Срединный путь между Тибетом и Китаем


10 января 2006 | www.savetibet.ru

Почему откладываются визиты Его Святейшества Далай-ламы XIV в Россию? Это совсем не праздный вопрос для многих буддистов нашей страны, в том числе для буддистов Тувы. Приезд Далай-ламы в республику в 1992 году стал мощным толчком для духовного развития тувинского общества и приобщения к буддизму. В Туве стали строиться буддийские храмы и субурганы, проводятся такие уникальные для России обряды, как построение мандалы. Молодые юноши получили возможность пройти обучение в ведущих ламаистских монастырях Индии, а лучшие тибетские учителя ведут активную просвещенческую деятельность в самой республике.

Но есть одно деликатное «но» - урегулирование проблем Тибета и возвращение Далай-ламы на родину. В озможно ли разрешение проблем Тибета мирным путем, не нарушая геополитические интересы ведущих стран мира? Возможно ли, вообще, мирно урегулировать такие проблемы, как территориальная целостность и автономия этноса?

На эти вопросы мы попросили ответить депутата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Каадыр-оола БИЧЕЛДЕЯ, принимавшего участие в работе Международной Конвенции парламентариев мира по проблемам Тибета.

- Сегодня есть основания надеяться, что решение тибетского вопроса может стать примером мирного урегулирования таких проблем, как сохранение в условиях глобализации или внутри какого-либо крупного государства культуры и религии отдельного этноса.

- На чем основаны эти надежды?

- Они основаны на новых предложениях Далай-ламы XIV, выдвинувшего идею ненасильственного урегулирования проблем Тибета. Его Святейшество выступил с идеей Срединного пути - на территории Тибета должна быть реализована автономия, причем, автономия только по вопросам культуры, образования и религии. Все остальные общегосударственные вопросы - оборона, внешняя и внутренняя политика - прерогатива центральных властей Китая.

- То есть Далай-лама согласен с тем, что Тибет - это неотъемлемая часть Китая?

- Да, именно так. Его Святейшество и люди, его поддерживающие, в полном объеме признают государственный суверенитет Китая над Тибетом и право Китая на свою территориальную целостность. Признают, несмотря на события 1949 и 1959 годов, когда Китай занял территорию Тибета. Но сейчас это уже история, которую пересматривать нет смысла и не безопасно для мирного сосуществования народов.

Проблема Тибета в новой постановке Далай-ламы XIV - это сохранение тибетского этноса, его культуры и духовности, которые попали под угрозу исчезновения в условиях внутренней политики Китайской Народной Республики.

Идея Срединного пути очень привлекла ведущих парламентариев многих стран мира, в том числе Соединенных Штатов Америки, Франции, Германии, Великобритании, Испании. Родилась встречная идея -способствовать Его Святейшеству в реализации мирных инициатив. Таким образом, и пришли к необходимости организовать международный форум.

Первая конвенция была организована парламентом Индии в 1994 году и прошла в Нью Дели. Я стал участником первой Конвенции по приглашению Его Святейшества. Тогда я был единственным представителем из региональных парламентов, все остальные участники представляли государственные парламенты. Мне, руководителю парламента субъекта Российской Федерации, выпала большая честь вместе с конгрессменами и сенаторами из 24 стран мира участвовать в учредительной Конвенции, на которой и были поддержаны инициативы Его святейшества.

Конвенция взяла на себя обязательства довести эти инициативы до сведения парламентов стран-участников Конвенции. Более того, для более эффективного продвижения мирных инициатив, было решено создать в законодательных и представительных органах ведущих стран парламентские группы по решению проблем Тибета. В работе второй и третьей конвенций от республики принимала участие депутат Государственной Думы Кара-Кыс Аракчаа.

- В ноябре этого года вы принимали участие в работе уже четвертой конвенции?

- С 13 по 19 ноября в Эдинбурге (Шотландия) по инициативе парламентской группы по Тибету шотландского парламента была проведена четвертая международная Конвенция по мирному урегулированию проблем Тибета. На Эдинбургскую Конвенцию по предложению Его Святейшества были приглашены все участники первой учредительной конвенции в Нью Дели.

Четвертая международная Конвенция по мирному урегулированию проблем Тибета

- Подводили итоги?

- Подводились итоги и ставились новые задачи и пути их решения. Эдинбургская Конвенция констатировала возникновение новых условий в решении проблем Тибета. За прошедшие 11 лет удалось значительно продвинутся. Китайская сторона, которая изначально была против каких-либо переговоров с Его Святейшеством и его правительством в изгнании, сейчас вступила в контакты по обсуждению автономии Тибета в пределах КНР. Это произошло, безусловно, под влиянием широкой мировой общественности, в том числе парламентской его части. Китай вынужден с этим считаться.

С другой стороны, высшее руководство Китая оценило новые предложения Его Святейшества, направленные не на сепаратизм, а наоборот, направленные на реальные пути создания автономии в пределах Китая.

Но самое главное в том, что между правительством Китая и представителями Его Святейшества проведены уже пять рабочих встреч. Появился предмет для обсуждения. Эту ситуацию мы оцениваем, как новое состояние проблемы Тибета с позитивным уклоном.

Парламентарии мира поставили для себя задачу - добиваться через свои государственные парламенты и правительства, по дипломатическим и общественным каналам проведения встречи на высшем уровне, то есть встречи Далай-ламы XIV и Председателя правительства КНР Ху Цзиньтао. Такие переговоры могли бы еще больше приблизить возможность мирного, бесконфликтного урегулирования тибетских проблем.

