Сохраним Тибет > Выставка в музее Фоулера: от детального к универсальному

Выставка в музее Фоулера: от детального к универсальному


20 октября 2006. Разместил: savetibet
Несомненно, с художественной точки зрения тибетская ветвь буддизма, соединившая традиции тантрического индуизма и ритуалы гималайских шаманов религии Бон, является самой благодатной из всех, особенно если противопоставить ее сведенным до уровня поп- культуры космологии и эстетике дзен-буддизма.

Буддизм Тибета это не только бесчисленные изображения демонов, всевозможных божеств, сцен рая и ада, выполненные с огромным тщанием, мастерством и любовью на полотнах роскошных и ярких тханок. Перечень его атрибутов намного разнообразнее: молитвенные колеса, флаги и четки, а также мозаичный калейдоскоп мандал, составленных при помощи красок, цветного песка или ячьего масла.

До китайского аншлюса Тибета в 50-х, культура страны была насквозь пропитана древней и глубоко символичной религиозной традицией. До сих пор во время проведения священных ритуалов используются оригинальные мантии, головные уборы, кинжалы, поющие чаши, колокольчики и гигантские трубы, а также исполняется эзотерический танец, сопровождаемый словно утробным, но в тоже время полным гармонии, звучанием басовых труб, и поистине шаманской перкуссией. Это потрясающее культурное наследие, в котором две составляющие бытия, духовная и физическая, сливаются воедино, следуя философской концепции освобождения от иллюзий материального мира.

Неудивительно, что мистерии тибетского буддизма заинтересовали представителей творческого мира, этих мистификаторов и любителей приоткрыть завесу таинства бытия. Через попытку постичь суть отдельных вопросов, они стремятся сделать свое творчество всеобъемлющим.

Как это ни странно, но на представленной нашему взору картине, которая должна быть портретом Далай-ламы, мы видим лишь изображение его ноги, прикрытой складками бордовой мантии и обутой в синюю сандалию. Пожалуй, провести параллель между увиденным и молитвой, обращенной к миру, можно лишь с большой натяжкой. Но художника Лосанга Гьяцо, который считает духовного лидера тибетцев эмиссаром в деле спасения мира, это не пугает.

«Мы верим в то, что Его Святейшество является эманацией Бодхисаттвы Авалокитешвары, олицетворяющего сострадание», – поясняет мистер Гьяцо, акцентируя внимание на одной из центральных фигур в тибетском пантеоне божеств. Сандалия на холсте расположена внутри мандалы, которая в традиции тибетского буддизма является символом мироздания, и в центре которой обычно должно находиться одно из просветленных существ. Кажется, вызов, брошенный миру в попытке отобразить его реальность через призму собственного видения, находит множество желающих ответить на него. Передвижная выставка «Потерянный мир: художники о Далай-ламе», представленная работами 88 авторов из 25 стран мира, дебютировала в музее Фоулера в Лос-Анджелесе. Многие из участников встречались с человеком, чью личность они попытались изобразить в своих работах.

К уроженцу Тибета м-ру Гьяцо главная идея его картины явилась внезапно. Он вспоминал о том, как дожидался аудиенции у Далай-ламы в индийском городе Дхарамсала, стоя в длинной очереди таких же паломников, когда к нему пришла мысль, что люди, чьи головы склонены в глубоком почтении, могут видеть лишь стопы Его Святейшества.

Вообще тема, затронутая Лосангом Гьяцо, имеет в Тибете глубокие религиозные корни. Там до сих пор живо упоминание о следах и отпечатках рук, оставленных в древние времена на стенах скал и пещер великими духовными учителями и адептами буддизма, которые провели всю свою жизнь в медитации на склонах гор.

«Его Святейшество довольно неприхотлив, поэтому его частенько можно видеть обутым в сандалии или шлепанцы» – говорит м-р Гьяцо, художник-постановщик рекламных проектов в Нью-Йорке, ныне работающий в Колорадо. «На мой взгляд, одной из характерных особенностей нашего времени являются тибетские беженцы, их проблемы и трудности. Я очень хочу поймать и зафиксировать на холсте ощущение того самого момента, когда Далай-лама проходит рядом со мной по земле», – добавляет он. На выставке «Потерянный мир», открывшейся 18 июня в фоулеровском музее Истории Культуры, современные художники представили свои работы, посредством которых они попытались решить непростую задачу: показать все грани мировоззрения, с которым мало кто хорошо знаком на западе.

