Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Анонсы Статьи О центре О фонде
 

Видео. Йонге Мингьюр Ринпоче о силе медитации в период пандемии

29 апреля 2020 | Версия для печати
| Еще


Видео: Tibet TV
Озвучивание: Игорь Янчеглов
savetibet.ru


Предлагаем вашему вниманию выпуск телепередачи «Беседы с Tibet TV» с участием Кьябдже Йонге Мингьюра Ринпоче, который дарует практические наставления о том, как превратить период самоизоляции в духовное самопознание и с помощью медитации преобразовать отрицательные эмоции в положительные во время пандемии COVID-19.

Расшифровка видео


Ведущая: Сегодня, в эпоху активного общения, к которому многие так привыкли, в связи с Covid-19 мы вынуждены практиковать физическое дистанцирование, ограничивающее социальные контакты. Однако этот период можно использовать как время для самоанализа. Это то, что выдающийся наставник по медитации Кьябдже Йонге Мингьюр Ринпоче называет самопознанием. В этом выпуске программы «Беседы с Tibet TV» мы услышим о процессе самопознания, преобразовании отрицательных эмоций в положительные и о значимости поддержания общественных связей во время пандемии Covid-19 из уст самого Ринпоче.

Таши Делек, Ринпоче. Несколько дней назад состоялась прямая трансляция ваших учений о «Преобразовании самоизоляции в самопознание». Могли бы вы вкратце рассказать, что такое самопознание и каким образом человек может познавать себя во время самоизоляции? Почему это так важно?

Мингьюр Ринпоче: Что касается самопознания, каждый из нас наделен чудесными качествами. Мы обладаем навыками, мудростью, любовью и состраданием, способностями, осознанностью. Столько благих качеств заложено в нас. Но чаще всего случается так, что наш ум полностью обращен наружу: мы ищем решений вовне, хотя в действительности все решения есть в нас самих. Это то, что мы называем нашей врожденной добротой, нашей основополагающей природой. Я думаю, что в период самоизоляции очень важно размышлять о нашем внутреннем мире, находить эти качества в самих себе. Это очень важно.

Например, есть целый ряд различных практик, с помощью которых вы можете познавать себя. Одна из них – это практика радости или практика благодарности. Каждый день вы можете с благодарностью думать о своей жизни, о своих качествах, о качествах своих родных и близких, о качествах мира. О пяти вещах, за которые вы благодарны. О любых. Я зачастую привожу такой пример. Когда я преподаю медитацию, я пью очень много воды. Бывают занятия по два часа. И вот после занятия мне очень хочется посетить уборную. Тогда я говорю: «Есть вопросы? Нет? Ну хорошо». И тут внезапно кто-то поднимает руку: «В чем смысл жизни?». Это очень сложный вопрос. Я стараюсь ответить кратко, но это подчас вызывает еще больше вопросов. А мне ну очень нужно добраться до уборной. И вот когда я, наконец, воспользовался уборной, я чувствую, что жизнь прекрасна. Восторг! Такое облегчение, такое счастье. Сразу чувствуешь благодарность, чувствуешь признательность за эту прекрасную жизнь.

Ведь и вправду наша жизнь прекрасна, но мы этого не замечаем. Ученые выяснили, что если мы обладаем десятью качествами, девять из которых благие, а одно неблагое, мы видим только это неблагое качество и преувеличиваем его. Итак, во время нашей самоизоляции очень важно находить сокровища, находить качества пробужденных существ, скрытые в нас.

Ведущая: Ринпоче, во время прошлой беседы мы с вами говорили о преобразовании отрицательных эмоций в положительные посредством медитации. Сейчас период кризиса и люди естественным образом чувствуют волнение, страх и панику. Как медитация поможет преобразовать эти эмоции в положительные?

Мингьюр Ринпоче: Обычно рассуждая о том, как преобразовать отрицательные эмоции, то есть отрицательные реакции и страдание, в нечто созидательное, в духовный путь, мы выделяем три варианта: преобразование в осознанность, преобразование в любовь и сострадание и преобразование в мудрость. Что касается осознанности, для начала нам следует практиковать медитацию на дыхание, медитацию на звук или начитывание мантр. Этим нужно заниматься по пять минут ежедневно как минимум один месяц.

Освоив их, мы сможем использовать даже отрицательные эмоции как объект медитации. Когда вы наблюдаете за дыханием, не нужно от него отвлекаться. Мы используем дыхание как объект нашей медитации. Подобным образом мы можем следить за эмоцией. В юности у меня часто случались панические атаки, поэтому я наблюдаю за паникой. В это время тело накрывает волна чувств. В это время можно пережить два вида опыта: во-первых, исчезновение этих чувств, пробел. На одну или две секунды. Отлично! Затем нарастание паники, наблюдение, исчезновение. Во-вторых, у некоторых паника не исчезает. Но вы можете наблюдать за паникой, наблюдать за этими чувствами. Иными словами, когда вы наблюдаете за рекой, вы вне ее, и реке не нужно исчезать – пусть продолжит течение. Некоторые любят заниматься у реки, делать пробежку, любуясь рекой. Или водопадом. Но если вы упадете в реку, и ее воды унесут вас к водопаду, вы погибнете, верно? Это вполне традиционный пример.

