Сохраним Тибет > Сострадание, глубокое, как океан…

Сострадание, глубокое, как океан…


22 октября 2006. Разместил: savetibet
Интервью с председателем Тувинского общественного культурного фонда «Энерел» Анетой Бодур-Ооржак.

- «Энерел» в переводе с тувинского языка значит «сострадание». Почему вы остановили свой выбор именно на таком названии?


- Наш фонд создан с особым пожеланием помочь тувинскому народу вновь обрести утраченный духовный стержень. Он есть в каждом из нас, раз мы родились в Туве, буддийской республике. Наши дедушки, бабушки, прабабушки, - все они были буддистами. Прежде, когда тувинцы придерживались традиционных буддийских ценностей, не было ни убийств, ни краж. Преступления в целом были очень редким явлением. Моя бабушка рассказывала, что в прежние времена, достигнув преклонного возраста, тувинцы, уходили в монахи, чтобы посвятить остаток своих дней духовной практике. Если мы сумеем помочь тувинскому народу вспомнить то, что он позабыл за семьдесят лет Советской власти, то внесем очень важный вклад.

Слово «сострадание» обладает смыслом глубоким, как океан. Каждый понимает его по-своему. Для меня воплощенное сострадание – это Его Святейшество Далай-лама, Его Святейшество Богдо-Гэгэн, Досточтимый Шивалха Ринпоче и монахи тибетского монастыря Гьюдмед. Эти люди обладают невероятным чувством сострадания ко всем существам. Рядом с ними поневоле становишься лучше. Мне кажется, это великие люди, с которых мы должны брать пример.

Но сострадание – это очень сложное чувство, нужно размышлять над его смыслом снова и снова. Если мы сумеем взглянуть с состраданием на каждого человека – будь он алкоголик или преступник, то увидим, что в каждом из них заложен огромный потенциал, у каждого есть шанс стать лучше.

Человек, который постиг, что такое истинное сострадание, не сможет причинить вреда никому, даже крошечному насекомому. Он не сможет поднять руку даже на маленькое существо.

- Вы являетесь не только председателем фонда «Энерел» («Сострадание»), но также 1-м заместителем министра здравоохранения Республики Тува. Насколько буддизм помогает вам в этой работе?


- По своей профессии я врач нефролог-диализа, и мне приходилось работать с очень тяжелыми больными – с пациентами, у которых отказали почки. Это больные с почечной недостаточностью, чья жизнь зависит от «искусственной почки». Многие пациенты возвращаются к жизни, буквально побывав на том свете.

Моя профессия помогла мне увидеть, до какой степени болезнь, действительно, является причиной страданий. Для врача чувство сострадания подчас намного важнее, чем квалификация или багаж знаний. Если у врача есть сострадание, то его пациенты выздоравливают быстрее.

Сейчас я занимаюсь организацией здравоохранения – охраной здоровья всего населения республики, и это очень серьезная работа. Здесь без философии буддизма было бы трудно, она во многом помогает мне и в работе, и в общении с людьми. Когда начинаешь немного понимать философию буддизма, то получаешь возможность превратить всю свою жизнь в практику Дхармы и принести пользу здравоохранению республики, но самое главное - помочь многим людям.

- В прошлом году по вашей инициативе тибетские ламы монастыря Гьюдмед посетили все лечебные учреждения Кызыла? Как вы оцениваете итоги этой работы?

- Мы впервые осознали огромную пользу визитов тибетских лам в лечебные учреждения после посещения Досточтимого Шивалха Ринпоче четырех больниц во время его второго визита в Туву. Действительно заметили, что в этих больницах снизилась смертность, пациенты стали лучше выздоравливать.

Убедившись в этом, мы попросили тибетских монахов Гьюдмеда посетить все больницы Кызыла и мы старались сделать так, чтобы монахи могли прочитать молитвы и окружить своим состраданием самых тяжелых больных. Особенно тех пациентов, которые страдают от наиболее тяжелых патологий, таких как онкологические заболевания, туберкулез, пациентам, которые находились в реанимации, то есть тем, кто наиболее нуждаются в помощи.

