В США растет интерес к буддизму


7 ноября 2005 | www.savetibet.ru
Когда Далай-лама выступил со своей первой лекцией перед американской аудиторией, это случилось в 1979 году, в северо-западной части Нью-Джерси, в никому неизвестном буддийском центре. «Собралось несколько сотен человек, - вспоминает Даяна Катлер, живущая в центре уже несколько десятилетий. – Он не был тогда известным человеком».

Ситуация изменилась. Недавно 70-летний лидер тибетского буддизма и борец за права человека выступил с лекцией «Мир, война, перемирие» перед аудиторией в 32.000 человек на футбольном стадионе университета Ратгерс.

Эти голые цифры служат лишь намеком на то, что, в действительности, происходит за пределами университетского городка. Буддизм стал одним из основных направлений религиозной жизни Америки, простираясь от удаленных монастырей, лекционных залов университетов и пригородов больших городов.

«Люди уже не испытывают странных чувств, когда вы говорите им, что вы – буддист», - утверждает Эмми Херц, вице-президент компании Morgan Road Books, которая только что опубликовала новую книгу Далай-ламы «Вселенная в одном атоме». Херц говорит, что предыдущая книга «Искусство быть счастливым», написанная Далай-ламой в соавторстве и проданная миллионным тиражом, приобрела такую популярность, что оказалась в рейтинге на соседней строке с «Сексом в большом городе».

«Когда вы начинаете видеть буддизм на телеэкранах, то понимаете – начинается бум», - заявляет Херц. Однако еще нагляднее то, что происходит по ту сторону голубых экранов.

Американские последователи буддизма основали свои сообщества, они проводят встречи в домах, церквях и маленьких залах. И хотя эти сангхи, или общины практикующих, окажутся незаметными точками на экранах радаров в сравнении с мусульманами или христианами-евангелистами, они влекут к себе неистощимый поток людей, ищущих альтернативу институциональным религиям.

«Здесь нет лидера, который бы говорил вам, что вы должны чувствовать и во что верить, и это кажется привлекательным для многих людей», - говорит Бернард Сплиц, основатель дзен-буддийской группы в Риджвуде, Нью-Йорк.

Группа Спица, которая встречается в местной унитарной церкви, - маленькая и неформальная. Ее главным занятием служат еженедельные медитации, которые начинаются со звона колокольчика.

Буддийский центр в местечке Вицкофф – на шаг впереди. Он арендует пространство в медицинском центре и предлагает всё, от духовной игры на барабанах и до природного самоисцеления для детей из буддийских семей.

«В 60-70-тых все хотели стать великим монахом или монахиней, - говорит Пол Кхан, духовный директор дзенской общины «Высокогорное кристальное озеро». – Сегодня же у людей есть профессии, семьи и обязанности перед обществом. Мы хотим встречаться на этой платформе».

Число американских буддистов предположительно приравнивается к 2 миллионам; при этом американские иммигранты превосходят в числе новообращенных американцев в пропорции 3 к 1. Эта религия возникла в Индии 2500 лет назад, когда богатый юноша оставил дом и отправился на поиски объяснений человеческому страданию. Он стал Буддой, просветленным.

Буддисты полагают, что жизнь полна страданий, но человек, способен унять их, одержав победу над своими желаниями, преодолев неведение и придерживаясь нравственного поведения. Буддисты медитируют, чтобы достичь состояния нирваны, или прекращения страдания.

«Речь идет не столько о том, чтобы научиться избавляться от привязанности к себе, - говорит Хебериц, возглавляющий сангху «Сердечный круг», вторую буддийскую группу в Риджвуде. - Когда вы медитируете, ваша связь с другими существами становится более очевидной, и страдание уменьшается».

Буддизм начал проникать в Америку вместе с контркультурой в 50-60-тых годах. Одним из мест назначения для ищущих буддистов был Центр изучения тибетского буддизма в отдаленном графстве Уоррен, где Далай-лама выступал в 1979. Центр собрал несколько поколений молодых искателей истины, желающих получать религию из первых рук – от тибетских монахов.

«Я пришел в центр в 22 года и так и остался здесь, - говорит Джошуа Катлер, который возглавляет центр вместе со своей женой Даяной. – Я чувствовал в глубине души, что единственное, чего я хочу, - следовать этим учениям. У меня не было намерения заниматься чем-то еще».

Однако у нынешних учеников Катлеров иные приоритеты. Это, в основном, взрослые люди с семейными и профессиональными обязанностями. Они приходят по воскресеньям в поисках учения, которое они могли бы вплести в канву своей жизни. «Обычно, по воскресеньям, я утром иду в церковь, а после обеда – в буддийский центр», - говорит Бетти Леви, практикующая католичка, живущая в Вайтхаус Стейшн у пенсильванской границы.

В отличие от буддистов первой волны, Леви в буддийский центр привела отнюдь не тропа духовных поисков. Она встретилась с Даяной Катлер в автомастерской, где обе ждали, когда отремонтируют их автомобили. Через три года занятий Леви заявила, что благодаря буддизму она стала хорошей христианкой. «В Евангелие Иисус учит нас правильно жить, - говорит Леви, - а буддизм дал мне инструменты этой правильной жизни: ставить на первое место других, контролировать гнев, проявлять сострадание».

Катлеры, котором сейчас под шестьдесят, по-прежнему придерживаются тихого и аскетического образа жизни, которой они переняли у своего духовного наставника, тибетского монаха по имени геше Нгаванг Вангьял. Но они также говорят, что новая волна учеников – обнадеживающий знак того, что буддизм становится учением широких масс.

«Дошло до того, что люди останавливают меня в супермаркете и спрашивают о Далай-ламе, - говорит Даяна Катлер. – Они хотят знать, чем он занимается и когда вернется».

Источник:
Corvallis Gazette-Times
Джон Чадвик
7 ноября 2005


Перевод: www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!


Тибет в России > В США растет интерес к буддизму