Сохраним Тибет > Видео. Геше Дордже Дамдул. Прекрасный источник бодхичитты: памятование о доброте родителей

Видео. Геше Дордже Дамдул. Прекрасный источник бодхичитты: памятование о доброте родителей


2 сентября 2022. Разместил: savetibet


Перевод: Алексей Емельянов
Озвучивание: Игорь Янчеглов
savetibet.ru


Мы начинаем публикацию серии коротких учений геше Дордже Дамдула, директора Тибетского дома в Нью-Дели, известного российским буддистам по его блестящей работе в качестве переводчика Его Святейшества Далай-ламы.

В этом фрагменте учений геше Дордже Дамдул рассказывает о важности памятования о доброте матери — неотъемлемой составляющей семичастного метода порождения бодхичитты.

Геше Дордже Дамдул — известный буддийский учёный, чьи интересы лежат в области тибетского буддизма и современной науки, участник нескольких диалогов Его Святейшества Далай-ламы с западными учеными, официальный переводчик Его Святейшества Далай-ламы с 2005 года.

Видеозапись любезно предоставлена Тибетским домом в Нью-Дели.

Расшифровка видео:


Ранее я много говорил о необходимости помнить доброту матерей, а также о том, как нам следует выражать свою благодарность матерям, отцам, родителям и другим людям. Это очень важно, крайне важно. Даже если говорить о постижении пустоты, то, как я упоминал, здесь необходимо много факторов, включая и этот.

В то же время мы должны быть практичными. Я уже упоминал, что в менее образованных семьях чувство благодарности детей родителям проявлено сильнее. Это лишь мое наблюдение, оно может быть ошибочным. А в более образованных семьях дети чувствуют меньше благодарности родителям. Это мое наблюдение, основанное на опыте за последние где-то тридцати лет. Дети из очень образованных семей испытывают гораздо меньше благодарности родителям.

В то же время, надо признать, что это необязательно проблема отношения детей к родителям. В одном-двух случаях из ста может быть, что дети страдали от крайне жесткого обращения со стороны родителей в юном возрасте. Такое тоже возможно.

Допустим, это так. Далее мы можем выполнять всевозможные практики, например медитировать, используя семичастный метод порождения бодхичитты, памятуя о том, что все существа были нашими матерями, или же метод уравнивания и замены себя на других, где мы размышляем о пользе заботы о других, и так далее. Но это не самое необходимое на первых порах. С чего мы начинаем? Мы не начинаем сразу же с намерения заботиться о других. Мы начинаем с заботы о себе.

Я всегда говорю: будьте добры к себе! Это первое правило. Если вы следуете этому правилу, то ваша практика будет очень стабильной. В противном случае вы легко можете сбиться с пути и ничего не достигнете. Поэтому будьте добры к себе.

Второе важное правило: будьте разумны в своей доброте к себе! Таковы два важных первых правила в жизни. Но тогда вопрос: что значит быть добрым к себе?

Чего вы хотите? Быть счастливым! Сделайте себя максимально счастливым. А чего не хотите? Не хочу страдать. Полностью избавьтесь от страданий. Вот что значит быть добрым к себе.

Далее, а что значит быть разумным в своей доброте к себе? Для того чтобы стать счастливым, практикуйте сострадание, всеохватывающее сострадание. Чтобы избавиться от страдания, воздерживайтесь от причинения вреда другим. Все просто!

Для развития практики безусловной любви к другим, есть два классических метода. Первый – вспомнить о доброте своих матерей. Но в юности у вас могли быть проблемы в отношениях с матерью, особенно в подростковом возрасте, в 14-15-16 лет. В этом случае проблема скорее не в матери, а в вас. В 99,9% случаях скорее всего проблема заключалась в вас, если проблемы с матерью у вас были в возрасте 14-15-16 лет.

Но если проблемы с матерью возникали, когда вам было от трех до семи лет, то тут скорее всего проблема в ней, а не в вас. Здесь мы должны быть честны с самими собой. Безусловно есть исключения, когда в возрасте 3-7-8-10 лет ребенок сталкивается с огромными сложностями в жизни. В некоторых случаях ребенку приходится брать на себя заботу о братьях и сестрах, защищать их от жестокого обращения родителей, включая мать. Это может быть один случай из тысячи.