Пациентам были очень полезны те советы, которые давали им тибетские монахи Гьюдмеда. Но что самое главное, это общение, безусловно, поднимало дух людей, помогало им в преодолении болезни. Считаю, что безусловная польза была и для медицинского персонала больниц, в их сердцах рождалось больше доброты и сострадательности.

- Эта программа оказалась весьма полезной и для тибетских монахов. После посещения больниц они много говорили о том, что смогли воочию увидеть, какие чудовищные страдания испытывают живые существ. Живя в монастыре, они изучают буддийское учение о страдании рождения, болезни, старения и смерти, однако далеко не всегда им удается глубоко прочувствовать, насколько ужасны и многообразны эти страдания. Когда они видят их, в их сердцах просыпается еще больше сострадания и желания помогать.


- Помимо больниц мы также посетили колонии для заключенных, встречались с сотрудниками ОМОН, которые постоянно рискуют своей жизнью. Очень сильное впечатление оставило посещение Дома ребенка – детей, которые крайне нуждаются в любви, теплоте, внимании. Монахи говорили, что, возможно, кто-то из этих детей мог бы в будущем вступить на путь монашества …

- Сейчас в тибетских монастырях в Индии обучается довольно много молодых монахов из Тувы. Вы встречались с ними во время своего посещения монастыря Дрепунг Гоман?

- Когда я впервые приезжала в Гоман, там обучались 16 молодых монахов из Тувы. Но с каждым годом их становится все больше.

Приехав в Гоман в прошлом году, мы сделали значительное пожертвование и заказали молебен за то, чтобы в нашей стране не было фашизма, чтобы беспрепятственно развивалась духовность. И, конечно, мы встретились с тувинскими монахами, которые учатся в этом монастыре. Это была серьезная беседа – монахам было очень интересно узнать о том, что происходит в Туве, а нам было очень важно донести до них, чего ждет от них народ Тувы.

Мы все хотим, чтобы они получили максимум знаний, чтобы время, проведенное в тибетском монастыре, прошло для них с пользой. Мы надеемся, что все они вернутся в Туву высокообразованными учителями, которые могли бы сохранять чистоту буддийского монашества и своим личным примером показывать людям, что такое настоящий монах.

Мы также говорили о том, что буддизм является нашей исконной религией. К сожалению, за семьдесят лет Советской власти люди подзабыли свои традиционные ценности и сегодня нередко, по своей запутанности, начинают уходить в другие религии. Что нужно делать, чтобы этого не происходило? Это один из важнейших вопросов, который волнует тувинских монахов, обучающихся в тибетских монастырях.

Мы также размышляли о том, как нам пережить то время, пока тувинские монахи продолжают свое обучение и еще не вернулись на родину. Все были едины во мнении, что в этот период мы должны опереться на тибетских лам, например, Шивалха Ринпоче. Он приезжает в Туву уже третий год и хорошо знает менталитет тувинского народа. Безусловно, мы с радостью готовы принять и других тибетских лам, которых направит Его Святейшество Далай-лама. Нам просто необходим учитель высокой духовной реализации, который мог бы повести нас за собой.

- Для тувинских монахов, которые учатся в тибетских монастырях в Индии очень остро стоит финансовый вопрос.


- Да, они учатся на свои собственные средства, им никто не выплачивают стипендию. В Индии очень дорогое медицинское обслуживание, лекарства. Монастырь предоставляет им комнаты для проживания и питание, но этой еды не хватает. Поэтому, конечно, существует проблема организации финансовой поддержки для обучающихся монахов. На сегодняшний день материальную помощь обучающимся тувинскиммонахам оказывает Правительство Республики Тыва, Управление Камбы-Ламы РТ и верующие.

С монахами из российского землячества (Самло канцена) мы впервые познакомились в 2002 году, когда я получила приглашение на открытие нового храма в Дрепунг Гомане. Тогда они попросили нас оказать содействие в сборе средств для строительства нового общежития для монахов из России, проходящих обучение в Гомане.

Вскоре монахи Самло канцена приехали в Туву, и во главе их делегации был Шивалха Ринпоче. Они гостили у нас полтора месяца и проделали очень большую работу, посетив многие районы Тувы. Все пожертвования, которые мы собрали тогда, были направлены на строительство нового общежития. И в этом году, приехав в Гоман, я увидела, что первый этаж уже построен. Основные комнаты были предоставлены именно тувинским монахам, потому что из всех республик именно Тува внесла самое большое пожертвование на его строительство.

