Тибетский вопрос - разменная карта в отношениях России и Китая25 октября 2005 | www.savetibet.ru |
Размышляя о значении религиозного фактора во внешней политике, Борис Фаликов, доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ, в частности выразил мнение о том, что как в государственно-церковных, так и в межгосударственных отношениях наши власти действуют, исходя из принципа "услуга за услугу". Тем более, что государство, по сути, не придает значения "религиозным мелочам". Власти с готовностью откликаются на просьбы дружественных правительств. Скажем, не хочет правительство Китая, чтобы Далай-ламу признавали за рубежом. Что ж, порадуем соседей, не пустим буддийского духовного лидера на российскую территорию, не дадим окормлять единоверцев в Бурятии и Калмыкии. Недавно, правда, пустили, но с кучей оговорок... Накануне визита Далай-ламы официальный представитель МИД Александр Яковенко сообщил, что Россия рассматривает Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем от 16 июля 2001 года как основополагающий документ для развития двусторонних отношений. «В статье 4 Договора говорится о том, что «российская сторона поддерживает политику китайской стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности КНР», - заявил российский дипломат, указав, что «эта позиция РФ не претерпела никаких изменений». Яковенко подчеркнул, что «данный визит будет носить сугубо конфессиональный характер», и напомнил, что Россия занимает принципиальную и последовательную позицию по проблеме Тибета. «Она заключается в том, что мы считаем Тибет неотъемлемой частью Китайской Народной Республики, а все происходящее там - внутренним делом Китая». Вероятно, в ответ на это МИД слышит аналогичные признания (естественно, с заменой Тибета на Чечню) от представителей дружественного китайского народа. Но не стоит их переценивать, потому как и свои уступки явно не ценим, слишком легко прогибаясь под китайским давлением. США ведут себя по другому. Хотя регулярные поездки Далай-ламы в Америку, где он встречается не только с буддийской диаспорой и голливудскими адептами вроде Ричарда Гира, но и с американскими президентами (как с бывшими, так и с нынешним), для Китая гораздо вреднее редких заездов знаменитого тибетца на российские окраины. Делая это, американцы показывают не только то, как они любят религиозную свободу, но и как котируется в их внешней политике религиозный фактор. Это та валюта, которую не следует растрачивать впустую. Мы же, постоянно попрекая Штаты любовью к пустым абстракциям, тратим ее, не глядя. Источник: Б.Фаликов Газета.Ru Тибет в России > Тибетский вопрос - разменная карта в отношениях России и Китая |