Сохраним Тибет > Аларскую землю и ее народ благословили ламы
Аларскую землю и ее народ благословили ламы1 марта 2007. Разместил: savetibet |
В Кутулике освятили дуган, который скоро вырастет в большой буддийский комплекс
Важным событием начался святой праздник Белого месяца в Аларском районе. 18 февраля здесь произошло долгожданное для аларского народа таинство освящения дугана, земли, на которой он стоит, и людей, которые здесь проживают. Теперь, чтобы получить совет ламы, жителям Аларского района не нужно ехать в соседний Нукутский район, ведь двери дугана открыты для людей каждый день. Индивидуальный гороскоп на весь год, совет в личной жизни, излечение практически любого недуга - все это подвластно ламе, астрологу и лекарю. Сейчас в Аларском дугане работает Ринчин-лама, а настоятель Баир-лама Будаев был определен сюда еще три года назад. Скоро, надеются местные жители, дуган расширит свою территорию, увеличится количество построек, а на святом месте появится целый молельный комплекс. В дугане захоронили бумбу Пока что дуган в Кутулике лишь обозначает святое место. В Новый год по восточному календарю ламы произвели освещение земли аларской. В землю, где располагается дуган, заложили бумбу - священный сосуд. - Все это происходило на наших глазах, рассказывал журналистам "Окружной правды" главный врач Аларской больницы Роман Дульбеев (районная больница сделала немалый вклад в строительство дугана. - Прим. авт.). - Бумба - произведение сложное и красивое одновременно, состоит из сорока с лишним частей. Здесь и золото, и серебро - чтобы люди были богатыми. Внутрь бумбы положили ячмень, пшеницу, овес, ячмень - все, что растет и производится в нашем районе, чтобы земля давала хороший урожай. Также в бумбе, которая теперь всегда будет храниться под дуганом, есть и ароматические травы. Нужно было почувствовать тот аромат, который исходил от священного сосуда! Заложение в землю бумбы - обычай древний и священный. Издревле бумба была сосудом для хранения освященной воды, который использовался в ритуалах увеличения сроков жизни и достижения благополучия. Итак, аларский храм освятили, попросив у Будды процветания для земли и здоровья для людей. Идея построить дуган появилась давно. В 2000 году в Аларский район приехал из Бурятии Сергей-лама. Он был отправлен сюда самим Хамбо-ламой. В те годы при районной больнице, с подачи главного врача Романа Дульбеева, уже существовало общество буддистов. Строить дацан решили в Кутулике. - Кутулик - райцентр, здесь пересекаются многие пути: и федеральная, и второстепенные дороги, и железная дорога проходит здесь же, - объяснил Роман Васильевич. - Поэтому именно около Кутулика год назад поставили ступу - землю для этого выделила районная администрация. В 2004 году сюда был определен в качестве настоятеля Баир-лама Будаев, из Бурятии же приехал специально обученный строитель. Построен дуган на средства людей, пожертвований, спонсорской помощи. Открытие дугана приурочили к священному празднику Сагаалгану. Молебен провели служители Нукутского дацана. В недалеком будущем из дугана вырастет дацан внушительных размеров - у каждого ламы будет своя резиденция - отдельные домики, где они будут вести прием посетителей. Пока на два района - Нукутский и Аларский - работают четыре священнослужителя: Баир-лама, Чингис-лама, Алдар-лама и Ринчин-лама. Возможно, в дальнейшем только в Аларском дацане будут служить четыре или пять лам. Вокруг дугана вырастут три-четыре молельни, а в главном помещении будут проходить основные молебны. Буддизм развивается Уже тот факт, что в Кутулике до появления дугана образовалось общество буддистов, говорит о многом. Приверженцев буддизма на аларской земле достаточно много. Кроме того, вовсе не обязательно быть буддистом, чтобы прийти в дацан за советом ламы. В дацан может входить любой человек, причем независимо от вероисповедания. Аларский дуган стал вторым буддийским центром, который открылся на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Первый дацан появился в Нукутском районе. Самый же первый в истории Сибири дацан появился в Забайкалье - в 1775 году у хоринских бурят. Уже в 1822 году в Забайкалье было 18 дацанов. В последующее десятилетие общее количество дацанов удвоилось. В Иркутской губернии в первой половине XIX века буддизм укрепился среди аларских бурят, а у эхиритов стал насаждаться лишь в начале XX века, но без особенных успехов. Преобладающим вероисповеданием западных бурят оставался шаманизм. В Аларском районе первый буддийский храм появился в селе Аларь. Построен он был еще в 1815 году. Это был один из старейших дацанов на бурятской земле и один из самых красивых по архитектурному исполнению - четырехъярусный храм, опоясанный колоннами. Аларь - старинное бурятское село - улус, славившийся на всю округу красивым дацаном и белокаменной церковью, расположенными неподалеку друг от друга. Еще в начале прошлого века аларцы чтили всех богов - христианских, ламаистских и шаманских. Справляли шаманский тайлаган и аккуратно посещали в улусе Аларь дацан и церковь. Годы репрессий были трагическими для разных вероисповеданий. Закрывались церкви и дацаны, не обошла беда стороной и Аларский дацан. Его сожгли. Вопрос о возрождении дацана поднимался еще в середине 90-х годов прошлого столетия. И только сейчас на Аларской земле появился буддийский дуган. Начало положено. Источник: Окружная правдаCветлана Канина |