Далай-лама за сближение науки и духовности


10 ноября 2005 | www.savetibet.ru

Когда во вторник Далай-лама поднимался на сцену Зала Конституции в штаб-квартире ДАР (женская общественная организация «Дочери американской революции»), он выглядел скорее крестьянином, кем является по рождению, чем международным кумиром, которому миллионы людей поклоняются как 74 воплощению Будды сострадания Авалокитешвары.

Далай-лама

Он шел неторопливо, слегка склонившись вперед, с широкой улыбкой на лице и с лукавым огоньком в глазах. Почему бы и нет: многотысячная аудитория - ученые, люди, занимающиеся медитацией, ищущие духовного знания, монахи в красных одеяниях - собралась, чтобы послушать учение, которое сам Далай-лама изучает с раннего детства. Сперва он учился у тибетских религиозных наставников, а теперь вот уже почти двадцать лет Далай-лама активно стремится расширить свои познания в разных областях науки. В его резиденцию в горах на севере Индии съезжаются ученые со всего света, чтобы обсудить с ним свои последние работы.

Встреча во вторник стала второй публичной встречей Далай-ламы с учеными. Она происходила в домашней атмосфере, как если бы тысячная аудитория наблюдала за беседой, протекающей в гостиной Далай-ламы. Опираясь на кафедру, семидесятилетний Далай-лама, которого также называют Его Святейшество, поведал о том, что еще мальчишкой, живя в далекой и тогда абсолютно недоступной для посторонних Лхасе, увлекался технологиями и наукой. Позже это увлечение вылилось в возвышенные и зачастую сложные ученые и философские дискуссии.

«После таких обсуждений я зачастую затрудняюсь вспомнить, что же конкретно было сказано», - говорит он со скромностью, которая кажется преувеличением тем, кто знаком с трудами Далай-ламы. «Но я думаю, что такие беседы оставляют отпечаток в моем мозгу».

То, насколько глубок этот отпечаток, стало темой на удивление жаркой дискуссии во время нынешнего10-ти дневного визита Далай-ламы в Вашингтон. Далай-лама уже является видной фигурой в религии, политике и литературе. Однако его растущее влияние в научных кругах впервые столкнулось со значительным противодействием.

Это произошло не на встрече в Зале Конституции, спонсором которой выступает Институт ума и жизни, основанный при участии Далай-ламы. Официально темой дискуссий, которые продлятся три дня, является медитация и современный научный взгляд на то положительное влияние, которое медитация оказывает на человеческий ум и тело.

Проблемы, скорее, могут возникнуть в субботу на ежегодном собрании Общества нейробиологов, на котором Далай-лама выступит с часовым докладом.

Американские ученые китайского происхождения начали кампанию, целью которой является отменить выступление Далай-ламы. По меньшей мере 600 человек поставили свои подписи под петицией, в которой говорится, что религиозный лидер не должен принимать участие в работе научной конференции. Журнал « Nature» посвятил этому вопросу редакционную статью, а также напечатал письма протеста.

«Выступление религиозного лидера, придерживающегося спорных политических взглядов, может спровоцировать ненужные противоречия, шумиху в прессе, а также значительный раскол в Обществе нейробиологов, членами которого являются ученые из разных стран, с различными религиозными убеждениями и политическими взглядами», - говорится в петиции, которую помимо китайских ученых подписали и несколько сотен ученых и исследователей, не имеющих отношения к Китаю.

«То, что Далай-лама был приглашен выступить с лекцией о «Нейробиологических аспектах медитации» перед более чем двадцатитысячным собранием уважаемых ученых противоречит здравому научному смыслу. Тема будет представлена необъективно, не со строгих научных позиций и без подкрепления научными доказательствами».

Это выступление незамедлительно вызвало ответную реакцию сторонников выступления Далай-ламы, а также породило дискуссии об истинных мотивах авторов петиции. Вот уже полвека между Китаем и некогда независимым Тибетом существуют более чем натянутые отношения, и Далай-лама находится в самом центре конфликта.

«Куда бы ни приехал с официальным визитом Далай-лама, китайцы непременно выступают с протестами по этому поводу», - говорит Джон Экерли, президент Международной кампании за Тибет и один из спонсоров визита Далай-ламы в Вашингтон. По словам Экерли, субботнее выступление лишь одно из серии «Диалогов между нейробиологией и обществом». Так, в будущем году свой доклад на собрании Общества нейробиологов представит известный архитектор Фрэнк Гири.

Секретарь Общества нейробиологов Кэрол Барнс уточняет, что «Далай-лама очень давно интересуется наукой и уже более 15 лет регулярно встречается с ведущими нейробиологами мира. Именно по этой причине его пригласили выступить с докладом».

