Тибетские монахи представили в Самаре ритуальные маски и фотографии из архива Далай-ламы


5 мая 2006 | www.savetibet.ru
Шесть тибетских монахов из древнего монастыря Гьюдмед представили в Самаре выставку ритуальных масок и уникальных фотографий из личного архива 14-го далай-ламы.

Об этом Агентству национальных новостей сообщили в областном краеведческом музее имени П. Алабина. Монастырь Гьюдмед был основан в 1433 году в столице Земли Снегов, Лхасе. Вот уже более 500 лет он остается одним из крупнейших буддийских университетов, где бережно хранятся и передаются от наставника к ученику сокровенные практики и священные искусства тибетских монахов.

Монахи неустанно постигают буддийскую философию, духовные практики и ритуалы, овладевают приемами живописи и построения красочных песочных мандал. За последние 6 лет на территории России они построили около 20 мандал и провели свыше 100 крупных ритуалов и церемоний в строгом соответствии с древними традициями монастыря.

Представленные в Самаре маски надевают при исполнении ритуальных танцев мистерии Чам.

Древняя мистерия Чам, языком танца рассказывающая о буддийских божествах и наставниках, занимает особое место в традиции тибетского буддизма. Маски и костюмы танцоров изображают тех же божеств, которых рисуют на буддийских иконах, танках, поэтому Чам - это «ожившая икона». Исполнитель как бы перевоплощается в божество или духа. Он не танцует, а священнодействует.

Каждая маска – это настоящее произведение искусства. Маски гневных божеств украшены коронами с человеческими черепами. Череп символизирует непостоянство всего сущего – основную идею буддизма. Изображение скелета должно напоминать людям, что жизнь – не вечна, и каждый день нужно проводить с пользой для окружающего мира.

Тибетские монахи говорят, что божества только принимают гневную форму, а по сути своей они очень добры и испытывают сострадание абсолютно ко всем.

Маска гораздо больше человеческого лица, поэтому глаза танцующего в ней оказываются примерно на уровне отверстия носа и рта. В древности маски вырезали из дерева, но танцевать в них было трудно, поэтому впоследствии был придуман облегченный вариант из папье-маше. Кроме коллекции ритуальных масок, в четверг самарцам в кинотеатре «Художественный» показывали фильм, запечатлевший редчайшие кадры создания масляных скульптур в стенах монастыря Гьюдмед.
м Искусству масляных скульптур свыше 300 лет. Изначально для лепки священных фигур монахи использовали масло дри (самки яка), которое преподносили в дар буддийским монастырям прихожане. Живя в изгнании, священнослужители монастыря Гьюдмед сделали все возможное, чтобы сохранить в условиях тропиков уникальное ритуальное искусство. Сейчас они используют для лепки индийское растительное масло «далда», более устойчивое к высоким температурам, чем масло дри.

Масло начинает таять уже от температуры человеческого тела. Поэтому лепить скульптуры нужно в холодной воде, а хранить их - в прохладных помещениях.

Монахи только двух тибетских монастырей владеют удивительным по красоте искусством масляной скульптуры. Необходимо обладать немалой сноровкой и терпением, чтобы вылепить даже самую простую деталь.

В тибетском сообществе масляные скульптуры изготавливаются к новому году - Лосару. Монахи приступают к лепке скульптур задолго до праздничных торжеств, поскольку занятие это почти ювелирное. К пятнадцатому дню первого месяца - Дню победы Будды над противниками его учения - скульптуры должны быть готовы.

На самарской выставке можно познакомиться не только с религиозной, но и с земной жизнью буддистов. В музее им. Алабина представлены фото далай-ламы 14-го с 5-летнего возраста и по сей день. Его Святейшество запечатлен также вместе с матерью Терезой и духовными лидерами Индии и Китая.

Источник:
Агентство национальных новостей
Самара
Корр. АНН Марина Ишкова
5 мая 2006


Тибет в России > Тибетские монахи представили в Самаре ритуальные маски и фотографии из архива Далай-ламы