Интервью с тибетским доктором.26 января 2006 | www.savetibet.ru |
«Тибетская медицина глубоко связана с практикой и теорией буддизма, в которых основной упор делается на неразрывную связь между умом, телом и жизненной энергией. Идеальным считается тот врач, который сочетает в лечении правильный медицинский подход с мудростью и состраданием. Я очень верю, что наша медицина является одним из тех средств, с помощью которых мы, тибетцы, можем содействовать благополучию других людей, даже в то время, когда сами являемся беженцами». Его Святейшество Далай-лама. Не проходит и месяца, чтобы нам не объявили о появлении нового чудесного средства исцеления от смертельных болезней, таких как рак или СПИД. Живой интерес к универсальным методам врачевания побудил меня заняться исследованием таких заявлений, и в процессе мне становилось все яснее, что настоящее лечение всегда учитывает состояние баланса всего организма. За последние 100 лет западной медициной были сделаны огромные шаги в развитии, и ей есть что предложить. Однако, в то время как запад взял курс на разделение, анализ и рассмотрение человека по отдельным его составляющим, древние традиции лечения на протяжении тысячелетий считали, что человеческое существо – это единство тела, ума и духа, где каждый уровень одинаково важен в процессе достижения гармонии между лечением, взаимодействием всех систем и их равновесием.Одним из старейших передаваемых из поколения в поколение методов лечения, известных человечеству, является метод Сова Ригпа. Сова Ригпа базируется на учениях Будды, которые стали основой трактата под названием Гьюд-ши, записанного тибетским ученым 8-го века. Эти тексты и комментарии к ним составляют основу тибетской медицины, которая стала известна на западе и продолжает дарить надежду и исцеление в Индии и Тибете, несмотря на годы запрета, введенного китайцами в стране ее происхождения. Благодаря инициативе, проявленной Далай-ламой и правительством Тибета в изгнании, тибетская медицина становится доступной и в других странах. В Южной Африке теперь тоже есть тибетский доктор, – это Лакпа Долма. Мне посчастливилось провести выходные в обществе д-ра Долма и ее мужа Таши в тибетском офисе в Претории. В течение этого времени мне представилась возможность расспросить д-ра Долма о ее жизни и о тибетской медицине. Для начала, расскажите, что привело вас в Южную Африку? Мой муж Таши работает в тибетском офисе, который является официальным органом, представляющим в Африке Центральную тибетскую администрацию во главе с Его Святейшеством Далай-ламой. Я присоединилась к нему в ноябре 2002 года после того, как прошла интернатуру в институте Тибетской Медицины и Астрологии и в его филиалах, расположенных на юге Индии. С тех пор я читаю лекции, провожу семинары и консультации, чтобы принести как можно больше знаний о тибетской медицине в эту часть мира. Что побудило вас принять решение изучать медицину? Когда я была ребенком, я хотела стать учителем, потому что у меня перед глазами был вдохновляющий пример моих собственных учителей, без которых я вряд ли стала бы тем, кем я есть. Но случилось так, что в 1992 году мой отец серьезно заболел, и мне пришлось оставить школу, чтобы ухаживать за ним. Когда он лежал в больнице, то из-за болезни и ослабленного состояния ему трудно было держать голову, и она падала на его плечо. У меня был постоянный страх того, что болезнь может отнять у меня отца, и его беспомощный вид причинял мне страдание, но что было еще ужаснее, – так это резкая и бесцеремонная манера обращения, в которой лечащий врач заставлял его поднимать голову. Я была в отчаянии и чувствовала себя абсолютно беспомощной. Именно в тот момент я решила стать доктором, – таким, который чувствует сострадание и великодушен по отношению к пациентам, в противоположность этому грубому человеку. Мой отец постепенно восстановил свое здоровье. У него были некоторые познания в тибетской медицине, которыми он поделился со мной, и позже я поступила в Институт Тибетской Медицины и Астрологии в Дарамсале, где прошла полный курс обучения. Сколько времени требуется на то, чтобы стать тибетским доктором? Для начала необходим минимальный уровень подготовки, чтобы сдать вступительный экзамен и быть зачисленным в учебное заведение. Экзамен сдается на двух языках: тибетском и английском. Принимают самых достойных, и набирают лишь 25 студентов каждый четвертый и пятый год. Продолжительность курса – пять лет, плюс один год дается на прохождение интернатуры в клиниках под руководством одного из старших докторов. Что входит в программу курса? Главный текст, легший в основу учения Сова Ригпа, по-тибетски называется Гьюд-ши или Четыре Тантры Медицины, или еще Трактаты, которые представляют из себя достоверные записи проповедей, данных Буддой Шакьямуни. Эти записи были сделаны в 8-м веке Йютогом Йонтеном Гомпой. Гьюд-ши состоит из четырех томов, в которых содержится 156 глав и 5900 