Сохраним Тибет > Далай-лама ХIV: «Необходимо убрать из школьных программ все попытки представлять «чужих» в черном цвете»
Далай-лама ХIV: «Необходимо убрать из школьных программ все попытки представлять «чужих» в черном цвете»23 июня 2007. Разместил: Ing |
Старая тибетская пословица гласит: никто точно не знает, что наступит раньше — следующая жизнь или завтрашний день.
На прошлой неделе в Национальном университете «Киево-Могилянская академия» состоялся круглый стол «Далай-лама ХIV как мыслитель», посвященный одному из самых выдающихся наших современников — мудрому и справедливому Далай-ламе ХIV. Как известно, после оккупации Тибета китайскими войсками молодой тогда Далай-лама, духовный глава тибетских буддистов, был вынужден иммигрировать и обосновался (со значительной частью населения Тибета) в Индии — по приглашению тогдашнего премьер-министра Джавахарлала Неру. Сегодня Далай-лама — один из самых известных и уважаемых людей планеты, защитник мира, справедливости, духовных ценностей и религиозного согласия; он кавалер многих почетных международных наград, в том числе Нобелевской премии мира. Как свидетельствуют результаты международных опросов, население некоторых стран, в частности Германии, избрало бы именно Далай-ламу на должность «Руководителя планеты». Далай-лама написал более 60 книг, которые переводятся на многие языки и интересны практически всем — простым людям, политикам, ученым. Одной из самых популярных его книг является «Этика в новом тысячелетии», которая сегодня доступна украинским читателям. Как это ни странно, но при чтении этой книги создается впечатление, что много мыслей и убеждений Далай-ламы «выросло» на украинской почве. Вот, например, он говорит о том, что далеко не все события нашей жизни заранее предопределены так называемой кармой («карма» — санскритское слово, которое переводится как «действие»). Оно обозначает действующую силу, причем подразумевается, что будущие события возникают в результате наших собственных поступков в прошлом и настоящем. Но утверждать, говорит Далай-лама, что карма предопределяет (независимо от нас) ход всей нашей жизни, совершенно неверно. Итак, кто формирует карму? Конечно же, мы сами — тем, как думаем, говорим, желаем, действуем или не действуем. «Правильное понимание причин и следствий предполагает, что мы не только не беспомощны на пути жизни, но можем многое сделать для того, чтобы повлиять на размеры своих страданий в будущем». (Здесь и ниже по книге «Этика в новом тысячелетии», 2006) Чрезвычайно актуальны рассуждения Далай-ламы также о «карме стран и народов» (а не личности). В переводе на западный язык, здесь идет речь об общей ответственности за то, что случается в обществе: «Даже в самых демократический странах можно слышать, как политики дают далекие от реальности обещания на случай своего избрания. Но эти люди не упали с неба. Я убедился в том, что если в какой-либо стране политики коррумпированы, можно с большой вероятностью ожидать, что и обществу этой страны не хватает моральности и что люди, которые населяют страну, также (в масштабах своих возможностей) коррумпированы. Но если народ честен, следует моральной дисциплине, защищает слабых, то избранные им руководители будут уважать те самые ценности. Таким образом, ответственность всегда лежит не только на лидерах стран или на тех, кого назначили или избрали на те или другие должности, — она является функцией каждого из нас персонально». Чрезвычайно актуальны — особенно для сегодняшней Украины — мысли Далай-ламы о религии, вернее — о религиях мира, о людях верующих и неверующих. Ниже приводится несколько его высказываний по этому вопросу из книги «Этика в новом тысячелетии», которые свидетельствуют об искреннем уважении автора ко всем другим религиям мира. Не будет преувеличением сказать, что мало было (и есть сегодня) религиозных деятелей такого ранга, которые могли бы сравниться с Тибетским лидером в широте взглядов, в понимании проблем других религий и народов, в терпимости. «Я уверен, что можно говорить об этике и морали, не обращаясь к религии. Мы вынуждены принимать этику как незаменимое средство взаимосвязи между своим желание быть счастливым и чужим желанием того же. Обмен личным опытом помог мне осознать огромную ценность каждой из основных религиозных традиций и заставил меня глубоко уважать их. Для меня буддизм остается самым драгоценным из путей. Но это не