Еще один молодой тибетец поджег себя в регионе Нгаба в знак протеста против политики Пекина

  12 августа 2012   17:06
Еще один молодой тибетец поджег себя в регионе Нгаба в знак протеста против политики Пекина
Тибетское сообщество в эмиграции зажигает свечи в знак солидарности с 24-летним Чопой (Choepa), совершившим самосожжение 10 августа 2012 года. Фото: Рhayul photo/Norbu Wangyal

По сообщениям различных источников, 10 августа в регионе Нгаба исторической провинции Амдо (кит. тибетский автономный округ Сычуань) совершил самосожжение еще один молодой тибетец, протестовавший против репрессивной политики Пекина в отношении тибетского народа. За последнюю неделю это было уже третье самосожжение внутри Тибета.

24-летний Чопа (Choepa) поджег себя в 10.15 по местному времени в небольшой скотоводческой деревне Меурума, расположенной в 27 км на восток от уездного центра Нгаба. По словам очевидцев, практически моментально появившиеся на месте инцидента служащие милиции начали избивать молодого тибетца, который еще горел. С тяжелыми ожогами его увезли под конвоем солдат в неизвестном направлении. Как отмечается на официальном сайте Центральной тибетской администрации (ЦТА), пока нет сведений, жив он или нет. Шансов на то, что он выжил, мало, но "[даже] если он скончался, свидетели не могут выяснить, где находится его тело", заявил представитель монастыря Кирти в Дхарамсале Каньяг Церинг. По его сведениям, ситуация в деревне Меурума, куда введены многочисленные подразделения солдат, “становится все более напряженной”.

Как полагает директор лондонской организации Free Tibet Стефани Бригден, толчком к этому самосожжению послужили карательные операции в Меурума. “С тех пор, как в январе силы безопасности применили слезоточивый газ против невооруженных участников протеста, Free Tibet задокументировала значительное число задержаний и исчезновений в данном поселении, в результате которых здесь установилась атмосфера страха и сопротивления”, - указывает она. “Так же, как очень многие тибетцы, Чопа ощущал, что не имеет иного выхода, кроме как поджечь себя в знак протеста против китайской оккупации”, - цитирует ее Radio Free Asia (RFA).

Как стало известно, Лобсанг Цултрим из монастыря Кирти в Нгаба, совершивший самосожжение 6 августа, скончался в тот же день в больнице города Маэркан. Хотя родные просили выдать тело Лобсанга Цултрима, “китайские чиновники отказались удовлетворить их просьбу и срочно кремировали его”, сообщил Каньяг Церинг. Тем не менее “вечером 7 августа четверо монахов провели в особом месте возле монастыря Кирти повторную кремацию”.

Лобсанг Цултрим выкрикивал призывы к возвращению в Тибет Далай-ламы и живущего в эмиграции настоятеля монастыря Кирти 11-го Кьябдже Кирти Ринпоче. Он также требовал, чтобы снова была открыта монастырская школа.

Между тем в регионе Канлхо (кит. округ Ганьнань провинции Ганьсу), где 7 августа подожгла себя 26-летняя Долкар Кьи, начались внушающие тревогу “задержания и исчезновения”. По информации Phayul, женщина вышла на протест возле ступы монастыря Цо, выкрикивая, что Далай-лама должен вернуться в Тибет, где не осталось никакой свободы. Когда монахам удалось погасить пламя, Долкар Кьи стала просить убить ее ударом камня по голове, чтобы ее не забрали китайские солдаты. Монахи перенесли ее тело в монастырь, а затем доставили в родную деревню Тасур, в административных границах поселения Наву (Nawu), примерно в 10 км от монастыря Цо.

Около 10 вечера по местному времени в монастыре были задержаны трое монахов - Чопхел, Шераб и Цондру (последнего утром отпустили). Как рассказал RFA один из местных жителей, “в 5 утра в монастырь Цо прибыли служащие китайской милиции на нескольких машинах, которые попытались увезти еще 17 монахов, заявив, что именно они принесли тело Долкар Кьи в монастырь”. Однако они наткнулись на сопротивление толпы монахов и местных тибетцев, собравшихся перед главным молитвенным залом монастыря. Тибетцы кричали, что “не разойдутся, пока не будет освобожден Чопхел”.

В тот же день примерно в 13.30 из расположенного неподалеку монастыря Лабранг Ташикьил выехали около 300 монахов, намеревавшихся посетить дом семьи Долкар Цо, чтобы прочесть там необходимые молитвы. Китайские чиновники заявили, что их акция является незаконной, и угрожали конфисковать машины, если они продолжат движение. Монахи ответили, что готовы идти пешком, но тогда к уговорам прекратить акцию приступили вызванные на место представители администрации монастыря. Монахи сели на землю, как будто собирались выслушать все их доводы, и стали читать молитвы для Долкар Цо прямо на улице. К ним присоединились простые тибетцы и монахи из других монастырей.

Судя по тому, что 8 августа на русском сайте Синьхуа появилась заметка, посвященная самосожжению Долкар Кьи, а подобное бывает исключительно редко, пекинская пропаганда испытывает серьезное беспокойство по поводу возможной реакции российских буддистов. Как говорится в заметке, 7 августа около 14:30 в городе Хэцзо провинции Ганьсу подожгла себя “из-за семейных противоречий” Джунг Гэрцо (очевидно, китайская транскрипция тибетского имени).

Далее следуют подробности, которые должны подтвердить возникновение бытового конфликта, но заметим, что на самом деле у Долкар Кьи остались 5-летняя дочь и 2-летний сын. “По предварительному расследованию, она являлась жительницей села Дасаэр города Хэцзо. Шесть лет назад она вышла замуж за жителя села Шанваньма, в браке с которым у нее родились две дочки. После женитьбы у них возникли семейные противоречия, из-за которых она вернулась в материнский дом. В этом году после новогоднего праздника Весны Джунг Гэрцо отправилась в автономный район Внутренняя Монголия на заработки, а летом вернулась в материнский дом. Ее семья настаивала на ее возвращении в дом мужа, но она не согласилась с этим и покончила с собой”.

Всячески стремясь убрать политический протест, Синьхуа приписывает ей “периодические психические расстройства”, а также то, что “при жизни она много раз говорила о своем намерении совершить самоубийство”. Однако вся эта простая история не выглядит убедительной причиной для самоубийства в такой специфической форме, как самосожжение.

Напомним, что тибетцы не прибегали к самосожжениям для выражения протеста против пекинской политики вплоть до февраля 2009 года, когда в Нгаба поджег себя монах по имени Табе, вышедший с самодельным тибетским флагом из монастыря Кирти. Следующий огненный инцидент, снова связанный с монастырем Кирти, произошел только 16 марта 2011-го. И лишь после этого началась серия самосожжений, в ходе которой, если считать с февраля 2009 года, подожгли себя уже 48 тибетцев (по данным ЦТА, 47). Все эти инциденты объединены требованиями свободы для Тибета и возвращения Далай-ламы на родину.

Валерий Никольский

Самоcожжения в Тибете



Прокомментировать эту и другие публикации вы можете на нашей странице Вконтакте
Если вы заметили на сайте грамматическую ошибку, пожалуйста, выделите её мышкой, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам.