Далай-лама заложил первый камень нового Джокханга в Лехе и благословил Дхарма-центр в Чогламсаре
Шевацель, Лех, Ладак, Индия, 3 августа 2025 г. – Сегодня Его Святейшество Далай-лама прибыл на место снесенного храма Джокханг в Лехе. Под яркими лучами утреннего солнца многочисленные последователи духовного лидера выстроились вдоль дороги, чтобы приветствовать его. На территории Джокханга Далай-ламу встретили президенты Ассоциации буддистов Ладака и Ассоциации ладакских монастырей, а также другие высокопоставленные лица. Затем Его Святейшество благословил место, на котором будет восстановлен храм.
Его Святейшество Далай-лама закладывает первый камень на месте строительства нового Джокханга. Лех, Ладак, Индия. 3 августа 2025 г. Фото: дост. Замлинг Норбу (Офис ЕСДЛ)
После того, как Его Святейшество занял свое место, члены комитета по реконструкции сообщили ему, что вследствие наводнения и проливных дождей в старом храме образовались трещины, которые невозможно было залатать. Они показали духовному лидеру план строительства нового храма. Сотни монахов и мирян собрались, чтобы воочию увидеть закладку первого камня и открытие памятной доски с надписью:
«Закладка фундамента мудрости и сострадания
Реконструкция Вихары Чоукханг (Джокханг), Лех, Ладак»
Под этими двумя строками было написано полное имя Его Святейшества – Джецун Джампал Нгаванг Лобсанг Тензин Гьяцо – и сегодняшняя дата.
Его Святейшество обратился к собравшимся: «Когда я услышал о состоянии старого храма Джокханг, я подумал, что его восстановление может открыть неожиданные возможности. Например, хотя представители линии Далай-лам управляли Тибетом на протяжении нескольких веков, только при моей жизни наш народ столкнулся с такими напастями, что нам пришлось отправиться в эмиграцию. Это тоже открыло перед нами неожиданные возможности, поскольку мы оказались на земле, где зародился буддизм и где жили восемь индийских буддийских учителей, включая Арья Нагарджуну, известных как “Шесть украшений и Двое высших”».
«Сегодня мы продолжаем поддерживать проверенную временем и логически обоснованную буддийскую традицию, которая некогда распространилась в Индии. Мы сохранили эту традицию благодаря изучению, медитации и применению в нашей жизни. Не хочу хвастаться, но что касается меня, то, поскольку предыдущие Далай-ламы служили Учению Будды, я, хотя и родился в Амдо, северо-восточном регионе Тибета, переехал в Лхасу, где смог получить традиционное буддийское образование. Под руководством своих наставников я прошел обучение, включающее три основных компонента – изучение буддийской философии, размышление и медитацию».
Вид на территорию Джокханга во время визита Его Святейшества Далай-ламы. Лех, Ладак, Индия. 3 августа 2025 г. Фото: дост. Замлинг Норбу (Офис ЕСДЛ)
«Под их руководством я учил наизусть основополагающие тексты и изучал комментарии к ним. Мне также удалось совмещать учебу с практикой этапов пути к пробуждению (ламрим) и тренировкой ума (лоджонг). Я усердно трудился над тем, чтобы объединить изучение философии с размышлением и медитацией».
«В разгар потрясений, произошедших в Тибете в 1959 году, я решил бежать из Норбулинки и покинуть Лхасу. Уходя, я думал о храмовом комплексе Джокханг в Лхасе и находящихся в нем изображениях. Когда мы достигли перевала, я обернулся, чтобы еще раз окинуть взглядом город, и вознес молитвы о том, чтобы мой отъезд был лишь временным и чтобы в будущем я смог вернуться».