«Мы живем в мире глубоких и сложных взаимосвязей», – сказал Далай-лама. В своих беседах Его Святейшество часто говорит о причинах страданий, которые кроются в собственном эго и отравляют наше существование, а также об имеющемся противоядии, коим является искреннее сочувствие. Предостерегая от поспешности в решении этой проблемы, он подчеркивает, что «такие изменения на ментальном уровне требуют времени и усилий». В попытке передать свое понимание личности духовного лидера тибетцев каждый художник прибегает к собственным средствам выражения, делая специальный акцент, например, на его стопах или лице. Одни ставят во главу угла политику ненасилия и активную позицию по защите окружающей среды, другие – высокую нравственность. Некоторые видят в этом поиске отражение самих себя, своих намерений и устремлений.

Экспонаты выставки, собранные в течение двух лет благодаря усилиям «Комитета 100 за Тибет», Фонда Далай-ламы и хранителя музея Рэнди Розенберга, представляют широкий спектр работ, от классических изображений, выполненных в деталях, до весьма абстрактных образов. В 1998-м году фотограф Ричард Эйвдон запечатлел Далай Ламу в окружении монахов, среди которых фигура Его Святейшества выделялась совсем незначительно. Так выглядел бы Эверест, снятый на фоне других высоких пиков. В прошлом году Чаку Клоузу во время короткой встречи в номере нью-йоркского отеля удалось поймать в объективе Полароида момент возникновения так хорошо знакомой всем полуулыбки. Этот снимок появился на выставке в виде цветного фото большого формата, которое мастер гиперреализма использовал как холст. Для придания символичности своему образу швейцарская художница Сильви Флери позаимствовала у Его Святейшества пару сандалий и сфотографировала «ауру» вокруг них.

На выставке представлена широкая гамма творческих стилей и средств самовыражения: инсталляции, картины, скульптура, видеоинсталляции, анимация, художественный перформанс, музыкальные композиции, эстампы, фотография и гобелены. Для большинства авторов тема этой международной бьеннале хорошо знакома, и лишь некоторые имеют о ней поверхностное представление.

В прошлом году американский художник Билл Виола и фотограф Кира Перов специально ездили в Дарамсалу за частным интервью. Результатом их поездки стало создание видеоинсталляции под названием «Лики света», а также кинолента, запечатлевшая Далай Ламу во время чтения молитв о благополучии всего сущего на земле, которая демонстрировалась сразу при входе на выставку. В ней есть знаменитая цитата, принадлежащая Его Святейшеству: «Покуда существует мироздание, и в нем пребывают живые существа, до тех пор пусть и я буду пребывать, чтобы устранять страдания этого мира».

Художница Катарина Вонг, магистр богословия, собрала образцы отпечатков пальцев друзей и членов семьи, систематизировав их определенным образом. В результате получилась своеобразная модель, отражающая ход человеческих жизней и взаимосвязь между ними вне времени и пространства. Ричард Гир представлен серией фотографий, посвященных людям Гималаев; Лори Андерсон – инсталляцией, которая отражает авторскую метафору собственного образа и своей собаки, а также предлагает бросить взгляд на небо, показанное в новом ракурсе.

В начале 80-х Марина Абрамович, ныне выдающийся представитель художественного перформанса, занималась постановкой хореографии для сотен монахов, принимавших участие в фестивале духовной музыки в Индии. Тогда произошла ее первая встреча с Далай Ламой, и она начала снимать о нем фильм. «В те дни это было довольно просто сделать», – сказала она в телефонном интервью. «Сегодня такое невозможно. Его Святейшество произвел на меня неизгладимое впечатление». На экране ее огромной видеоинсталляции «У водопада», занимающей всю стену, мы видим головы более чем сотни тибетских монахов и монахинь, находящихся в медитации. Их губы шепчут мантры, голоса сливаются в единый серебристый поток, который каскадом ниспадает на представших перед ним посетителей.

«Его дух возвышен, и это помогает мне в работе, когда необходимо поднять настроение аудитории или свое собственное», – сказала г-жа Абрамович. По словам художницы, самое большое значение для нее имеют великодушие и доброта Его Святейшества: «Почти каждый раз это трогает меня до слез». Экспозиция выставки охватывает широкую гамму тем, представленных на рассмотрение: территория Тибета и его люди, сострадание, просвещение, права человека, мир и ненасилие, взаимосвязь и бренность всего сущего.

Многие авторы пытались передать возникшие идеи посредством переосмысления собственных историй и личностей. Три Хуу Луу с детства воспитывался в духе буддийских традиций, однако, осознать их важность для самого себя он смог лишь в Соединенных Штатах, куда бежал из Вьетнама, воевавшего в те годы с Камбоджей. На его снимках мы не видим лиц монахов и монахинь. Автор намеренно фотографировал только их затылки, тем самым подчеркивая беспристрастность этих людей по отношению к внешнему виду и отказ от претензий на собственную исключительность, а также полное безразличие к красоте и успеху, в то же время выделяя их глубокую общность.

