока и плотно приматывают к нему веревкой). Если позволяет пространство, флагштоки многих дар-ченов крепят не только в основании, но и при помощи веревочных растяжек. В этом случае к ним под или над основными полотнищами одним концом привязывают флаги дар-динг, другой конец которых после натяжки крепят к специальным штырям на уровне земли. Тогда они превращают флаги дар-чен в разноцветные шатры. Иногда нити привязанных флажков дар-динг не натягивают, а плотно накручивают барабаном вокруг флагштока дар-чен в его основании, формируя своеобразный постамент, который действительно служит дополнительным элементом крепления. Кроме того, если устанавливают несколько дар-чен в ряд, как, например, перед монастырями, флаги дар-динг, закрепленные между ними в горизонтальной плоскости, образуют что-то наподобие проволочного забора. Дар-чен, в основном, устанавливают в монастырях, на главных площадях городов и сел, в местах паломничества и т.д. В частных владениях их обычно не размещают. Хотя на сегодняшний день их упрощенные и уменьшенные варианты можно увидеть на крышах некоторых домов вместо флагов дар-чог. (В основном в Индии, где правительство законодательным образом запретило частную вырубку деревьев, и за срубленные для флагштоков дар-чог саженцы и молодые деревья могут налагаться огромные штрафы).

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников УченияТибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Лосар защитников Учения

Стоит отметить, что молитвенные флаги в Новый год можно менять не только третьего числа, но и пятого. Некоторые тибетцы, например, меняют домашний дар-чог в один день, а в горах (где меняют и дар-чог, и дар-динги) – в другой. Что касается дар-чен, то их могут менять и в другие астрологически подходящие для этого дни, как например центральный флаг в Шигацзе, который устанавливают пятнадцатого числа первого месяца. С этим красочным и очень необычным ритуалом мы познакомимся чуть позже.

Продолжение следует...

Юрий Пучко специально для savetibet.ru, всех буддистов России и читателей, понимающих русский язык, во всем мире
Фото из открытых источников

В публикации использованы материалы:


1. Статья «Тибетский Лосар» (тиб. bod kyi lo gsar), Келсан Кхедруб (тиб. skal bsang mkhas grub). Журнал «Тибетские праздники» (тиб. dus chen ngo sprod). Publication Section of Department of Education (CTA), Gangchen Kyishong, Dharamsala (H.P), India, 2007.

2. «Тибетские праздники» (тиб. bod kyi dus ston). Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala, India, 1999.

3. «Тибетские праздники» (англ. Festivals of Tibet). Tsepag Rigzin. Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala, India, 2006.

4. Учебник «Тибетская культура» (тиб. bod kyi goms gshis lugs). College for Higher Tibetan Studies. Sarah, Dharamsala, India, 2015.

5. Статья «Знакомьтесь, тибетский Лосар» (тиб. bod kyi lo gsar ngo sprod). www.chungtse.blogspot.in.

6. Статья «Новогодняя церемония в Дхарамсале в фотографиях» (англ. In pictures: Tibetan New Year Ceremony in Dharamsala). www.tibet.net.

7. Статья «Лосар – тибетский Новый год» (англ. Losar – Tibetan New Year). www.yowangdu.com.

8. Статья «Лекции Е.С. Далай-ламы о трех защитниках традиции Гелуг: Махакала, Каларупа и Вайшравана» (англ. Mahakala, Kalarupa/Dharmaraja and Vaishravana: The Three Protectors of The Gelug Tradition – Talks by H.H. The Dalai Lama). www.buddhism-controversy-blog.com.

9. Статья «Разновидности торма и их назначение» (тиб. gtor ma’i dbye ba dang mtshon don gyi khyad chos bshad pa). www.zw.tibetculture.net.

10. Статья «Исследование ткацких ремесел» (тиб. thags ‘thag pa’i lag rtsal la dpyad pa). www.tb.kangbatv.com.

11. Статья «Замена пяти флагов дарчен, установленных с четырех сторон центрального храма Лхаден-цуглагкхан» (тиб. lha ldan gtsug lag khang gi phyogs bzhi’i dar chen lnga dar lcog brje pa). www.tibetan.qh.gov.cn.

12. Статья «Флаги дарчог» (тиб. dar lcog). www.ti.tibet3.com.

13. Статья «Тибетский обычай устанавливать флаги дарчог» (тиб. bod mi’i dar lcog ‘dzugs srol). www.tb.xzxw.com.

14. Статья «Тибетские флаги дарчог» (тиб. bod kyi dar lcog). www.tb.chinatibetnews.com.

15. Статья «О танцах. Тибетские народные песни и пляски» (тиб. bro yi skor/bod kyi dmangs khrod glu gar gyi yig cha). www.zgshuxue.com.

16. Статья «Метание камней в ячий рог. Традиционные забавы тибетского Лосара» (тиб. rdo yis nor gyi rwa cor rgyag pa/bod lugs lo gsar gyi dga’ spro yi rnam pa). www.tb.tibet.cn.

17. Статья «Первая вода тибетского Лосара» (тиб. lo gsar gyi chu phud). www.tb.tibet.cn.

18. Статья «Странные обычаи тибетского Лосара» (англ. Funny customs of Tibetan New Year). www.absolutechinatours.com.

19. Статья «Весенняя посевная в Тибете» (англ. Spring sowing in Tibet). www.chinatibettrain.com.

20. Статья «Ежегодная замена флагов дар-чен в монастыре Самье» (тиб. bsam yas dgon du lo gcig dus gcig gi dar chen brje pa’i byed sgo spel ba). www.vtibet.com.

21. Статья «Возведение флага дар-чен в монастыре Гьялце-пэлкор-чодэ» (тиб. rgyal rtse dpal ‘khor chos sde dgon gyi dar chen sku bzhengs). www.tibet.people.com.cn.

22. Статья «Подношение цампы лха-гьял-тенпа» (тиб. lha rgyal ‘then pa). www.tibet.people.com.cn.

23. Статья «Лучшие места в Лхасе для посещения во время тибетского Нового года» (англ. Best Places to Visit in Lhasa during Tibetan New Year). www.tibettravel.org.

24. Статья «Соревнования во время праздника ригне-дючен в районе Ярлунг в 2016 году» (тиб. 2016 lo’i yar klung rig gnas dus chen thog mi rigs kyi srol rgyun lus rtsal rnam grangs ‘gran bsdur byed sgo spel ba). www.tb.xzxw.com.

25. Статья «Краткий обзор тибетского подношения санга» (тиб. bod kyi bsang gsol skor la rags tsam dpyad pa). www.tibettimes.net.

26. Курс лекций для иностранных студентов 1-го и 2-го года обучения. College for Higher Tibetan Studies. Sarah, Dharamsala, India, 2015.

Читайте также:


Тибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Подготовка к Новому году

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Непосредственное празднование Нового года

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Завершение празднования Нового года

Другие статьи автора:


Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии

Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре

Молитвенные флаги Тибета

Cад духовной мудрости
Просмотров: 1094  |  Тэги: Тибет, тибетская культура, обычаи, Лосар

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100