Сохраним Тибет > Сила сострадания

Сила сострадания


1 февраля 2007. Разместил: Ing
На прошлой неделе Далай Лама сказал нам следующие слова: «Я долгое время был знаком с одним тибетским монахом. Его посадили в китайский «гулаг» и держали там 18 лет. После освобождения он бежал в Индию вместе с другими тибетцами с целью найти политическое убежище». И затем спокойно продолжил: «Я встретился с ним и попросил рассказать, что ему довелось пережить в тюрьме. Монах ответил, что временами ему угрожала большая опасность. И когда я поинтересовался, откуда исходила эта опасность, он ответил, что очень боялся однажды утратить чувство сострадания к своим мучителям. Вот что такое настоящий буддизм».

Я не являюсь сторонником какой-либо из религий, но провел три дня с Далай Ламой, получая из первых рук сведения о некоторых учениях буддизма. Они особенно заслуживают нашего внимания именно сейчас, когда мы входим в новый год, пытаясь понять, какой глубокий смысл заключен в хрупком слове «мир». Далай Лама говорит с нами просто, как с детьми, время от времени разряжая атмосферу при помощи юмора. С усмешкой на устах он поясняет: «Я сыт по горло формальностями, с самого детства их было более чем достаточно». Конечно, будучи главой тибетского правительства в изгнании и верховным представителем буддийской религии Его Святейшество достаточно поучаствовал в церемониях. И все же он по-прежнему является живым воплощением древнего философского учения о ненасильственной борьбе, именуемого на санскрите «сатьяграха».

Кто-то задал вопрос: «Что вы испытываете по отношению к «врагу», который реально причинил вам боль?» Если вы полагаете, что на этом семинаре присутствовали только преданные последователи учения, то советую призадуматься. Ведь среди публики, сосредоточенно внимавшей Далай Ламе, находились секретарь Министерства Иностранных Дел Индии Шанкар Менон и занимавший этот пост ранее Шиам Саран, ныне возглавляющий переговоры о сотрудничестве между Индией и США в области атомной энергетики. Также среди присутствующих оказались президент ассоциации NASSCOM Киран Карник и прочие общественно-политические деятели. Далай Лама обратился к собравшимся со словами: «Учитесь сочувствовать вашим врагам. Лекго проявлять участие по отношению к тому, кого любишь. Но, испытывая сострадание к своему недругу, вы можете действительно продвинуться в своей практике».

В наш век глобализации, когда благосостояние (читай, покупательская способность) возведено в культ и выдается за единственный способ достижения счастья, Далай Лама говорит о нескольких простых истинах. Первая – это концепция взаимозависимости, внутреннего единства всех сущностей. Газета, которую вы читаете, когда-то была деревом, в свою очередь выросшим из семени, и так далее. В буддизме нет ни начала, ни конца. Нет такого понятия, как Создатель, а есть лишь вера в то, что Будда был человеком, достигшим просветления. «У нас есть возможность пройти этот путь», – сказал Далай Лама. Но для этого необходимо развивать в себе чувство сострадания по отношению ко всем живым существам, проявляя альтруизм, что само по себе дает внутреннее ощущение счастья. Должны быть найдены мирные пути выхода из конфликтных ситуаций, в противном случае мы попадаем на очередной виток наших обид, которые провоцируют жестокость.

Смертный приговор, как в случае с Саддамом Хусейном, замыкает порочный круг насилия. В истории Индии было много примеров борьбы за независимость, но учение Ганди о ненасильственном сопротивлении поражает воображение. Примером сатьяграха сегодня могут служить многие известные личности. Например, Аруна Рой – женщина-борец за право на предоставление информации, к которому ныне она добавила требование провести продовольственную кампанию. А также защитница переселенных народов Меда Паткар. Или организатор женского профсоюза сезонных рабочих и торговцев сельскохозяйственной продукцией Эла Бхатт.

Лидер мьянмской оппозиции, буддистка Онг Сан Суу Кьи сказала: « Я не испытываю чувство неприязни по отношению к людям, лишившим меня свободы, я сострадаю им». Возможно, именно это помогло ей выдержать 10 лет домашнего ареста. Первый демократически избранный премьер-министр Бирмы У Ну, свергнутый со своего поста во время военного переворота 1962 года, был отправлен в тюрьму. Позже, находясь в эмиграции в Индии, этот убежденный буддист вместе с Джавахарлалом Неру выдвинул идею мирного сосуществования, Панчшил, и стал одним из основателей Движения Неприсоединения.

Если пропаганда непротивления злу насилием из уст политического лидера способна вызвать эффект пробуждения масс, то в случае отдельно взятой личности этот принцип может привести к ощущению благополучия и мира в семье и на работе.

По окончании трехдневного семинара Далай Лама вручил каждому участнику белый буддийский шарф и дал свое благословение. Фотографы запечатлели это событие во всех ракурсах, но стало очевидно, что на снимках отсутствует министр иностранных дел Менон. По всей вероятности это был единственный кадр, который не захотело бы видеть правительство Китая, чье неоднозначное влияние на Тибет продолжает усиливаться.

Источник: Times Of India, Сагари Чабра (20 января 2007)
www.savetibet.ru