Вчера на необычной встрече науки и духовности Далай-лама обратился к тысячам ведущих нейробиологов со всего мира, сказав им, что общество по сей день плетется в хвосте: оно не прилагает усилий, чтобы извлечь пользу из их судьбоносных открытий.
Обращаясь (то на тибетском, то, с запинками, на английском) к внимательной аудитории 35-той ежегодной встречи Общества нейробиологии, духовный и политический лидер Тибета сказал, что ученые и духовные лидеры нужны друг другу.
«Совершенно очевидно, что мы, в своих нравственных представлениях, не можем угнаться за столь быстрым прогрессом в области знания и [технологических] возможностей», - сказал он, опираясь на заранее подготовленный текст.
Его речь в Вашингтонском центре собраний ранее вызвала протесты со стороны некоторых членов общества, высказавшихся против выступления религиозного лидера перед нейробиологами, исследующими мозг, эмоции и поведение человека. Около 800 человек подписали петицию с требованием отозвать направленное Далай-ламе приглашение.
Среди тех, кто подписал петицию, были в основном американцы китайского происхождения, что дало почву для утверждений, что их сопротивление вызвано политическими причинами. Вот уже полвека между Китаем и некогда независимым Тибетом существуют более чем натянутые отношения, и Далай-лама находится в самом центре конфликта.
Но если не считать незначительных проявлений недовольства (одна из женщин держала в руках табличку с надписью «Этот форум вне компетенции Далай-ламы»), то этот конфликт едва ли был заметен на конференции. Кое-кто из участников, правда, не пришел на выступление Далай-ламы, а кое-кто ушел до его окончания, в чем тоже можно было усмотреть нечто вроде протеста. Но большинство из 14 тысяч участников, наблюдавших за происходящим из кресел лекционного зала или переполненных до отказа комнат, тепло встретили тот энтузиазм, с которым Далай-лама говорил о науке и медитации.
Программа его 10-дневного визита в Вашингтон, которая включала состоявшуюся на прошлой неделе встречу с президентом Бушем, продолжится сегодня в центре MCI, где он выступит с публичной лекцией «Мир во всем мире через сострадание».
Автор новой книги о сближении буддизма и науки, Далай-лама за последние 20 лет провел встречи с ведущими учеными разных стран мира и оказал значительное содействие сотрудничеству между исследователями мозга и тибетскими монахами, которое становится всё более плодотворным.
По словам помощников Далай-ламы, он – из-за противоречий, возникших в связи с его выступлением перед нейробиологами в Вашингтоне, – опирался на заранее подготовленный текст, чего обычно не делает. Далай-лама, однако, часто отступал от него, хотя и отметил с улыбкой, что испытывает необычайный «стресс».
В своем докладе Далай-лама рассказал о том, как, еще будучи мальчиком, в закрытом и изолированном обществе Тибета, он чувствовал интерес к науке, и поделился своей убежденностью в том, что нравственность и сострадание чрезвычайно важны для современной науки. В тексте доклада, например, указывается, что, хотя атомная бомба явилась величайшим научным достижением, она породила колоссальные проблемы нравственного характера.
«Мы более не имеем права придерживаться той точки зрения, что наша ответственность перед обществом заключается исключительно в продвижении научного знания и расширении технологических возможностей и, при этом, предоставлять отдельной личности право выбора, что делать с этим знанием и этими возможностями», - говорит он.
«Взывая к фундаментальным этическим принципам, я не проповедую смешение религиозной этики и научного поиска. Скорее, я говорю о том, что я называю «секулярной этикой», которая опиралась бы на основополагающие этические принципы – сострадание, терпимость, заботу о других, внимание к другим и ответственность за использование знания и [технологических] возможностей, - принципы, которые минуют барьеры между верующими и неверующими, а также последователями разных религий», - отметил он.
Он понимает, что некоторым может показаться странным, почему буддийский монах проявляет такой интерес к науке.
«Какая может быть связь между буддизмом, древнеиндийской философской и духовной традицией и современной наукой?» - спрашивает он и отвечает, что у эмпирического научного подхода и буддийского исследования ума и мира много общего.
В соответствии с тибетской буддийской традицией, однако, Далай-лама считается воплощением одной из основных энергий сострадания, и его самые сильные слова вчера были обращены к верующим людям, которым, возможно, не достает этого качества.
«Людей, которые считают себя верующими, но при этом лишены основополагающих человеческих ценностей, в том числе сострадания, нельзя по-настоящему назвать верующими. Эти люди – лицемеры» - заметил он, не называя имен. Слова эти были необычно жесткими для человека, который обычно утверждает позитивные и конструктивные вещи.
По окончании пресс-конференции по итогам выступления Далай-ламы нашелся только один недовольный. «Мы предполагали, что это будет научный доклад, - заметила Пей Вань, выпускница отделения нейробиологии университета штата Нью-Йорк в Буффало. – Если он не собирался представлять научные данные, нечего было выступать. Он должен был говорить об исследованиях, а не выступать с речами, как политик».
На ежегодной конференции Общества нейробиологии, которая продлится до четверга следующей недели при участии 31 тысячи человек, представлено множество докладов по поведению человека.
Созвучным интересу Далай-ламы к влиянию медитации и созерцательного образа жизни на физическое и ментальное состояние человека оказался один из ключевых докладов конференции. Он показывает, что регулярная медитация способна произвести структурные изменения в тех областях мозга, которые связаны с вниманием и обработкой информации, получаемой от органов чувств. Томографическое исследование, проведенное учеными Массачусетской больницы, показало, что определенные области коры головного мозга, оказываются толще у тех участников эксперимента, которые являются опытными практиками одного из видов медитации, который широко распространен в Соединенных Штатах.
«Результаты наших исследований показывают, что медитация может произвести структурные изменения в мозге, - говорит Сара Лазар, работающая в больнице в рамках исследовательской программы по использованию нейротомографии в психиатрии и выступающая одним из основных авторов доклада, который вскоре будет опубликован в журнале «NeuroReport». – Мы также нашли доказательства тому, что медитация может замедлить возрастную атрофию некоторых областей мозга».
Источник:
Washington Post
Марк Кауфман
13 ноября 2005
Перевод: www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!
Тибет в России > Далай-лама выступил с научным докладом
|