40-летний экономический бум не коснулся тибетцев


30 августа 2005 | www.savetibet.ru

В столице Тибета – экономический бум, но для Гучанга Дунжу это мало что значит. Местное лхасское правительство хвалится тем, что за последние четыре года достигло 12% -ного роста благодаря массовым инвестициям Пекина, желающего резко поднять по большей части отсталую аграрную экономику региона. Однако, когда Гучанг Дунжу оставил свою затерянную в горах деревеньку одиннадцать лет назад, он говорил только по-тибетски и не знал ничего, кроме жизни кочевника. Это не открывало перед ним особых возможностей нажиться на экономическом буме. «Работу трудно найти», - говорит 29-летний Гучанг, в конце концов, устроившийся на цементную фабрику.

Тибет
Что будет означать эта железная дорога – повышение благосостояния
или углубление пропасти между богатыми и бедными?

1 сентября исполнится сорок лет, как Тибет был превращен в «автономный район» Китайской республики. Для Пекина эта годовщина – повод продемонстрировать всему миру идеальную интеграцию Тибета в Китай. Аналитики же говорят, что сегодня общество раздроблено как никогда, а тибетцы стали людьми второго сорта и в силу недостатка навыков не могут участвовать в спущенной из Пекина индустриализации.

Китай правит Тибетом с тех пор, как народно-освободительная армия захватила его гималайские территории в 1950-том. Девятью годами спустя, Далай-лама, бог и царь Тибета, оставил свою страну после окончившегося провалом народного восстания против китайского режима. Обширный, мало населенный регион, именуемый «Крышей Мира», был назван Тибетским автономным районом в 1965.

Подобные названия Пекин давал и другим территориям, населенным в основном этническими меньшинствами, предоставляя им право голоса в решении своих внутренних вопросов. В то же время Пекин всячески поощрял миграцию китайского населения. Тем самым он хотел оправдать свои притязания на тибетские территории, а также надеялся, что заработанные предпринимателями-переселенцами богатства постепенно повысят общий уровень жизни в регионе.

Однако, по утверждению аналитиков, вместо желанной гармонии, основанной на росте благосостояния, эта политика привела к возникновению пропасти между богатыми и бедными, разделяющей людей по национальному признаку. «Инициатор развития – Пекин, а не местные жители. Именно это и порождает экономику с жесткой полярностью», - говорит Эндрю Фишер, экономист по вопросам развития в Лондонской школе экономики и политической науки.

Золотые яки

Золотые якиДва гигантских золотых яка украшают транспортную развязку в центре Лхасы - подарок Пекина на сорокалетие «мирного освобождения» Тибета, а также напоминание о том, что на протяжении многих столетий разведение яков и земледелие составляли основу тибетского образа жизни.

Однако к теперешней годовщине Тибету нужны не яки и памятники, а школы. Только 13% тибетцев имеют среднее и высшее образование, утверждает Фишер, в то время, как у китайцев эта цифра достигает 50%. 40% тибетцев вообще не умеют ни читать, ни писать. Это порождает зияющую пропасть между доходами богатых и бедных, усиливающую разрыв между этническими группами. «Разница в доходах существует, но это от того, что они [китайцы и тибетцы] заняты в разных сферах», - говорит Цзю Дзян-чань из Комиссии по развитию и реформе в Тибете.

Он признает, что образовательные программы, которые бы позволили тибетцам перейти от сельского хозяйства к производству, еще в зачаточном состоянии. «Пока масштабы невелики», - говорит Цзю, добавляя, что около 15 миллионов юаней в год выделяется на обучение. Меньше 1 доллара на каждого из проживающих в Тибете 2,7 миллионов человек.

Всего в нескольких километрах от его офиса над рекой Лхасы раскинулся сияющий белый мост. Его три арки, по замыслу архитектора, должны напомнить ткань молитвенного шарфа – намек на особую религиозность тибетских буддистов.

По этому мосту скоро пустят поезда из северо-западной китайской провинции Цинхай в 1.100 километрах от Лхасы. Проект с колоссальной инфраструктурой, который, по словам инженера по железнодорожному строительству Вань Вэй-гао, обойдется в 4 миллиарда долларов. Правительство утверждает, что железная дорога, которая будет запущена в 2007, принесет процветание в этот отдаленный регион.

Железная дорога к богатству

«Когда мы завершим строительство железной дороги, то приступим к широкомасштабному развитию групп и предприятий, - говорит Цзю. – Мы сможем доставлять производимые ими товары в другие части Китая, и фермеры будут получать прибыль». Но в то время, как Цзю причисляет яков и свиней к тем товарам, которые смогут выйти на экспортный рынок, тибетцы высказывают вполне обоснованные опасения. Что будет означать эта железная дорога – повышение благосостояния или углубление пропасти между богатыми и бедными?

«Конечно, она принесет большие изменения. Но даже мы не знаем, какие», - говорит 19-летний родственник Гучанга Дунжу. Он живет в собственном двухкомнатном доме с женой, воспитывающей сынишку школьного возраста. Рядом с их домом строители мажут гудроном новое шоссе от аэропорта до Лхасы. Его должны открыть минуты на минуту, чтобы с ветерком доставить гостей, прибывших в столицу на празднование сорокалетней годовщины.

«Они делают большое шоу из этой годовщины, - говорит Церинг Шакья, тибетский ученый из Оксфордского университета. – Хотят показать, каких великих достижений они добились, и как сильно связан Тибет с остальными частями Китая. Но, если взглянуть под другим углом, это также доказывает, что Тибет был и остается отличным от остального Китая».

Поскольку 70% рабочей силы Тибета задействовано в сельском хозяйстве, где не наблюдается роста доходов, эта разница будет расти.

«Мы только пашем землю и пасем яков», - говорит Гучанг Дунжу о деревенской жизни. Вопрос о том, как сильно отличаются доходы в деревне и городе, вызывает у него недоумение. «У нас нет доходов, - отвечает он, - мы съедаем то, что выращиваем».


Источник:
Reuters
30 августа 2005
Лхаса, Тибет
Автор: Линдсей Бек
Фото: AFP photo
Перевод: www.savetibet.ru




Тибет в России > 40-летний экономический бум не коснулся тибетцев