означает, что я считаю его лучшей религией для каждого; я не считаю также, что каждый человек должен быть верующим. Встречи с самыми разными людьми по всему свету помогли мне понять, что другие веры и другие культуры способны дать личности не меньше возможностей вести творчески насыщенную духовную жизнь (чем буддизм)... Более того, я пришел к выводу, что не имеет особого значения, является ли человек приверженцем какой-либо религии или нет. Намного важнее, чтобы он был просто хорошим человеком. Я считаю способность к сопереживанию одним из самых важных наших свойств. Для одного человека может существовать только одна религия, одна истина. Однако для человеческого общества в целом мы должны принять концепцию «много истин, много религий». И развивать в себе подлинное чувство религиозного плюрализма. Самое значительное препятствие для межконфессионального согласия — недостаточное уважение к ценностям других традиционных вер, а значит — к выбору других людей. То, что религия всегда была одним из главных источников конфликтов на земле — прискорбный факт в истории человечества. Хотя большинство из почти шести миллиардов жителей планеты и заявляет о своей принадлежности к той или иной религиозной традиции, влияние религии на жизнь людей сегодня в целом незначительно, особенно в развитых странах. Можно также с достоверностью заключить, что мы, люди, можем вполне сносно существовать и без помощи религиозных убеждений. Я полагаю, что, если рассматривать главные мировые религии в самом широком аспекте, мы обнаружим, что все они — буддизм, зороастризм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и другие — направлены на то, чтобы помочь людям достичь непреходящего счастья. И, по моему мнению, каждая из религий может этому способствовать. В отсутствии простых человеческих чувств, религия, политика, экономика и многое другое становятся грязными. Между внешними проявлениями политика и его внутренней жизнью не должно быть никакого несоответствия». В книгах Далай-ламы уделяется внимание и таким вопросам, важность которых во многих странах, в том числе в Украине, все еще не осознаются в надлежащей мере ни обществом, ни властью. Например, когда речь идет о воспитании в детях уважения к чужим обычаям и религиям. Далай-лама пишет: «Важно и необходимо убрать из школьных программ все попытки представлять «чужих» в черном цвете (как это все еще имеет место в школьных учебниках Украины). Более все необходимо убеждать наших детей в том, что различия между «моей страной» и «твоей страной», «моей религией» и «твоей религией» — это вопросы второстепенные». Круглый стол, посвященный Далай-ламе, проходил при активном участии молодых ученых Института философии Григория Сковороды, Института востоковедения им. Крымского и Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенкив: Юрия Завгородного, Иванны Отрощенко, Анастасии Стрелковой, Евгения Осауленка, а также представителя буддийского ордена из Донецка Сергея Филоненка. Организовали круглый стол Юлия и Олег Ткаченки. В Киеве это было первое публичное обсуждение, посвященное феномену Далай-ламы ХIV. Интересно отметить, что на обсуждение пришли не только ученые, но и довольно много людей, которых интересует жизнь, деятельность, мысли Далай-ламы. Работа Круглого стола, однако, не полностью соответствовала подготовленной программе, в которую, кроме докладов молодых ученых, были включены также выставка «Сила сострадания», рассказывающая о жизни и деятельности лидера Тибета (выставка с большим успехом демонстрировалась в Украинском доме) и фильм «Кундун», показанный во многих странах. К большому сожалению присутствующих, выставка и фильм были исключены из программы Круглого стола вмешательством Посольства Китая в Украине. Как оказалось, китайские дипломаты обратились к администрации Киево-Могилянской академии и попросили убрать из программы выставку и фильм, посвященные Далай-ламе ХIV в изгнании. К большому сожалению, администрация Национального университета «Киево-Могилянской академии» поспешила удовлетворить ходатайство Китайского посольства, даже не связавшись, по-видимому, с Министерством иностранных дел Украины. Все это весьма унизительно для страны, которая свою свободу слова считает почти единственным положительным завоеванием последних лет. Закончим еще одним высказыванием Тибетского изгнанника: «Этичное состоит в не причинении зла». Клара ГУДЗИК, «День» |