Еще один пример, который приводят тибетцы: если вы хотите увидеть эту сторону горы, нужно обойти ее с другой стороны. Если вы видите гору, значит, вы находитесь за ее пределами. А если вы внутри горы, вы не можете увидеть гору. Поэтому наблюдение за эмоцией, не только за паникой, но и за депрессией, гневом, ревностью, желанием и так далее, наблюдение за ними – это начало свободы, избавления от них. Так наступает осознанность. В итоге эмоция перерастает в осознанность, становится подспорьем для осознанности.

Далее любовь и сострадание. Традиционный пример – это практика тонглен. Примите страдания и отрицательные эмоции всех живых существ на себя. И затем, так накопив добродетели, направьте лучи света всем существам, свои добродетели всем существам. Так ваши эмоции преобразуются в любовь и сострадание, страдание преобразуется в любовь и сострадание.

И далее идет мудрость постижения пустоты. То есть вы пусты, эмоции пусты, объекты эмоций пусты. Этими тремя способами яд можно преобразовать в лекарство. Конечно, отрицательные эмоции и страдания подобны яду. Но этими способами можно превратить их в лекарство.

Ведущая: Пандемия Covid-19 затронула людей всех возрастов, и нам нужно проявлять особую заботу о пожилых. В нашем сообществе обхождение святынь, посещение монастырей и участие в религиозных собраниях играет большую роль в повседневной жизни пожилых. Сейчас, когда нужно быть дома и воздерживаться от этих походов, их привычный распорядок нарушен. Какую практику вы бы посоветовали выполнять пожилым членам нашего сообщества, какую медитацию?

Мингьюр Ринпоче: Я думаю, что пожилые любят заниматься начитыванием мантр. Например, Ом Мани Падме Хум, Ом А Хум Бендза Гуру Падма Сиддхи Хум, Ом Таре Туттаре Туре Соха. Очень часто они читают мантры. Я думаю, что всем, кто занимается начитыванием мантр, очень важно знать, как медитировать с их помощью. Обычно в начале надо принять прибежище и зародить бодхичитту. К примеру, начитывая Ом Мани Падме Хум, мантру Ченрезига, или Арья Авалокитешвары, представляйте Ченрезига перед собой. Примите прибежище. Не надо беспокоиться о форме его тела, цвете, облике, о том, как Ченрезиг выглядит в точности. Это не так важно. Куда важнее ощущать присутствие Ченрезига. Как говорят, стоит только подумать, что Будда перед вами, и он перед вами. Так же и Ченрезиг, он смотрит на вас, думает о вас. Почувствуйте присутствие Ченрезига и примите прибежище. Зародите бодхичитту, думая: «Я хочу начитывать мантру Ченрезига, выполнять эту практику ради блага всех существ, особенно тех, кто пострадал от коронавируса, и ради мира на Земле, ради того, чтобы все существа достигли пробуждения. С такой мотивацией я выполню практику Ченрезига». Это и есть бодхичитта. То есть сначала прибежище и бодхичитта.

Далее продолжайте начитывать: «Ом Мани Падме Хум Шри. Ом Мани Падме Хум Шри». Начитывая «Ом Мани Падме Хум Шри», молитесь Ченрезигу. Можете молиться о чем угодно: о крепком здоровье, об устранении препятствий, о мире во всем мире. Если, к примеру, вы знаете людей, у которых проблемы, у которых трудности, молитесь за них. А также за всех существ.

Когда вы произносите «Ом Мани Падме Хум Шри», яркий свет начинает исходить из тела Ченрезига. Как правило, выделяют свет пяти цветов, соответственно цвету тела божества. Ченрезиг белый, и он излучает много белого света, который проникает в вас и во всех существ. И этот свет излечивает все недуги, очищает все неблагое, дурную карму, абсолютно все. И в итоге каждое живое существо становится Ченрезигом. Вокруг вас чистое пространство. Все живые существа становятся Ченрезигом, вы и все остальные. Теперь вы и все существа начитываете мантру вместе: «Ом Мани Падме Хум Шри, Ом Мани Падме Хум Шри, Ом Мани Падме Хум Шри». Каждый становится Ченрезигом. Это основная практика.

