Сохраним Тибет > Дрепунг Гоманг и калмыки
Дрепунг Гоманг и калмыки11 января 2007. Разместил: savetibet |
Категория: Культура и традиции
В Калмыкию часто приезжают высокие тибетские ламы, об истории отношений, связывающих ее с Тибетом известно мало. В этой связи хотелось бы немного рассказать о буддийском монастыре, который в меру своих возможностей оказывает помощь в возрождении религии в Калмыкии. Это буддийский монастырь Дрепунг Гоманг, в котором на протяжении многих лет обучались калмыцкие монахи. Его монастырь основал один из ближайших учеников ламы Зонкавы Джамьян Чоеджи Таши Палден. Однажды при передаче учения "Драгоценной белой раковины" великий Зонкава посоветовал Джамьянгу основать монашеский институт и предсказал, что монастырь станет священным и известным научным центром. В 1416 году Джамьянг Чоёджи основал монашеский университет Дрепунг. Впоследствии под его руководством в этом университете было основано семь институтов, первым из которых стал монастырь Гоманг. В настоящее время сохранилось лишь четыре. Монастырь Гоманг известен многими выдающимися учеными, такими как Друнгу Дакпа Ринчэн, Кэчок Галеб Таклеб, Кункэн Чоеджун Ябсе, Кункэн Джамьянг Шепа, Кунтанг Тонва Донме, наши соотечественники Геше Вангьял, Джунгар Геше Лобсанг и многие другие. В годы расцвета монастыря в нем обучалось более 5000 монахов из Тибета, России, Монголии, Китая, а также гималайских областей. После китайского вторжения в 1959 году всего около ста монахов из монастыря Гоманг сумели покинуть Тибет и последовать за Его Святейшеством Далай-ламой XIV. Благодаря поддержке правительства Индии, покровительству и руководству Его Святейшества Далай-ламы XIV, монастырь начал восстанавливаться, став центром сохранения культуры и духовных ценностей тибетского народа. В этот период он находился в лагере беженцев Бакса. Позже, в 1969 году, переехал на новое место. Из северных провинций Индии - Ладакха, Сиккима, где исповедуют буддизм, а также из Бутана в монастырь приехали на учебу юноши, и к 1980 году здесь уже обучалось более трехсот монахов. В это же время правительство Китая смягчило контроль на границе, и многие жители Тибета, воспользовавшись такой возможностью, покинули родину и прибыли в Индию и Непал. Многие из них поступили в монастырь. Сейчас в нем обучается 1755 монахов, в том числе, 165 студентов из Монголии, 47 - из Бурятии, 15 - из Тывы и 11 - из Калмыкии, а также из других стран. Монахи обеспечены всем необходимым. Что касается калмыцких студентов, то к ним в монастыре особое отношение. В Хардонг Кханцене, структурном отделении монастыря, куда попадают все калмыки, приехавшие на учебу, каждый студент имеет персонального учителя. Надо отметить, что только у калмыков такие учителя. Учитель помогает послушнику изучать язык, знакомит с правилами и распорядком монастырского быта, словом, является его постоянным наставником. Калмыки в монастыре восстановили Цокха Мицен - структурное подразделение в Кханцене, формирующееся по национальному признаку. В него вошли калмыки и часть западных монголов родом из Кукунора и Синьцзяна. Цокха Мицен проводит ежемесячные обряды для устранения преград в учебе, за здоровье родных и благополучие родины. С 1993 года в монастыре прошло обучение 37 калмыков. Здесь изучают 5 основных предметов буддийской философии, среди которых логика, метафизика, диалектика. Малыши посещают монастырскую школу. До восьмого класса они изучают тибетский язык, математику, английский, основы буддизма, обряды и ритуалы. В монастыре монахи имеют возможность овладеть тибетским прикладным искусством и иконографией. Есть также компьютерные курсы и другие дополнительные виды образования. В 1997 году Санджи-лама получил в монастыре Гоманг степень геше-рабжамба. В 2004 году Лобсанг Цун-дю (в миру Виталий Манкиров) стал вторым калмыцким монахом, получившим право сдавать экзамены на звание геше - професора, доктора философских наук. Часть калмыцких монахов, обучавшихся в этом монастыре, работает в Калмыкии, в молебных домах США, в хуруле Санкт-Петербурга. Монастырем Дрепунг Гоманг были направлены в Калмыкию тибетские монахи геше Лобсанг Лхундуб, геше Тхубтен Нима, геше Тензин Дугда и другие, которые многое сделали для возрождения традиционной религии калмыков. Монастырь продолжает оказывать помощь в возрождении буддизма в республике, благодаря усилиям и заботе монахов Гоманг монастыря у нас есть хорошая возможность готовить свои кадры священнослужителей. Связи монастыря с Калмыкией выдержали испытание временем и стали еще крепче. Адъян Кукеев младший научный сотрудник Калмыцкого государственного института Российской Академии Наук Источник: Информационное агентство Республики Калмыкия Бумбин Орн |