Есть серьезная надежда, что такая встреча может состояться. Это означает, что в последующем у Его Святейшества Далай-ламы XIV будет возможность вернуться в свою резиденцию в Лхасе, которая сейчас превращена в музей религии. И тогда проблему Тибета можно считать решенной в цивилизованном порядке. Положительное решение о подготовке переговоров на высшем уровне между Китаем и Тибетом стала главным вопросом Эдинбургской конвенции. Следующая Конвенция будет в Риме в 2006 году. Мы решили динамизировать проведение Конвенций, учитывая благоприятные моменты.

В современном мире даже в сложнейших вопросах взаимоотношений стран и народов можно найти позитивные решения, когда уважается не только право каждого человека на жизнь, на самоидентичность, но и право народа в условиях глобализации сохранять свою самобытность.

- Приятно, что у представителей ведущих стран мира есть понимание, что мир должен быть разнообразным.

- Ведущие страны мира США, Канада, Франция, Великобритания, Германия сталкиваются с проблемой межэтнических отношений и взаимодействия различных национальных культур. Они поддерживают любые здравые усилия на сохранение этноса, когда этнос сохраняется не ради самого этноса, а как часть мировой цивилизации и культуры.

Бывают ситуации, когда религиозные представление или отдельный этнос возводятся в ранг единственных и неповторимых, и становятся высшей целью. Но это уже из области религиозного фундаментализма и экстремизма. Такие подходы не поддерживаются.

Парламентарии ведущих стран мира говорили о том, что устремление Тибета на сохранение культурной и религиозной самобытности - это нормальное явление, особенно в условиях глобализации. Все понимают, что именно в условиях глобализации стремление народов сохранить свою самоидентичность усиливаются. И здесь очень важно не доводить это противоречие до пикового состояния, при котором страны и народы начнут ссориться.

- Буддизм стал очень популярен в мире. Дружить с Далай-ламой считают за честь руководители стран, государственные деятели, видные политики и даже известные актеры Голливуда и всего мира.

- Признание буддизма, как мировой религии, произошло давно. А вот понимание и распространение буддизма, как цивилизованной культурной

силы, началось благодаря активной деятельности Его Святейшества, в частности благодаря его позитивному отношению к решению проблемы Тибета. На основе этой позитивности произошло широкое увлечение буддизмом, увлечение именно в форме гелугпа (желтошапочной религии ламаистского толка). Ведущие актеры с мировыми именами Ричард Гир, Арнольд Швацнеггер, не самые бедные люди, как Билл Гейтс, увлечены идеями Его Святейшества. Благодаря их поддержке распространение этих идей становится весьма эффективным.

- Вы постоянно говорите о ведущих западных странах, а какая позиция России в решении проблем Тибета?

- У меня есть информация и есть личное мнение, что у российского руководства есть понимание важности мирного урегулирования тибетской проблемы. Безусловно, есть определенные приоритеты в российско-китайских взаимоотношениях, и они имеют геополитический характер. Необходимо урегулировать множество вопросов, от военно-политических до экономических. Но понимание проблем Тибета тоже есть. Все будет зависеть от результативности переговоров между Его Святейшеством и руководством КНР. Позитивное решение этой проблемы внутри самого Китая станет основой и внимания к этой проблеме со стороны России. Никто из учредителей международной Конвенции не добивается немедленного и активного вмешательства в урегулировании Тибетского вопроса. Важно понимание этой проблемы.

- Встречались ли вы во время работы Эдинбургской Конвенции с Его Святейшеством?

- Да, я имел честь лично встретиться с Его Святейшеством. От имени тувинского народа и верующих нашей республики передал ему поклон, добрые и благие пожелания в его непростом деле, выразил надежду на его приезд в Туву. Его Святейшество воспринял это с большой признательностью, выразил свое почтение тувинскому народу и свое желание в любое время, при первой же возможности побывать с визитом в Туве. Со своей стороны он делает все возможное, чтобы этот визит состоялся. Но, также учитывая взаимоотношения между Россией и Китаем, Его Святейшество старается избежать какого-либо недоразумения, и к любым доводам России относится с пониманием.

Я высказал свои поздравления в связи с его 75-летним юбилеем, а также поздравления с успехами в его деятельности по решению тибетского вопроса. Такие встречи окрыляют.

- Вы сказали, что в работе первой Конвенции вы участвовали по личному приглашению Далай-ламы, а как вы познакомились?

- Мои личные контакты с Его Святейшеством начались в 1990 году. Он тогда, во время работы съезда Верховного совета РСФСР, находился в Москве. Я был у него на приеме, на котором впервые и был поставлен вопрос о визите Далай-ламы XIV в Туву. Это приглашение было согласовано с Председателем Верховного Совета Тувинской АССР Чимитом Доржу-Баировичем Ондаром и Председателем Совета Министров Тувинской АССР

Шериг-оолом Дизижиковичем Ооржаком. С их согласия я выразил общее мнение о желании тувинского народа, верующих республики просить Его Святейшество побывать в Туве.

Вторая встреча произошла в 1991 году на так называемой даче Шеварнадзе, где Его Святейшество принимал представителей трех буддийских республик России. От Тувы участвовал я, от Калмыкии - Кирсан Илюмжинов, от Бурятии - хамбы-лама Бурятии. Что интересно, буряты от наших общебуддийских проблем несколько отстранены. Видимо, то, что в Бурятии буддийские традиции не прерывались, заставляет их чувствовать себя самодостаточными. И, конечно, общение было самым тесным во время визита Его Святейшества в Туву в октябре 1992 года. Потом я был гостем на праздновании его 60-летия в Дели.

Я считаю себя счастливым человеком. Благодаря должности, доверенной мне своим народом, благодаря моему личному отношению к Его Святейшеству, как к высшему иерарху буддизма, очень мудрому человеку, мне выпала большое счастье быть известным и знакомым Его Святейшеству.

Беседовала Марина Чанзан.




Тибет в России > Срединный путь между Тибетом и Китаем