Сохраним Тибет > Путешествия к открытию души: время паломников
Путешествия к открытию души: время паломников2 мая 2007. Разместил: savetibet |
Нам говорят, что мы живем в безбожные времена, однако все больше и больше людей по всему свету пускаются в паломничество, как будто быть на пути к святому месту для нас лучше, чем находиться внутри здания в его конце.
Эти новые пилигримы – христиане и мусульмане, но есть также евреи, буддисты, сикхи, индуисты и джайны. Есть также растущее число тех, кто «не знает»: людей с незначительным интересом к любой установившейся религии, чей брак распался, или чья жена умерла, кто потерял работу или ушел в отставку, и кто решил забыть о времени на пути к чему-то древнему, прекрасному и, по общему мнению, святому; чтобы обдумать свою жизнь. Чистые и неотесанные, благочестивые и беспокойные, те, кто точно знает, куда идут и зачем, и те, кто не имеет опоры, - все в большем числе идут плечо к плечу по этим древним путям. Рост популярности паломничеств в последние 80 лет был потрясающим. В 1925-м 90662 мусульманина совершили хадж, а в 1995-м эта цифра увеличилась более чем вдесятеро. К декабрю прошлого года она удвоилась до двух миллионов и более. В течение столетий интерес к путешествию по «Пути Св. Иакова» - 1000-мильное паломничество к гробнице в Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании, легендарному месту упокоения Св. Иакова – неуклонно убывал: в конце 1980-х лишь горстка паломников приходила каждый день в городской собор. Но потом пришло оживление: к 1998 году их число подскочило с 3500 в год до почти в 10 раз больше, и к 2006-му достигло 100 тысяч. Кумб Мела, индуистский фестиваль на реке Ганг, всегда привлекал огромные толпы, но сегодня они гигантские, самые большие собрания людей, когда-либо известные в истории, насчитывающие десятки миллионов; они даже видимы из космоса. Также в северной части Индии, в месте просветления Будды, дерево боди в Бодхгайя и стоящий рядом храм Махабодхи десятилетиями привлекали монахов и мирских буддистов – но в умеренных количествах. Но, несмотря на репутацию Бихара как одного из самых бедных и наиболее опасных уголков Индии, толпы паломников продолжают множиться. Теперь их более 350 тысяч ежегодно, а маленький город набит монастырями, храмами и центрами медитации. В прошлом месяце индийское правительство ввело железнодорожный маршрут, связывающий Бодгайю с другими крупными местами паломничества буддистов. Однако именно в Европе паломничество, хотя и переживает взлет популярности, проходит также неуловимую смену смысла. В средние века, а для многих верующих и сегодня, паломничество в Лурд или Меджугорье было подобно хаджу для мусульман или погружению в Ганг для индуистов. Но значительный рост числа западных паломников сегодня происходит не из стремления к чудесам, а из необходимости свести свою жизнь к наипростейшим ее элементам. В августе преподобный Эдвард Кондри (Edward Condry), англиканский священник и церковный казначей кафедрального собора в Кентербери, возглавит группу из 30 паломников на велосипедах, совершающих путешествие от Кентербери в Рим вдоль восстановленной Виа Франчигена (Via Francigena), древней сети современных дорог и восстановленных проходов, которую Совет Европы в 1994-м провозгласил «Маршрутом культуры». «Благодаря Томасу А. Беккету, - говорит Кондри, - в средние века Кентербери был одним из четырех великих мест паломничества, вместе с Сантьяго, Иерусалимом и Римом. Но Реформация его погубила. Взгляд Кальвина был типичным: паломничество, говорил он, никому не принесло спасения». «Даже сегодня мы, протестанты, чувствуем себя странно в таких местах, как Лурд. Но для меня паломничество является доминирующей метафорой того, чему уподобляется вера: путешествие воплощает дух веры». Кондри также путешествует в Сантьяго, совершая 1000-мильное паломничество за неделю; по неделе в год. Наверняка самые подлинные современные паломничества подобны тем, что совершил Далай-лама, когда побывал в Лурде и у Стены плача в Иерусалиме, или те христиане, что были с ним в Бодхгайе. Как объясняет Кондри, целью паломничества больше не является место. «Путешествие – это такая минималистская активность, - говорит он, - чем меньше у вас в рюкзаке, тем лучше, и с этим избавлением от имущества вы остаетесь пугающе незащищенным. Именно в этом значение паломничества. Достичь Сантьяго важно – но хочу ли я на самом деле достичь Сантьяго?» Источник: Belfast Telegraph Peter Popham Фото: основные места паломничества в мире Перевод: Валерий Никольский |