Сохраним Тибет > «Улыбаться три раза в день — до и после еды»: интервью с доктором тибетской медицины Шерабом Бармой

«Улыбаться три раза в день — до и после еды»: интервью с доктором тибетской медицины Шерабом Бармой


17 июня 2006. Разместил: savetibet
В Ригу по приглашению местной буддийской общины приехал из Катманду доктор тибетской медицины Шераб Барма. Он провел несколько семинаров, на которых рассказал об основополагающих принципах искусства врачевания по восточным канонам.

Корреспондент «Вести Сегодня» пообщалась с целителем из далекой загадочной страны. А разговор мы начали с "коварного" вопроса.

— Сейчас люди буквально помешаны на восточной медицине. Мол, там все натуральное, природное. Но скажите, уважаемый доктор, что лучше для человека и для планеты в целом — один фармацевтический завод или тысячи медведей, убитых или подвергнутых пыткам для забора ценной желчи, которой китайская медицина лечит людей?

– В тибетской медицине нашли замену медвежьей желчи, используя определенные ингредиенты из трав. У природы есть ресурсы для лечения всех человеческих болезней. Проблема в том, что сейчас нарушается экология и погибают многие виды трав, которые использовала народная медицина. Из–за загрязнения среды появляются новые заболевания, которых раньше человечество не знало.

Поэтому тибетские целители ездят по свету, ищут новые лечебные растения и новые их комбинации для излечения новоявленных недугов, таких как СПИД, например. Это кропотливая работа — надо проводить долгие исследования.

— А в древних писаниях есть какие–то намеки на грядущие страшные болезни, которые обрушатся на человечество?

— Да, в записях тибетских врачевателей такие указания были найдены, но они на древнем языке, и сначала надо определить, какая именно болезнь имелась в виду. В некоторых случаях в древних трактатах даже приводят лекарственные составы, которые можно использовать для лечения новых — цивилизационных — болезней. Но тут не обойтись без дополнительных современных исследований старинных рецептов — это целый пласт знаний, который нужно освоить и работать с ним.

— Какие методы тибетcкие целители используют при диагностике?


— Первое — это внешний осмотр: радужная оболочка глаза, лицо человека, язык, ногти и ощупывание или осмотр больного места. Хорошо, если больной принесет мочу — по ее внешнему виду можно судить о процессах, которые протекают в организме. Затем доктор расспрашивает больного, что и как он чувствует. И главное — это чтение по пульсу.

Это особенность тибетской медицины. Овладеть этим методом непросто — существует 5 тысяч разновидностей пульса. Еще нужно учитывать время года, место, где человек живет, его возраст, конституцию, какими болезнями болел. Тибетский врач собирает полнейшую информацию о пациенте, его образе жизни, рационе питания, привычках.

— География вносит какую–то специфику в картину заболеваний населения разных стран?

— Конечно. Везде разный климат, соответственно, у людей разное питание, разный стиль жизни, и от этого зависит, чем чаще болеет население. Если говорить о Латвии, то здесь мало солнца, большое количество воды — море рядом. И главные заболевания здесь — артриты, почечные расстройства (песок, камни), астма и депрессивные состояния.

— У нас в Латвии тоже кое–кто пытается освоить метод диагностики по пульсу. Но ведь этому, наверное, надо учиться много лет?

– Как в прошлом развивалась тибетская медицина? Отец учил своего сына. И обучение длилось много лет. Сейчас ситуация в Тибете изменилась исторически. Правительство Тибета во главе с его святейшеством далай–ламой в изгнании. В Индии, в Дхарамсале, где находится резиденция правителя Тибета, собрался консулат тибетских докторов, которые открыли в этом городе Институт тибетской медицины и астрологии. Как и в любом западном медицинском вузе, в Дхарамсале нужно пять лет изучать теорию, год практиковать. Только когда выпускник успешно сдаст очень сложные экзамены и получит сертификат, он имеет право принимать пациентов.

— А в Дхарамсале преподают и современную медицину или только народную?

