Традиции древней страны воинов8 августа 2005 | www.savetibet.ru |
Глухой стук копыт по густой траве отзывается эхом далекого прошлого, когда Тибет был страной воинов. Глядя на то, как жители Цары собираются на свой ежегодный праздник скачек, начинаешь ставить под сомнение традиционный имидж тибетцев, которых мы обычно представляем себе миролюбивыми буддистами.
Одиннадцать всадников, представляющих ту или иную деревню области, принимают участие в стремительных скачках, где за победу разворачивается очень жесткая борьба. Для этих тибетцев конь – столь же естественный вид транспорта, как для других народов – велосипед. «Все здесь умеют ездить верхом», - говорит Дзуки, житель Цары. Одиннадцать всадников в ярких черных, белых и красных костюмах уверенно прогуливаются мимо зрителей, готовясь к состязанию, периодически останавливаются и гордо позируют перед камерами. Стоит им оседлать своих скакунов, и сразу вспоминаешь о том, что тибетцы были беспощадными воинами, вселяющими ужас в своих соседей, пока в IX-том веке не приняли миролюбивую философию буддизма. Даже сегодня лучшие наездники Тибета считаются настоящими героями. Их окружают таким же почетом, как на Западе - звезд футбола или бейсбола. Кульминацией праздника является забег на 200 метров. Каждый из участников должен на полном скаку поднять с земли хадак, отрез белой материи, которые разбросаны вдоль беговой дорожки. Хадаки, которые тибетцы называют «шарфами дружбы», имеют глубокое символическое значение. «Хадаки – символ благополучия, всего самого лучшего», - говорит женщина из тибетской столицы Лхасы, расположенной в 70-ти километрах отсюда. Она смотрит на этот праздник с отстраненным интересом антрополога, приехавшего изучать неизвестные племена. «Если приезжает почетный гость, ему вручают хадак. Если кто-то из родственников отправляется в длительное путешествие, вы будете провожать его с хадаком», - добавила она.
Праздник скачек, изначально совпадающий с окончанием сбора урожая, отмечается практически по всему гималайскому региону. Это свидетельство того, что, несмотря на 50 лет китайской оккупации, тибетцы сохранили самобытность своей культуры. Для таких областей, как Цара, этот праздник –второе по значимости событие в их календаре после Нового Года. Праздничная, почти карнавальная атмосфера царит повсюду: вдоль беговых дорожек - толпы людей в широкополых шляпах в духе американских ковбоев, с традиционными красными нитями, вплетенными в волосы. Торговцы раскинули свои палатки, где продается всё, от пива и сигарет до детских игрушек. Длинные перерывы между основными событиями встречают понимание, хотя сразу понятно, что все ждут нового раунда скачек. «Мы еще не получили результаты, - говорит Цамла, 24-летняя крестьянка из деревеньки Дигье, обнимающая своего полуторагодовалого сына. – Конечно, я надеюсь, что моя деревня победит». Дело тут не только в гордости за свою деревню, всадники получают по 2 юаня (24 цента) за каждый подхваченный ими с земли хадак. Они передают полученные ими призы главе деревни, а тот в свою очередь распределяет их между жителями.
Тибет в России > Традиции древней страны воинов |