- Шивалха Ринпоче затем приезжал в Туву еще два раза?


Да, после его второй поездки мы построили в Туве первую буддийскую ступу «Бодха» в столице республики г Кызыле по всем канонам буддизма. В дальнейшем она положила начало строительству еще трех ступ в Кызыле, а также других ступ на территории Тувы.

В свой третий визит в Туву Досточтимый Шивалха Ринпоче уделил особое внимание буддийской философии. Он прочитал лекции по двум важным текстам «Лучи солнца. Тренировка ума» и «Гимн взаимозависимости» ламы Цонкапы. Буквально на днях состоялась торжественная презентация книги «Собрание сущностных наставлений», изданным нашим фондом по материалам его лекций.

Также Учитель объездил все 17 районов нашей республики, побывал даже в самых маленьких отдаленных деревнях. Куда бы он ни приезжал, он старается дать людям фундаментальные знания буддийской философии, которые очень полезны в каждодневной жизни. Пожалуй, он знает Туву даже лучше чем мы сами и заслужил огромное уважение и признательность тувинского народа.

- В этом году Его Святейшества Далай-лама посетил соседствующую с Тувой Монголию, а в это время в Кызыле тибетские монахи Гьюдмеда, прибывшие по приглашению вашего фонда и Духовного управления Камбы-ламы, вели работы по заполнению священными мантрами первого молитвенного барабана.

- Фонд «Энерел» начал сотрудничать с монахами тибетского монастыря Гьюдмед с прошлого года, когда мы совместно провели масштабную программу, посвященную семидесятилетнему юбилею Его Святейшества Далай-ламы. Мы были очень счастливы, когда монахи решили направить все средства, собранные в Туве, на строительство большого молитвенного барабана в столице республики; это очень щедрый подарок.

В этом году наше сотрудничество было продолжено, и вскоре молитвенный барабан будет установлен на центральной площади Кызыла. Это имеет очень большое значение для развития буддизма в Туве, ведь до сегодняшнего дня в республике не было ни одного молитвенного барабана, ни маленького, ни большого. Те молитвенные барабаны, которые прежде существовали в Туве, были полностью уничтожены в годы Советской власти. Когда мы установим молитвенный барабан, люди смогут воочию увидеть, какой сильной и действенной была их исконная религия. Не случайно для установки барабана мы выбрали центральную площадь - это самое сердце Кызыла, наиболее посещаемое место города.

Мне кажется, с установкой барабана буддизм выйдет на другой уровень, ведь молитвенный барабан – это очень мощное средство накопления заслуг и источник счастья живых существ. Безусловно, он даст начало строительству молитвенных барабанов не только в Кызыле, но и по всей Туве.

Мы все надеемся, что этот молитвенный барабан, а также мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, выложенная из больших камней на склоне горы Догээ, своей духовной силой приблизят визит в нашу республику Его Святейшества Далай-ламы. Нам очень хочется, чтобы наш учитель своими глазами увидел все те изменения, которые произошли в духовном развитии Тувы за последнее время.

- Пока же вам пришлось поехать в Монголию, чтобы встретиться с Далай-ламой?


- Мне посчастливилось несколько раз встречаться с Его Святейшеством. Наша первая встреча состоялась декабре 2002 года в монастыре Дрепунг Гоман. Нам было сказано тогда, что Далай-лама просто пройдет мимо нас и даст нам свое благословение. Однако он пригласил нас войти, и мы долго разговаривали о буддизме в Туве. По завершении беседы он подарил нам танки с изображением Будды Шакьямуни. Затем я летала в Калмыкию в 2004 году, куда Его Святейшество приезжал с кратким и долгожданным визитом. Это были незабываемые дни.

Его Святейшество Далай-лама – настоящий Бодхисаттва, который живет ради других и является источником счастья других существ. Он – пример для нас и мы изо всех сил стараемся походить на него. Когда я вижу Его Святейшество, у меня возникает необъяснимое чувство радости и счастья. Мне кажется, что мы до сих пор не осознаем Его истинного значения.