— Я лично учился с 9 лет у деда и дяди, а затем, когда окончил школу, прошел полный курс в Дхарамсале и сдал экзамен.

— Недавно в России делали опрос — доверяют ли люди врачам. 60 процентов ответили, что не доверяют. Думаю, и у нас в Латвии были бы похожие результаты. Видимо, причина в том, что современная медицина стала отраслью коммерции. Желание зарабатывать на больных — порой слишком сильное искушение для медика и идет в ущерб профессиональной и нравственной ответственности. В тибетской медицине иначе?


— У тибетского целителя должно быть шесть качеств.

1. Он должен быть максимально образованным.
2. В нем должны быть любовь, сострадание и доброта.
3. Слова у него не должны расходиться с делом.
4. Он не должен много спать и есть, бояться трудных ситуаций и обязан быть неутомимым в работе и учебе.
5. Он должен быть дипломатом, правильно разговаривать с больными, всегда помнить, что слово лечит. 6. Он не должен смотреть на ремесло как на источник дохода. Для него все пациенты равны, но бедных он обязан лечить в первую очередь. Потому что у богатых больше возможностей получить медицинскую помощь в любой клинике.

Таковы основные заповеди тибетских докторов. Но сейчас эра упадка, не все каноны сохраняются. Даже в нашей среде есть лишь несколько достойных примеров бескорыстного и самоотверженного служения профессии.

— Когда через врача за день проходят десятки пациентов, хватит ли у него на всех любви и самоотверженности?


— Если доктор будет смотреть на пациентов как на близких родственников, то любви и внимания ему хватит на всех, кто обратился за помощью.

— Сам тибетский доктор не болеет?

— Я соблюдаю диету и определенный образ жизни. А это главные условия, чтобы не заболеть. Но, конечно, я тоже иногда болею. Иногда доктора страдают такими болезнями, которые никто не может вылечить. Тут две причины. Есть недуги, которые доктор берет у пациента на себя и сам с ними справляется. Но случается, что он не может перебороть хворь. И есть вариант, когда болезнь у него кармическая.

Вообще надо смириться с неизбежной истиной: в этом мире ни одному человеку не дано избежать страданий. Есть 4 главных страдания: физическое рождение человека, болезнь, старость и смерть. Надо относиться к страданию как к уроку. Не жаловаться, но извлекать мудрость из этого состояния. Физическое страдание — это повод подумать, как ты жил. Если ты ответил кому–то на зло, то ты причинил зло самому себе. Никогда не вреди другим! Медицина поможет тебе вылечиться, а дальше думай о счастье.

— А вот, кстати, что о нем думать? Каждый ведь его по–своему понимает.


— Есть счастье временное, преходящее, и есть вечное. Временное — это физические наслаждения, удовольствия, развлечения. Алкоголь, секс, музыка, танцы, острые ощущения приятны, но чем чаще мы прибегаем к таким "инъекциям счастья", тем меньше удовлетворения получаем.

Мы увеличиваем дозы, а в итоге приходим к полному опустошению. А истинное счастье появляется и растет — оно не имеет предела. Как обрести истинное счастье? Это самый главный вопрос в жизни человека. Ответ надо искать у просветленных, достигших наивысшей мудрости. Но самый первый шаг на этом пути: если можешь помочь кому–то — помоги.

— Вы невозмутимы, как Будда. Вас может что–то вывести из равновесия?


— Мое главное качество — терпение. Меня действительно трудно вывести из равновесия — это правда. Но иногда такое случается. В такие моменты я думаю, что должен сделать сейчас все лучшее, на что только способен.

— Вы сказали, что в Латвии из–за недостатка солнца люди часто страдают депрессиями. Что же нам делать?

— Улыбаться три раза в день до или после еды — утром во время завтрака, после обеда и после ужина.

— Даже если повода для улыбки нет?


— Улыбайтесь чисто механически. Это упражнение! Да и повод всегда есть — если есть еда, значит, все не так плохо!

— Спасибо, проверим!

С доктором Шерабом Бармой беседовала Наталья СЕВИДОВА

Источник:
Вести Сегодня