строк. Пятилетний курс является довольно обширным и охватывает основные принципы Сова Ригпа: баланс трех энергий известный как «Ньепа», понимание роли пяти элементов и причин, вызывающих болезни. Он предусматривает умение определять симптомы заболеваний и ставить диагноз, используя данные, полученные тремя способами: при контакте с пациентом, путем визуальной оценки и с помощью опроса. Лечение включает в себя советы по изменению образа жизни, различные диеты, гомеопатию и дополнительную терапию. Фармакология посвящена собиранию, изготовлению и употреблению медицинских трав и веществ, входящих в состав лекарств. Во время прохождения пятилетнего курса студенты должны проводить один месяц в году в Гималаях, чтобы научиться определять необходимые травы. Также, программа затрагивает и терапию, в которую входят массаж, наложение компрессов, лечебные ванны, лечение горячими минеральными источниками, а также применение горчичников, банок и даже кровопускание. Ну и, наконец, курс предусматривает получение навыков в области хирургии, гинекологии и педиатрии. Помимо этого еще изучается влияние негативных энергий на возникновение недугов и заболеваний. Каким образом душевное состояние может оказывать влияние на здоровье? Когда, казалось бы, вполне обоснованный диагноз и назначенное лечение не приводят к улучшению здоровья пациента, мы считаем, что причина этого может крыться в духовной сфере. Кармические долги прошлых жизней и низкий уровень добродетели позволяют злым сущностям наносить вред на ментальном или физическом уровне. Однако, такие недуги можно одолеть с помощью ритуалов и тантрических практик, выполняемых ламами и учителями тантры, совершая паломничество к святым местам или проявляя милосердие и помогая бедным и нуждающимся. Могут ли быть еще какие-то причины того, что пациенту не помогает обычное лечение? Стиль жизни и поведения играет важную роль в процессе сохранения здоровья и контроля над заболеваниями. Кроме того, учение Будды, увековеченное в сутре «Проникновение в сущность», выделяет четыре типа болезней. К первому типу относятся довольно легкие недуги, которые проходят со временем, независимо от того, принимались лекарственные средства или нет. Второй тип включает более серьезные заболевания, побороть которые можно, следуя лишь правильно избранному курсу лечения и выполняя соответствующие процедуры. К третьему относятся болезни, против которых медицина и ее средства бессильны, но все же они излечимы посредством духовных практик. И, наконец, четвертый тип – это кармическое завершение срока, отведенного нам в этой жизни. Когда признаки такого заболевания становятся очевидны, то смерть неминуема. Но, даже в этом случае, если следовать специальным духовным обрядам, пациент умрет, не испытывая страданий или страха. Что может предложить тибетская медицина против болезней 21-го века, таких как СПИД, рак, атипичная пневмония? Тибетская медицина предпочитает иметь дело с причинами заболевания, нежели с его симптомами. Она ставит диагноз путем определения состояния равновесия между тремя «Ньепа», которые на тибетском называются рЛунг, Мкхрис, Бадкан, и пятью элементами. Следуя рецептам, описанным в текстах, мы можем приготовить лекарства из трав, которые способны препятствовать эпидемии и бороться с ней. Во время чумы в Индии многие тибетцы принимали такие пилюли и смогли избежать заражения. Когда в Китае обнаружили атипичную пневмонию, в Тибете, Китае и Индии пилюли раскупали, словно горячие пирожки. В Тибете не были зафиксированы случаи заражения АП. Я не могу утверждать, что тибетская медицина способна излечивать СПИД, но в Индии у нас есть пациенты, которые проходят такой курс, и пока мы довольны результатами. С уверенностью могу сказать, что тибетская медицина хорошо зарекомендовала себя в области лечения хронических заболеваний. Как вы думаете, как должен относиться к своей болезни сам пациент? Очень важно, чтобы пациент был настроен позитивно, потому что неправильный ход наших мыслей может создать больше проблем, чем само заболевание. Наравне с правильным лечением необходимо соблюдать диету. Мы часто забываем, что еда и напитки, которые мы употребляем, – это «горючее» для наших тел, и очень важно есть здоровую пищу. Каковы ваши планы на будущее? Мне хотелось бы когда-нибудь работать рука об руку с врачом-аллопатом. Это был бы хороший союз. В Индии многие тибетцы, страдающие туберкулезом, совмещают методы традиционной медицины и тибетской, чтобы поддержать работу легких и разжечь огонь пищеварения. До тех пор, пока я нахожусь в Южной Африке, я хочу распространять знания о тибетской медицине, которая здесь мало известна. Я надеюсь, что лекций и семинаров станет еще больше, и мне удастся организовать столько выставок и посвящений, сколько представится возможным. Источник: Renaissance Magazine Перевод: Елена Лохнина www.savetibet.ru - Сохраним Тибет! Тибет в России > Интервью с тибетским доктором. |