Ламы и господа7 июля 2005 | www.savetibet.ru |
В Московском доме музыки состоялся концерт фестиваля "Тибет", посвященный 70-летию далай-ламы XIV. В концерте участвовали не только исполнители этнической музыки различных буддистских народов, но и универсально-экуменический гуру русского рока Борис Гребенщиков. На концерте побывала ИРИНА Ъ-КУЛИК. Концерт начался, как и подобает мероприятию, посвященному столь значимому для буддистов поводу, с выступления тибетских монахов из монастыря Гьюдмед. Четверо лам в традиционных желто-красных облачениях демонстрировали уникальный, практикуемый только в двух монастырях стиль тибетского горлового пения – вибрирующий на низких частотах утробный рык, который именуется "голосом Ямантаки" – увешанного черепами ламаистского бога смерти. Но вгонять публику в мистический транс в Доме музыки не собирались. Монахов сменил тибетский фольклорный ансамбль "Ганджонг Догар", представивший потешный "Танец яка". Лохматая зверушка, изображаемая двумя спрятанными под шкурой танцорами, то приплясывала на манер китайского новогоднего дракона, то натуралистично прядала ушами, отгоняя воображаемых насекомых, чем весьма понравилась притомившейся медитировать публике. Роль главной звезды фестиваля отвели Борису Гребенщикову, которого ведущая концерта, президент фестиваля галеристка Елена Врублевская, представила как одного из главных популяризаторов и даже исследователей буддизма – чем несколько смутила не только захмыкавших зрителей, никогда не подозревавших в БГ востоковеда, но и самого лидера "Аквариума". Господин Гребенщиков признался, что вообще-то он испытывал робость при мысли о том, что ему придется выступать по столь высокому поводу, как день рождения далай-ламы, но танец яка его успокоил, и предложил считать свое выступление его продолжением – получилось и вправду забавно, хотя и не так, как у тибетских танцоров. Из более или менее соответствующих теме мероприятия песен Борис Гребенщиков исполнил лишь "Русскую нирвану", после чего ушел на недоступные обычным смертным межконфессиональные и кросскультурные просторы: свое выступление гуру русского рока завершил регги "Зум зум зум". К тибетским реалиям, а заодно и к хорошему звуку, которого сильно не хватало на выступлении господина Гребенщикова, помогло вернуться ставшее настоящим открытием концерта выступление живущего в Швейцарии тибетца Лотена Намлинга. Длинноволосый, облаченный в живописное белое одеяние певец выглядел не просто артистом, а настоящим шаманом, но свое выступление он комментировал на отличном английском, сообщая публике, что вот это песнопение было написано шестым далай-ламой в момент просветления, а вот то – святым отшельником, жившим в Тибете в Х веке нашей эры. Уверенность в священном происхождении исполняемых им песен не мешает Лотену Намлингу соотносить их с западной музыкальной культурой – сейчас он работает над проектом "Тибетский блюз". Лотен Намлинг, видимо, является завсегдатаем разнообразных международных концертов, посвященных Тибету, вот и в Москве он не забыл произнести сакраментальную фразу о том, что надеется однажды вернуться на свою давно покинутую родину. (Беженцами, обитающими в Индии, являются и монахи Гьюдмеда, и участники ансамбля "Ганджонг Догар", да и сам чествуемый в МДМ далай-лама.) На Западе всеобщий интерес к Тибету связан уже не только с увлечением восточной мистикой, но и с отстаиванием автономии этой страны, сейчас входящей в состав Китая. Так, собирающие множество прогрессивных рок-звезд концерты, которые неоднократно организовывал в разных западных городах один из участников группы Beastie Boys Адам Йауч, проходят под лозунгом "Tibetan Freedom". Да и главный буддист Голливуда Ричард Гир, бывший гостем фестиваля "Тибет" в 2004 году, выступает в роли не проповедника ламаизма, а борца за свободу тибетского народа. Но на концерте в Доме музыки никакие политические лозунги не звучали. Московскую публику пригласили насладиться сокровищами древней культуры, а не задумываться о настоящем создавшего эту культуру народа. Главной идеей концерта было братство тибетцев и их единоверцев из буддистских республик России: Тувы, Бурятии и Калмыкии. Горловое пение демонстрировали не только монахи Гьюдмеда, но и тувинские звезды world music – ансамбль "Хуун-Хуур-Ту". Завораживающие восточные напевы выводила бурятская этнодива Бадма-Ханда – ее импровизированный дуэт с Лотеном Намлингом стал самым красивым моментом концерта. А эффектную полуэстрадную версию азиатской музыкальной культуры продемонстрировал калмыцкий ансамбль "Йорал". Предваряя их выступление, госпожа Врублевская не забыла поблагодарить президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, являющегося председателем попечительского совета фестиваля "Тибет" и вообще активно пропагандирующего буддизм и даже организовавшего визит далай-ламы в Калмыкию в ноябре 2004 года. Но подспудной темой фестиваля оказались не столько проблемы самого Тибета, сколько этакая утопическая местная Шамбала, для которой вроде все под рукой – будь то горловое пение или гуру вроде БГ.
Тибет в России > Ламы и господа |