Еще один вьетнамский художник, Бин Дан, перенес свои фотоработы на листья растений, пытаясь передать, таким образом, всю мимолетность изображенных на них образов: своих близких, солдат и людей, обреченных когда-нибудь умереть.

Фатальный спиритуализм сквозит в шестифутовом изображении кокона бабочки, выполненном уроженцем Британии художником Адамом Фуссом. Растворение белого в прозрачном создает впечатление, будто замеревший образ наполнен внутренним светом. Он словно приглашает посетителя оценить степень его собственной готовности к метаморфозам.

Целая стена отдана художникам из Калифорнии Ньютону и Хелен Наррисон, которые разместили на ней карты и тексты, свидетельствующие об экологической катастрофе, происходящей в районе истоков самых крупных гималайских рек. Эта творческая пара проповедует «системное эко-мышление», – термин, определенный самими авторами и поясненный следующим образом: «Вы охватываете всю систему в целом, принимаете ее, словно часть себя, и заботитесь о ее благополучии». Они оплакивают миллионы квадратных миль Тибета, превращенных в новую пустыню из-за вырубки леса, прибыль от которой составила 54 миллиарда долларов. Все эти средства плавно утекли в Китай.

Проект Ньютона и Хелен под названием «Тибет – край богатств» призван повысить уровень сознания людей, живущих на территориях, что находятся ниже по течению, а также создать рычаг для политического давления на Китай с целью привлечь последний к участию в диалоге об охране окружающей среды.

Тем не менее, авторы не причисляют себя к буддистам. «Я вообще не имею отношения к каким-либо «-истам»», – заявил г-н Харрисон во время интервью в арт-бунгало в Дэвисе, штат Калифорния.

Импульсом, положившим начало их проекту, послужила идея Далай-ламы о создании Парка Мира в Гималаях. Они написали ему письмо и получили довольно обстоятельный ответ. Теперь учение Его Святейшества служит постоянным источником вдохновения для их творчества.

В заливе Хаф Мун Бэй, что расположен на побережье штата Калифорния, кинорежиссеры и дизайнеры Дэвид и Хи-Джин Ходж поведали историю о том, как случайно в городе им удалось обнаружить странствующих тибетских монахов, которые строили под тентом песочную мандалу. М-р Ходж вспоминает, что тогда не имел об этом никакого представления.

Зачарованные, они каждый день возвращались туда снова и снова, чтобы посмотреть, как тонкие струйки разноцветного песка, пропущенные монахами через крошечные трубочки, образуют необычайно точные и сложные узоры. Через десять дней, когда процесс создания этой совершенной красоты был окончен, монахи кисточками смели к центру благословленный многодневными ритуалами песок, а затем развеяли его над океаном. Эта церемония ошеломила присутствующих зрителей. «Будучи сами художниками, мы были потрясены тем, что люди, которые потратили столько времени на создание этого творения, с такой легкостью смогли его уничтожить», – сказал м-р Ходж. Этот случай заставил чету Ходж переоценить жизнь относительно буддийского постулата о непостоянстве всего сущего и избавиться от некоторых вещей, к которым они питали болезненную привязанность. «Мы подумали, а почему бы нам не спросить других людей о том, что они думают по этому поводу? Ведь это же будет настоящим исследованием».

Итогом творческих поисков стала их первая совместная видеоинсталляция. Авторы предполагали, что возьмут лишь несколько интервью, а в результате их набралось 122. По мере того, как распространялась молва об этом проекте, в поле зрения оказывались все новые люди: однажды в дверях возникла фигура махараджи, затем последовали мойщик окон с Ямайки, веб мастер, двенадцатилетний мальчик, траппистский монах, бывший гангстер, пресвитерианский священник и многие другие. Интервью участников проекта представлены на экранах небольших цифровых видеоплееров iPod, которые по авторскому замыслу размещены на 12 штативах, расположенных по кругу. М-р Ходж, который является не только художником, но еще и джазовым музыкантом, вспоминает, что был крайне опечален смертью своего друга, гениального саксофониста Стена Гетца. Он много раз задавал себе вопрос: «Почему это должно было произойти?» Работа над собственным проектом помогла ему избавиться от излишнего драматизма и смириться со случившимся. По словам Ходжа, смирение – это та философия, к которой следует обращаться в нашей повседневной жизни.

Одной из причин популярности, которую буддизм обрел в среде представителей искусства, является предложенный им путь достижения жизненного комфорта и даже наслаждения жизнью, его креативность, не говоря уже о невероятной открытости и на удивление точно описанной концептуальной модели психоделических экспериментов. Хотя, возможно, сама наша жизнь является великой идеей, смысл которой необходимо каждый раз открывать для себя по-новому.

Елена Лохнина (по материалам Larson, New York Times; Doug Harvey, LA Weekly)
www.savetibet.ru - Сохраним Тибет!