Сохраним Тибет > В Сарнатхе начались философские учения Его Святейшества Далай-ламы

В Сарнатхе начались философские учения Его Святейшества Далай-ламы


20 декабря 2006. Разместил: Ing
19 декабря в Сарнатхе, святом месте в сердце Индии, где Будда Шакьямуни дал живым существам свои первые наставления, начались философские учения Его Святейшества Далай-ламы. Организатором учений выступил расположенный в Сарнатхе институт высшей тибетологии и возглавляемый ламой Зопой Ринпоче Фонд поддержания махаянских традиций (ФПМТ).

Тексты, избранные для объяснения в Сарнатхе, касаются основополагающих и в тоже время наиболее сложных понятий буддизма – бодхичиты (устремления к Просветлению ради счастья всех живых существ) и пустоты. Первый текст, «Комментарий по бодхичитте», составлен выдающимся ученым и философом древнеиндийского университета Наланда Арьей Нагарджуной.

Обращаясь к многочисленным ученикам, приехавшим в Сарнатх из разных уголков земного шара, Его Святейшество Далай-лама задал вопрос, какое определение они могли бы дать тибетскому буддизму? «Недостаточно сказать, что тибетский буддизм – это буддизм Махаяны или Тантраяны, - заметил он. - Если вы дадите такое определение, оно будет неполным. Тибетский буддизм – это буддизм древнеиндийского университета Наланда, включающий учения Тантраяны, Махаяны и элементы Тхеравады».

Второй текст, который будет разъяснен в эти дни в Сарнатхе, носит название «Узнавание моей старой матери». Он составлен наставником Чангкья Ролпа Дордже, родившимся в 1717 году в семье монгольского происхождения в Дзонке. Он был признан третьим воплощением Чангкья Тулку и был приглашен в центральный Тибет седьмым Далай-ламой, чью биографию он впоследствии написал. Владея китайским, маньчжурским и монгольским языками, Чангкья Ролпа Дордже стал инициатором перевода Кагьюра (собрания изречений Будды Шакьямуни) на монгольский и маньчжурский языки. Монгольские императоры высоко чтили его, и он неоднократно получал приглашения посетить Пекин, где построил много монастырей в тибетском стиле. Его сочинения насчитывают девять томов, и спонтанно рожденная поэма о постижении пустоты «Узнавание моей старой матери» занимает в его наследии совершенно особое место.

Его Святейшество Далай-лама традиционно уделяет большое внимание подробному изложению классических философских сочинений, подчеркивая, что их изучение полезно не только для монахов, обучающихся в тибетских философских университетах, но также и для мирян.

«Эти учения должны быть для вас не только источником благословения, но также руководством к изучению буддийской философии», - сказал Далай-лама, обращаясь к прибывшим на учения паломникам из Тибета, среди которых около 300 человек провинции Амдо.

«У нас есть дурная традиция полагать, что эти учения необходимы только монахам. В действительности, лишь Винайя, свод монашеской дисциплины, изучается исключительно представителями Сангхи. Все остальные тексты одинаково полезны и для монахов, и для мирян», - добавил духовный лидер Тибета.

Учения в Сарнатхе продолжатся до 21 декабря и завершатся 22 декабря традиционной пуджей долгой жизни, в ходе которой ученики Его Святейшества Далай-ламы будут просить как можно дольше не оставлять этот мир, наполняя его своей безграничной любовью и состраданием.

www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!