Затем заключительная часть – посвящение заслуг. Вы обращаетесь к Ченрезигу как к свидетелю, говоря: «Я хочу посвятить заслуги всем существам». В частности можете посвятить заслуги тому, чтобы заболевшие или члены вашей семьи и так далее, и все существа освободились от страданий сансары, достигли полного пробуждения: «Я совершаю это посвящение подобно Ченрезигу. К чему бы Вы ни стремились, я последую за Вами». Так можете делать в конце.

Если поступать так, это будет действительно важная практика, соединяющая в себе значение и суть многих учений Будды. Вы можете начитывать Ом А Хум Бендза Гуру Падма Сиддхи Хум, начитывать мантру Тары. Начитывая Ом Таре Туттаре Туре Соха, можете представлять Тару. Я думаю, практика любого другого божества, которую мы выполним таким образом, принесет большую пользу.

Ведущая: Ко всему прочему, сейчас также закрыты школы. Я уверена, многие родители хотели бы знать, каким образом они могут оградить своих детей от стресса, появляющегося на фоне пандемии.

Мингьюр Ринпоче: Детей, наверное, можно обучить очень простым техникам медитации, например, медитации на дыхание. Если ребенок маленький, вам нужно сочетать ее с какими-то действиями. Скажем, дети и родители сидят вместе и жестикулируют: «Вдох, выдох». Рука движется в такт дыханию. Можно слушать звук, как нарастает звук. Например, если вы легонько ударите в гонг, тогда его звучание, звон нарастает выше, выше, выше. Обязательно попросите детей поднимать руку: выше, выше, выше, ниже, ниже, ниже. Можно так практиковать. Или упражняйтесь в осознанности тела. Ваша рука почти касается лба, а вы стараетесь распознать ощущение в области лба. Или потирайте руки и концентрируйтесь на ощущениях в ладонях. Медленно-медленно, потом быстро, а затем резко разведите ладони. Тогда вы почувствуете мурашки, прохладу, будут разные ощущения. Так вы можете учить медитации детей, но не переусердствуйте. Делайте все с улыбкой, играючи. Я думаю, это очень важно.

Ведущая: Ринпоче, простите меня за любопытство, но могли бы вы рассказать, как вы проводите время в самоизоляции? Несомненно многим нашим зрителям интересно это узнать, и я вполне уверена, что большинство из них вдохновит то, как вы практикуете в этот период.

Мингьюр Ринпоче: Сейчас я провожу ретрит, но это нестрогий ретрит. И также между сессиями ретрита я провожу онлайн-учения. Сейчас многие говорят мне: «Настал очень сложный период. Пожалуйста, дайте наставления». Поэтому я изо всех сил стараюсь уделять время преподаванию медитации, дарованию наставлений, хотя сейчас я и в ретрите. Кроме того, я читаю книги, учебники по пяти основным буддийским дисциплинам: абхидхарме, праджняпарамите, винае, логике и Срединному пути, мадхьямаке. Я стараюсь возвращаться к этим текстам. Я не перечитывал их уже много лет, хотя в свое время усердно изучал их. Сейчас я открываю для себя очень много интересного. В последнее время, например, я довольно часто общаюсь с учеными и продолжаю исследовать в медитации смысл этих текстов. И вот я вижу: «Надо же! Будда открыл это две тысячи пятьсот лет назад!» Такие восторженные возгласы у меня многое вызывает. Помимо этого, я выращиваю кое-какие овощи, зелень у себя на заднем дворе, и моя мама готовит всякие вкусности. Иногда мы проводим время в приятной обстановке за обедом или ужином. Также я занимаюсь физическими упражнениями, когда бывают перерывы.

Так что для меня это отличная возможность. Я думаю, можно даже сказать, что это один из лучших периодов для моего личного роста, для обучения, для развития. Я надеюсь, вы последуете моему примеру.

Ведущая: Ринпоче, могли бы вы в заключение рассказать нам о значимости социальных связей во время периода физического дистанцирования?

Мингьюр Ринпоче: Знаете, я думаю, что в целом необходимо придерживаться некого графика. Обычно я составляю такой график: например, практика медитации, время для чтения, время для физических упражнений, приготовления еды, земледелия, или время для онлайн-учений.

Вы можете общаться с людьми, хоть и нельзя с ними встретиться лицом к лицу. Но в наши дни есть множество платформ, которые позволяют связываться с людьми, справляться об их самочувствии, беседовать с ними. То есть в какой-то мере нужно общаться с другими, просто сам способ общения должен быть иным. Это довольно важно понимать в общении с теми, кто вас окружает.

Ведущая: Ринпоче, огромное спасибо, что уделили нам время и дали наставления в период кризиса. Мы очень признательны вам за то, что уже во второй раз вы приняли участие в «Беседах с Tibet TV». Спасибо.
Просмотров: 2212  |  Тэги: Мингьюр Ринпоче, буддизм, медитация

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2020
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru