Рост материального благополучия способствует развитию религиозности в Китае.14 марта 2006 | www.savetibet.ru |
Мин Чжуан, странствующий учитель дзэн-буддизма из храма Бэйлин в провинции Хэбей, никогда не беспокоится о ночлеге, о том, где раздобыть еду и питье, или чернила для своей кисточки. Обо всем заботятся его ученики – их около 1000 человек, большинство из которых начали обучение прошлым летом. «Я постоянно в пути, чтобы распространять Дхарму», - говорит Мин. «Ученики дают мне все, что необходимо для моего существования». По мере того как растет материальное благосостояние Китая, его народ начинает испытывать все больший интерес к духовной стороне жизни. У китайцев появляется «все больше времени и свободы для размышлений», считает Юань Цы, монах, работающий в Буддийской ассоциации Китая в Пекине. В Китае начинается возрождение древних религий, одной из которых является буддизм. Новые китайские буддисты из больших городов это в высшей степени мобильные, образованные молодые люди. В религии они ищут не только смысл жизни, но и способ облегчить бремя модернизации и высоких ожиданий. Духовность это «персиковый сад за пределами этого мира», цитирует китайскую поговорку Гуань Гири, директор центра «Маунтин Йога» в Пекине. «Обращение к духовности это поиск райского сада, утопии, в которой люди смогут вести лучшую жизнь». Как написал в своей работе Ян Фанган, американский социолог, коррупция в области морали, сопровождающая развитие рыночной экономики в Китае, заставляет многих людей искать опору в религии. По данным официальной статистики буддизм в Китае насчитывает около 100 миллионов последователей и является наиболее распространенной религией. Он также пользуется наибольшим расположением у властей. Известно, что многие руководители высокого ранга обращались к буддийским учителям за советом, закрывая глаза на нарушение запрета на проповедование в частных домах. При этом прихожан христианских «домашних церквей» ждет наказание. «Для буддизма часто делаются исключения из существующих законов», - продолжает г-н Ян. «Вы можете купить буддийскую литературу в книжных магазинах, но Библия запрещена к продаже. Конечно, если вы очень попросите и внушите продавцу доверие, для вас могут отыскать один экземпляр Библии под прилавком». Несмотря на это число последователей других религий тоже растет. Йога, например, привлекает китайцев тем, что очень популярна в Западных странах. А по скорости распространения в Китае на первом месте стоит протестантство. По данным социологов количество протестантов среди китайцев составляет от 50 до 80 миллионов человек, причем большинство из них обратились к этой религии в последние несколько лет. Китайцы также часто меняют свои религиозные убеждения. «Китайцы традиционно были оппортунистами в том, что касается религии», - считает Джин Купер, американский профессор антропологии. «Если успех пришел к китайцу после того, как он вознес молитву в даосском храме, то он туда обязательно вернется». Поскольку буддизму предоставили определенную свободу, его возрождение наиболее заметно. По словам Юаня Цы в апреле этого года Буддийская ассоциация Китая, официальный орган надзора, планирует провести первый Всемирный буддийский форум, целью которого станет понять, какими действиями буддисты могут способствовать «миру во всем мире». «В отличие от христианства или Фалун Гон, которые власти рассматривают как инородные и навязанные извне, правительство довольно благосклонно смотрит на возрождение местной «народной» религии», - считает профессор Купер. В своем стремлении распространять учение Мин игнорирует запрет на домашние проповеди. По воскресеньям его ученики плотно рассаживаются на полу пекинской квартиры, чтобы послушать лекции по философии дзэн-буддизма. Рассказывая о том, как она стала ученицей Мина Чжуана, Фан Фан говорит: «В этом было свое предназначение. В один прекрасный день в 2004 я поняла, что должна найти буддийского учителя. Я стала молиться, и в прошлом году повстречала своего учителя». Амели Ю встретила своего гуру в провинции Цинхай. По ее признанию буддизм спас ее от самоубийства. Будучи в отчаянии, она приехала в Цинхай и дала буддийский обет, чтобы иметь возможность бесплатно посещать буддийские храмы. После этого она собиралась убить себя. Но когда она пришла в храм Цза Эр в Цинхае, на нее снизошло пробуждение. «Поначалу я была нечистой», - объясняет она. «Но затем я очистилась. Невозможно лгать самому себе. Теперь я просто хочу быть хорошим человеком и сделать что-то хорошее для других людей. Я хочу попробовать вести более правильную жизнь». Вместе с ростом благосостояния китайцев и их стремления к «духовному просветлению» растут частные пожертвования в буддийских храмах. В Буддийской ассоциации Китая говорят, что эти пожертвования помогли восстановить 24 тысячи старых храмов, которые были разрушены в годы культурной революции в 1966-76, в том числе и в Тибете. По данным официальной статистики в 1995 в Китае было 13 тысяч буддийских храмов. В Шанхае за последние пять лет восстановили 30 буддийских храмов, в основном на частные средства. С 1993 по 2003 храм Бэйлин вдвое вырос в размерах, благодаря финансовой поддержке со стороны бизнесменов. Медицинская компания недавно пожертвовала деньги на восстановление 500-летнего храма времен династии Мин на территории одного из центров «Маунтин йога». Многие из храмов пока не действуют, но были восстановлены, поскольку представляют культурную ценность. Средства на возрождение буддизма в Китае поступают и из других стран, в основном из Гонконга и Тайваня. Тайваньские буддисты жертвуют деньги на восстановление храмов на своей родине, откуда они вынуждены были бежать с приходом к власти коммунистической партии в 1949. Некоторые считают, что тайваньское влияние способствует процветанию «религиозного бизнеса». Люди, притворяющиеся тибетскими ламами, наживаются на популярности буддизма, продавая в храмах поддельные статуи, молитвенные четки и другие религиозные принадлежности. Профессор Чиань Цан-Тэн из тайваньского университета Цинь Хуа называет это превращение буддизма в супермаркет, но при этом добавляет, что официальный контроль за религиозной деятельностью сдерживает рост спекуляции на материке. Однако новый уровень благосостояния сделал жизнь монахов во многом более мирской. Они пользуются сверхсовременными мобильными телефонами, ездят на мотоциклах, и вообще иногда ведут жизнь, более подобающую обеспеченным мирянам. При всей либеральности общей политики в отношении буддизма, исключение составляет Тибет, где религия подвергается систематическим репрессиям с тех пор, как в 1959 Далай-лама вынужден был бежать из страны. Так, в тибетских храмах «патриотическое обучение», которое подразумевает, что монахи должны отречься от независимости Тибета и от Далай-ламы, которого правительство называет сепаратистом. При этом тысячи тибетцев и около сотни китайцев смогли посетить учения Далай-ламы в Дхарамсале в январе этого года. Есть мнение, что китайские власти ослабили режим в преддверии февральских переговоров с посланниками Далай-ламы. Юань Цы считает, что правительство начинает осознавать, какую важную роль может сыграть религия в достижении столь желанной «общественной гармонии». Источник: CSMonitor www.savetibet.ru - Сохраним Тибет! Тибет в России > Рост материального благополучия способствует развитию религиозности в Китае. |