Отвечая на вопросы журналистов перед началом конференции в Институте ума и жизни во вторник, Далай-лама сказал, что понимает, в чем причина разногласий: «Когда люди узнали, что я буду выступать с докладом, то они подумали - Далай-лама, символ более чем 500 лет тибетского буддизма, встретится с учеными. Согласен, это выглядит немного странным. Но ведь когда ученые приезжают в наши монастыри, это тоже выглядит не совсем обычно».

На конференции во вторник Далай-лама сидел на сцене вместе с другими выступающими. В отличие от обычных гостей конференции Далай-ламе не нужно носить табличку с именем, чтобы быть узнанным. Он - одновременно религиозный лидер, ученик, посетитель, знаменитость, изгнанник.

В среду Адам Энгл, президент Института ума и жизни, объявил, что дневное заседание начнется позже, поскольку у Далай-ламы назначены встречи с президентом Бушем и госсекретарем Кондолизой Райс. Собравшихся новость обрадовала – визит Далай-ламы в Белый Дом несомненно будет полезен в решении тибетского вопроса.

В недавно опубликованной книге «Вселенная в атоме: сближение науки и духовности» Далай-лама показывает, что цели, методы и выводы современной науки и буддизма удивительно похожи. При этом, однако, он твердо уверен, что нельзя рассматривать мир лишь с материалистических позиций. В своей рецензии на книгу газета «New York Times» подвергла довольно резкой критике некоторые мысли Далай-ламы об ограниченности теории эволюции в том, что касается зарождения жизни и сознания. В рецензии отмечается, что Далай-лама предлагает буддистскую версию сотворения мира.

На заседании во вторник как раз были продемонстрированы некоторые параллели между буддисткой философией и современной наукой.

Вольф Зингер, директор Института исследования мозга имени Макса Планка во Франкфурте, рассказал, что его исследования показали, что нейронная координация в мозге является основополагающим моментом в деятельности человека и в том, как он постигает мир, – вывод, к которому буддистская философия интуитивно пришла уже давно.

Ричард Дэвидсон, ученый-психолог из Университета штата Висконсин, чья новаторская работа о медитации также критикуется авторами петиции (надо отметить, что эта работа получила положительные рецензии в научных кругах), рассказал о своих исследованиях, которые показывают насколько «пластичен» мозг и как медитация изменяет природу и интенсивность мозговых волн. Роберт Саполски из Стэнфорда ознакомил собравшихся с результатами исследований вредного воздействия стресса на физическое и умственное здоровье. Опыты над лабораторными крысами, показали, что особи, которым были предоставлены возможности понизить уровень стресса, испытывали меньше проблем со здоровьем.

К концу дня стало ясно, почему Далай-ламу так привлекают научные изыскания. Темой обсуждения ученых и их работ, ведущихся при поддержке Института ума и жизни, является то, как с помощью последних находок в области биологии, химии и психологии можно понять и облегчить некоторые типы человеческих страданий. Неудивительно, что эти работы заинтересовали человека, которого считают воплощением Будды сострадания.

Помощники Далай-ламы говорят, что научная деятельность не менее важна для него, чем религиозная и политическая. На фоне того противостояния научной и религиозной мысли, которое зачастую можно наблюдать в Соединенных Штатах, участие Далай-ламы в научных исследованиях в области квантовой физики, нейробиологии сознания, эволюции и физической природы эмоций, приобретает особое значение.

Что касается самого Далай-ламы, то он всегда говорит, и повторил это еще раз на конференции во вторник, что если наука докажет ошибочность буддистских священных книг, от них можно будет отказаться.


Источник:
Washington Post
Марк Кауфман
Фото: Лоис Раймондо
Перевод: Наталья Иноземцева

 

Фото

Свободу Тибету!
Его Святейшество Далай-лама выступает
перед ведущими исследователями в области нейробиологии.

8 ноября 2005
REUTERS/Джейсон Рид

 

Свободу Тибету!
Голливудский актер Ричард Гир на конференции
в Институте ума и жизни в Вашингтоне.

8 ноября 2005
AP Photo/ Пабло Мартинес Монсивес

Свободу Тибету!
Далай-лама приветствует профессора Ричарда Дэвидсона на встрече с журналистами, посвященной открытию конференции по нейробиологии в Институте ума и жизни. Профессор Ричард Дэвидсон занимается исследованиями нейробиологических аспектов медитации, которые он, совместно с лидером Тибета, проводит в тибетских буддийских монастырях.

8 ноября 2005
REUTERS/Джейсон Рид

 

Свободу Тибету!
«Когда люди узнали, что я буду выступать с докладом, то они подумали - Далай-лама, символ более чем 500 лет тибетского буддизма, встретится с учеными. Согласен, это выглядит немного странным. Но ведь когда ученые приезжают в наши монастыри, это тоже выглядит не совсем обычно».

8 ноября 2005
REUTERS/Джейсон Рид




Тибет в России > Далай-лама за сближение науки и духовности