Я очень рада, что в этом году состоялся визит Далай-ламы в Монголию и что Председатель Правительства Республики Тува встретился с ним. Ведь с 1992 года, когда Далай-лама посещал Туву, они больше не встречались. Хотя, конечно, они постоянно обменивались мнениями и информацией. Председатель правительства Тувы всегда очень внимательно относится к Его Святейшеству, поздравляя его со всеми важными датами и событиями. Когда кто-нибудь из тувинских паломников направляется в Индию, на встречу с Далай-ламой, Шериг-оол Ооржак всегда передает с ними свои подарки и книги. Председатель Правительства Тувы часто подчеркивает, что духовное развитие нашей республики происходит по благословению Его Святейшества Далай-ламы. И я полностью разделяю это мнение.

На этот раз Далай-лама уделил тувинской делегации около часа своего времени, и те вопросы, которые были затронуты в ходе этой встречи, безусловно, имели большое значение, ведь разговор шел, в первую очередь, о будущем нашей религии и культуры. О том, что необходимо с самого раннего возраста прививать детям уважение к своим традиционным ценностям. Так мы заложим очень прочный фундамент – основу их дальнейшего совершенствования.

Мы также коснулись перспектив развития буддизма в Туве. Я хочу подчеркнуть, что Правительство Тувы всегда оказывало поддержку развитию всех религий, существующих в республике, и христианству, и исламу, и шаманизму, который является традиционным для нашего народа. Поддержка правительства имеет большое значение, она существенно облегчает работу.

- Как чувствует себя Его Святейшество Далай-лама?

- Его Святейшество в очень бодром настроении. Несмотря на то, что вот уже более 10 лет мы не можем решить вопрос о его посещении Тувы, он сохраняет оптимизм. И мы также думаем, что обязательно придет время, когда мы сможем приветствовать его на нашей земле. Если не в этом году, то в самом ближайшем будущем. По меньшей мере, мы будем прилагать все усилия в этом направлении, особенно сейчас, когда мы почувствовали, что он настроен оптимистично.

Монголия подала нам очень хороший пример, существенно повысив шансы визита Далай-ламы в Россию.

- Летом этого года Туву посетил верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, положив начало тесному сотрудничеству между двумя буддийскими республиками России. Как вы оцениваете перспективы подобного сотрудничества?


- В Калмыкии сегодня наблюдается очень бурное развитие буддизма. В этом я убедилась, побывав там в дни визита в республику Его Святейшества Далай-ламы в декабре 2004. Я искренне сорадуюсь усилиям наших калмыцких друзей, которые столь убедительно восстанавливают буддизм. Я видела, как много построено буддийских храмов и ступ, да и сам визит Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию в 2004 году – это подтверждение их успехов.

Мы искренне благодарны Тэло Ринпоче и всем тем людям, который сумели организовать этот визит, несмотря на огромные препятствия. Я знаю, какая это непростая задача – пригласить Его Святейшество в Россию. Было видно, какие колоссальные усилия они приложили. Я искренне рада за них и считаю, что у Тэло Ринпоче есть огромный потенциал, он может добиться нового визита Его Святейшества не только в Калмыкию, но также в Туву и Бурятию. Мы в Туве возлагаем на него большие надежды. Его визит в Туву оставил очень глубокий след в сердцах людей.

Встреча с ним убедила нас в том, что это учитель очень высокой реализации, и сотрудничество с ним даст многое для развития буддизма в нашей стране.

Беседовала Юлия Жиронкина
www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!

ФОТО

Сострадание, глубокое, как океан…
Анета Бодур-Ооржак на праздновании 10-летия первого
буддийского монастыря в Калмыкии монастыря


Сострадание, глубокое, как океан…
Встреча с монахами тибетского монастыря Гьюдмед в Калмыкии

Сострадание, глубокое, как океан…
Церемония освящения первого большого молитвенного барабана в Кызыле, Тува

Сострадание, глубокое, как океан…
Председатель правительства Республики Тува Шериг-оол Ооржак
вносит пожетвование на строительство молитвенного барабана в Туве


Сострадание, глубокое, как океан…
Его Святейшество Далай-лама с тувинской делегацией
в Улан-Баторе, Монголия