«С тех пор как я покинул Лхасу, во всем мире уверенно растет число людей, интересующихся буддизмом, особенно в Европе и Америке. Я прилагаю все усилия, чтобы служить им. Благодаря моей карме и молитвам, вознесенным в прошлом, мне удалось внести значительный вклад в возрождение и сохранение учений Будды, и я буду продолжать служить буддийской Дхарме еще долгие годы. Я выражаю почтение моему драгоценному наставнику, Туптену Лунгтоку Намгьялу Тринлею – Лингу Ринпоче, который был главным человеком, разъяснившим мне суть философских текстов. Я также благодарен своим помощникам по диспутам, с которыми я научился рассуждать и находить логические доводы».
«Мне удалось знакомить других с буддизмом, даже несмотря на то, что мой английский далек от совершенства. Я сопоставлял буддийское понимание устройства сознания и эмоций с современными научными подходами к психологии и нейронауке. Это оказалось очень полезным. В результате я провел содержательные дискуссии о психологии человека со многими современными учеными».
«Если кратко, я родился в Дхоме, в провинции Амдо, но вырос в Центральном Тибете. Я получил образование под руководством своих наставников и, приехав в Индию, продолжил изучать тексты по философии и медитации. Иными словами, я сделал все возможное, чтобы поделиться своими знаниями о буддизме с другими людьми».
«Наш подход к изучению классических буддийских трактатов очень действенен, поскольку в его основе лежат логика и обоснование. Тантрические ритуалы и умилостивление Защитников Дхармы с помощью барабанов и кимвалов могут быть весьма полезны, но истинную ценность представляет изучение буддийских писаний. Однако мы не должны полагаться только на авторитет цитат из этих писаний. Мы должны применять логические доводы в сочетании с пониманием устройства сознания и эмоций».
Его Святейшество Далай-лама выступает с обращением во время встречи на территории Джокханга. Лех, Ладак, Индия. 3 августа 2025 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
«Я искренне ценю вашу решимость восстановить Джокханг после того, как старый храм был разрушен. Но сама по себе реконструкция здания храма не станет чем-то исключительным. Главное, чтобы в стенах нового храма у людей была возможность изучать Учение Будды так же, как я изучаю его с детства».
«Когда вы завершите строительство храма, позаботьтесь о том, чтобы он стал образовательным центром, где люди смогут изучать трактаты по философии и логике, что позволит им участвовать в диалектических диспутах, анализировать и исследовать буддийскую философию. Надеюсь, вы последуете моему совету, и молюсь, чтобы вы успешно воплотили задуманное в жизнь. Спасибо».
С места старого Джокханга Его Святейшество отправился в Чогламсар, чтобы освятить Дхарма-центр, построенный Ассоциацией ладакских монастырей. У входа его встретил президент ассоциации. Его Святейшество вошел в переполненный зал и выразил почтение резным деревянным статуям Будды и Авалокитешвары, а также Гуру Падмасамбхавы. Затем он занял свое место, и президент ассоциации и другие устроители церемонии поднесли ему мандалу вселенной и символы тела, речи и ума Будды. Среди прозвучавших молитв была молитва-четверостишие о долгой жизни Далай-ламы:
В стране, окруженной снежными горами,
Ты – единственный источник благополучия и счастья.
О могущественный Ченрезиг, Тензин Гьяцо,
Не оставляй нас, пока не иссякнет сансара.
Всем подали чай и сладкий рис, после чего Его Святейшество обратился к собравшимся.
«Я смог навестить вас сегодня, поскольку проезжал неподалеку, возвращаясь в Шевацель. Я рад приветствовать всех вас, моих друзей в Дхарме, включая настоятелей, учителей и других членов Сангхи».
Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся в Дхарма-центре, построенном Ассоциацией ладакских монастырей. Чогламсар, Лех, Ладак, Индия. 3 августа 2025 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
«В мире существует множество религий, и в Индии в частности существует множество религиозных традиций. Однако именно буддизм привлекает особое внимание ученых, в первую очередь психологов и нейробиологов. Буддизм, сохранившийся в Тибете, основан на тщательном изучении буддийской философии с опорой на логические доводы. Благодаря этому многие ученые обсуждают со мной нашу традицию логики и эпистемологии».
