Калмыкия постигает тибетскую буддийскую иконографию


30 августа 2005 | www.savetibet.ru
В Элисте проходит ритрит по тибетской танкоживописи. Краткий курс лекций и практических занятий проводит мастер буддийской иконографии - голландская художница Марианн ван дер Хорст-Лем. Элистинский ритрит стал продолжением большого семинара, прошедшего недавно в Подмосковье. В центре единой русскоязычной Дзогчен-общины - Кунсангаре - российские буддисты в четвертый раз смогли получить уроки мастерства у живописца.

Для голландской художницы это десятая поездка в Россию, ранее она чествовала в ритритах в других городах России и стран СНГ. Теперь и у калмыцких знатоков буддийской танки появилась уникальная возможность получить мастер-классы талантливого живописца. Кстати, среди желающих поучиться у мастера оказались ее бывшие ученики. Например, художник Наран Манджиев двенадцать лет назад был на ритрите в Харькове, который Марианн проводила по просьбе ламы Оле Нидала.

В выставочном зале ГКЗ, где проходят занятия, развернулась выставка постеров и репродукций работ мастера. К сожалению, художница не привезла танки. Они стоят очень дорого, и при транспортировке могли повредиться. С Марианн нам удалось пообщаться в перерыве между лекциями.

- Каковы ваши первые впечатления о Калмыкии?

- Что меня поразило с первых минут - спокойствие, открытость и доброжелательность местных жителей. Здесь не чувствуешь напряженности, бешеного ритма, вечной нехватки времени, как в больших городах. Слышала о вашем Президенте, который очень любит шахматы и возглавляет ФИДЕ. Когда я находилась в Америке, купила книгу о России и ее регионах. В одной из глав с удовольствием прочитала статью о Калмыкии, единственном в Европе народе, исконно исповедующем буддизм. Это было мое первое, заочное, знакомство с вашим степным краем.

- Вы давно исповедуете буддизм?

- Двадцать шесть лет назад я впервые поехала в Индию и Непал. Путешествие по святым местам коренным образом изменило всю мою жизнь. Неизгладимое впечатление произвели росписи с изображениями божеств в пещерах Индии - до знакомства с буддийской культурой я была художником по тканям. Тогда я и примкнула к почитателям самой древней мировой религии. Вернувшись на родину, стала еще глубже постигать суть учения Будды.

Мой учитель - тибетец Гега-лама, выдающийся мастер традиции карма-гадри. Он был не только превосходным художником танки, но и в совершенстве владел другими видами искусств: скульптурой и изготовлением ритуальных предметов, танцами, пением. Другим моим учителем могу назвать немца Энди Вебера, западного мастера танкоживописи в стиле менсар. Именно он после двух лет обучения посоветовал мне учиться у тибетского гуру. И, наконец, третий мой учитель - тибетский живописец Шераб Палден Беру. Ему сейчас 86 лет, он живет и работает в Шотландии, в Кагью-центре.

Я живу в Неймегене, расположенном на восточной границе с Германией. Это самый старый город в Нидерландах. Ему в этом году исполняется 2000 лет. На протяжении пятнадцати лет веду курсы по танкоживописи. В Неймегене есть буддийский центр школы Гелуг. Сама я придерживаюсь этой традиции тибетской школы. Буддийской живописи училась восемь лет, но продолжаю закреплять свои знания, не останавливаясь на достигнутом. Это очень сложный вид духовного искусства, совершенству которого нет границ. Когда я провожу ритрит в каком-нибудь российском городе, то съезжаются люди не только из разных концов вашей страны, но и из других государств - Казахстана, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины. В Неймегене у меня часто гостят ученики из Германии, Англии, США, есть даже чилиец.

- В чем различия между китайской, японской, тибетской традициями танкописи?

- Разница между ними существенная. Это и цвет, и графика пейзажа, и орнамент. В китайском стиле делается акцент на особенности пейзажа. Большое значение придают изображению воды, скал, деревьев. В кашмирском стиле (провинция Индии) главным направлением являются орнамент и узоры. Вообще же индийскому стилю присущи многофигурные танки, с изображением многочисленных деталей на общем фоне. Стиль гадри (один из трех видов тибетской живописи) вобрал в себя многие элементы танкоживописи разных буддийских стран. Этот стиль знатоки называют легким, ясным, прозрачным. Гадри начал развиваться во время правления Восьмого Кармапы, вот почему в некоторых случаях к слову "гадри" добавляют "карма". Другие два стиля носят название менри и новый менри (менсар).

- Это правда, что нельзя приступать к буддийской иконографии без посвящения высоких духовных лиц? Говорят также, если долго рассматривать это произведение искусства, можно получить сильный энергетический заряд...

- Если вы только начали работать над танкой, вам не надо торопиться получить посвящение. На первых порах это не столь важно. Ведь нужно до конца разобраться в себе, в своих способностях, четко понять - нужно ли вам и дальше заниматься этим видом искусства. Момент для посвящения наступает тогда, когда вы приступаете к написанию тантрических образов будд. Если взглянуть на танку мельком, не сконцентрировавшись, то никакого эффекта воздействия не будет. Если же смотреть на нее долго, внимательно, при этом позитивно настроившись, возможно, вы постигнете образ Будды. А для практикующих конкретную форму божества, изображенного на танке, энергетический заряд будет очень сильным. Многое зависит от вашего восприятия и душевного настроя. Некоторые люди переживают состояние покоя, умиротворенности, рисуя лишь голову Будды.

Источник:
«Известия Калмыкии»
Автор: Валентина ЭРЕНДЖЕНОВА
30 августа 2005


Тибет в России > Калмыкия постигает тибетскую буддийскую иконографию