Если это ваш случай, то не переживайте. Совсем необязательно любить других именно как свою мать. Вспомните, кто проявлял доброту к вам? Будда ясно дал это понять. Будда не говорил, что нужно любить всех как свою мать. Будда сказал, что каждый когда-то был вашей матерью, отцом, братом, сестрой, учителем, другом. Будда дал много вариантов, и вы можете выбрать любой – тот, что более значим для вас.

Если говорить обо мне, то я совершенно уверен, на основе отпечатков в моей памяти, которые присутствуют во мне сейчас в пятидесятилетнем возрасте, что у меня была очень любящая мать. Она оставалась со мной до моего пятилетнего возраста. Я потерял ее, когда мне было 5 лет. У меня нет ясных воспоминаний о ней. Что осталось в памяти – это отдельные фрагменты, даже скорее отдельные кадры – как мама обнимает меня. Мои воспоминания словно статичные снимки, они не похожи на кино, – в них нет движения. Я не помню никакого движения, в голове лишь статичные фотографии. Фотографии матери у меня никогда не было, но мои воспоминания похожи на снимки.

Я вижу, как она обнимает троих детей, сидя на большом камне. Что еще? Вижу, как после ее смерти, мы, трое детей, обнимаем нашего отца и плачем. Вот то, что я помню. Я это говорю к тому, что хотя я и не помню ясно ту любовь, которую получал от матери, совсем необязательно все это помнить, чтобы выполнять медитацию в рамках семичастного метода порождения бодхичитты.

Как я поступаю? Я смотрю на других. Как матери жертвуют всем ради своих детей. Я смотрю на других. Мне лично не повезло – я потерял мать в 5 лет, а кто-то пострадал от жесткого обращения матери в раннем детстве. Но это не значит, что так было всегда, во всех жизнях. Лишь пару раз из тысячи мне, возможно, не везло с матерью, а в 999 случаях из тысячи я получал от матери максимальную любовь и заботу.
Это биология, это вовсе не значит, что мать должна быть бодхисаттвой. Любовь матери к ребенку заложена природой. Просто оглянитесь и посмотрите вокруг – одна мать, другая мать, сто матерей… Сколько из них плохо относятся к своему ребенку? Одна из тысячи. Все просто. Из этого вы можете сделать вывод, что и вы получали такую же любовь от своих матерей в прошлых жизнях.

Если для вас это все-таки сложно, не переживайте. Вы можете представить своего отца, брата, сестру или кого-то еще, от кого вы получили настоящую любовь и подлинную заботу в этой жизни.
Сосредоточьтесь на них. По мере развития практики вы достигнете определённого этапа, когда вы почувствуете себя любящей матерью, а всех остальных своими детьми, включая и свою мать, с которой у вас были сложности. Дети – это те, кто не думает о том, что будет завтра, а просто наслаждается играми здесь и сейчас и кому нравится что-то ломать. Люди подобны детям. И здесь вы начнете чувствовать сострадание.

Возьмем к примеру очень непослушного ребенка, который никому в семье вокруг не нравится, но его мать всегда готова его защищать. То же самое вы будете чувствовать к своей матери и всем другим живым существам на определенном уровне развития своей практики.

Это удивительное чувство. Ваша мать должно быть сама прошла через очень большие сложности и поэтому так вела себя так по отношению к вам, ей очень не повезло, что у нее не было этого биологически заложенного чувства любви. Тогда как у большинства матерей, у 99 процентов, это чувство проявляется естественно. А значит, ей очень не повезло в том, что она не испытывала этого чувства любви к собственному ребенку, а вместо этого злилась на малыша. Потому что испытывать любовь — гораздо более приятное чувство, нежели гнев на собственного ребенка.

Размышляя таким образом, вы почувствуете сострадание и поймете, что ваша мать тоже испытывает страдания. Вы страдаете по разным причинам, и вам не нравится это чувство, но ваша мать также страдает по разным причинам. На определенном этапе вы сможете с легкостью почувствовать такое отношение к матери. Но пока начинайте с более простых для себя примеров. Необязательно прямо сейчас видеть свою мать в каждом живом существе. Со временем вы достигнете уровня, когда сможете с легкостью и радостью практиковать более сложные вещи. Просто нужно время. Со временем практика будет литься, как река.