«Наша традиция буддизма не сводится к молитвам и ритуалам, а делает упор на применении логики (прамана), совершенстве мудрости (праджнянапарамита), воззрении Срединного пути (мадхьямака) и так далее».
«Если говорить лично обо мне, я еще ребенком покинул место своего рождения и отправился во дворец Потала, где начал изучать “Собрание тем” и “Логика”, когда мне было пять или шесть лет».
«Хотя Тибет поддерживал контакты и с Китаем, и с Индией еще со времен царя Сонгцена Гампо, именно Шантаракшиту из Индии пригласил в Тибет царь Трисонг Децен. Поэтому наша буддийская традиция имеет подлинное происхождение. Я изучал классические тексты, хотя и не столь тщательно изучил “Сокровищницу высшего знания” (Абхидхармакоша). Я также усердно изучал винаю, свод монашеской дисциплины, и логику».
«В Тибете была установленная программа изучения буддизма, и я ей следовал. В итоге я выдержал экзамены на степень геше в крупнейших монастырях, включая Сера и Дрепунг. Заключительный экзамен я сдал во время Великого молитвенного фестиваля (Мёнлам ченмо) в храме Джокханг в Лхасе перед собранием монахов-ученых из трех монастырей – Сера, Дрепунга и Гандена».
«Несмотря на титул Далай-ламы, меня не просто возвели на высокий трон – я должен был изучать классические трактаты так же, как и любой другой монах. Их тщательное изучение и анализ в ходе философских диспутов сослужили мне хорошую службу в дискуссиях с современными учеными».
Люди, собравшиеся в Дхарма-центре, построенном Ассоциацией ладакских монастырей, слушают обращение Его Святейшества Далай-ламы. Чогламсар, Лех, Ладак, Индия. 3 августа 2025 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
«Я получил множество тантрических посвящений и разрешений на практику от Такдрака Ринпоче. Однако моим главным учителем философии был Кьябдже Линг Ринпоче. Я занимался с ним по утрам и вечерам, и он объяснял мне философию до мельчайших подробностей. Он помог мне увидеть, насколько богата наша буддийская традиция. Позже, встречаясь с современными учеными, я смог сравнить их объяснения с тем, что говорится в наших текстах, и многому у них научиться».
«Я призываю не только монахов, но и монахинь изучать философию и постигать искусство философских диспутов. В наши дни философию и диспуты изучают во многих женских монастырях Дхарамсалы, Мундгода и здесь, в Ладаке. Изучение философии и ведение диспутов подразумевает, что мы не принимаем Учение на слово».
«В молодости у меня было семь помощников по философским диспутам (ценшабов) – по одному от каждого из семи главных монастырей. Я практиковал диспуты с ними. Сдавая заключительный экзамен, я чувствовал, что наполнил свою жизнь смыслом. Я не просто возглавлял различные церемонии в статусе Далай-ламы, но изучал буддийскую философию. Независимо от того, к какой школе принадлежат наши монахи и монахини, всем им следует изучать классические сочинения».
«Сегодня мы видим, как во время Великого молитвенного фестиваля монахини проводят диспуты, что довольно ново для нас. Все это служит нашей главной цели – сохранять Дхарму, изучая ее и практикуя медитацию. Именно поэтому я призываю монахинь и мирян заниматься изучением Дхармы».
«Я также призываю вас, наряду с Дхармой, изучать английский язык, чтобы вы могли объяснять Учение Будды как можно большему числу людей. Монахи и монахини должны не только учиться, но и делиться своими знаниями с другими».
«Это все, что я хотел сказать сегодня. Спасибо».
Встреча завершилась, и Его Святейшество вернулся в свою резиденцию Шевацель, расположенную неподалеку.
Фоторепортаж о событии