Сохраним Тибет > Верховный лама Калмыкии: «Хамбо-лама Бурятии должен сделать шаг»
Верховный лама Калмыкии: «Хамбо-лама Бурятии должен сделать шаг»25 июня 2007. Разместил: savetibet |
В конце июня Бурятию посетил верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, с чьим именем сегодня неразрывно связаны усилия по организации визита в Россию духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы.
Находясь в Бурятии по пути в Монголию и Туву, Тэло Тулку Ринпоче посетил целый ряд действующих в республике буддийских общин. Однако наиболее важным событием этого визита стала официальная встреча главы буддистов Калмыкии с Хамбо-ламой Бурятии Дамбой Аюшевым в его резиденции в Иволгинском дацане. В силу разных причин духовные лидеры двух буддийских республик России не встречались более десяти лет. Безусловно, они не могли не коснуться вопроса визита Далай-ламы в Россию… - Уважаемый Ринпоче, буквально несколько дней назад завершился Ваш визит в буддийскую республику Бурятия. Если судить сегодня по публикациям в прессе и высказываниям представителей буддийских общин России, получается, что из всех трех буддийских республик (Калмыкии, Бурятии и Тувы), положение дел в Бурятии вызывает наибольшее число противоречивых суждений. Что увидели Вы? Я приехал в Бурятию после долгого перерыва, и преследовал несколько задач. Во-первых, я был заинтересован в установлении тесных контактов и открытого диалога. Я также надеялся почерпнуть из общения с бурятскими буддистами те или иные новые идеи, ведь они прошли тот же путь, что и буддисты Калмыкии. И в будущем, как я полагаю, мы будем идти одной дорогой. На мой взгляд, атмосфера в Бурятии сегодня существенно изменилась по сравнению с моим прошлым визитом. В начале 90-х, когда я был здесь в последний раз, были еще живы величайшие буддийские философы и великие ламы. Но сегодня все они ушли, и новое поколение буддистов вступает в свои права. Поэтому все выглядит совершенно иначе, нежели это было прежде. В целом же, я считаю преждевременным делать окончательные выводы о ситуации в Бурятии, ведь я встречался с несколькими буддийскими общинами, и каждая из них представляет положение вещей по-своему. И в силу того, что я долго не был в Бурятии, и у меня нет здесь каких-либо долговременных проектов, мне довольно трудно судить, кто из них прав, а кто нет. - В рамках этого визита в Бурятию Вы посетили Иволгинский дацан. Накануне, в интервью бурятской телекомпании «Тивиком», Вы сказали, что смотрите на предстоящую встречу с Хамбо-ламой Бурятии Дамбой Аюшевым с большим оптимизмом. Как прошла эта встреча, и почерпнули ли Вы что-нибудь для себя? Я знаком с Дамбой Аюшевым уже много лет, однако в последний раз мы встречались довольно давно. Это была наша первая встреча после более чем десятилетнего перерыва. Направляясь в Бурятию, я не собирался вмешиваться в чужие дела. Моей целью было, как я уже сказал выше, установить дружественные отношения, поскольку в будущем мы можем быть полезны друг другу. Таковы были мои намерения. Для меня слишком рано судить, прав ли Дамба Аюшеев или же он совершает ошибку. Но я целиком поддерживаю его стремление упорно трудиться ради сохранения исконной культуры и традиций Бурятии, ведь я всегда подчеркиваю в Калмыкии, что буддийская культура наших республик уникальна. Она сохранялась на протяжении многих веков, и нам очень важно не утратить ее теперь. Хамбо-лама Бурятии в нашей беседе уделил огромное внимание именно этому аспекту, и это прекрасно. Второе, что меня порадовало - Дамба Аюшеев подтвердил свою готовность к укреплению сотрудничества с тибетским монастырем Дрепунг Гоманг, где монахи из Монголии, Калмыкии, Бурятии и Тувы учились на протяжении многих веков. Хамбо-лама Бурятии считает своим долгом поддерживать эту традицию, и это замечательно. Он хочет сохранить ту связь, которая существовала между монголами, калмыками, бурятами, тувинцами и тибетцами, ведь у этих взаимоотношений очень древняя история. Сохранить их очень важно, и я высоко ценю готовность Хамбо-ламы двигаться в этом направлении. И дело не только в том, что я сам обучался в этом монастыре, или что в нем сегодня обучаются калмыки и буряты. Эта связь имеет уникальное историческое значение, и я прилагаю большие усилия на территории Калмыкии, чтобы ее сохранить. - Таким образом, Вы рассматриваете возможность сотрудничества с Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым и другими буддийскими общинами Бурятии? Не знаю, насколько здесь можно говорить о сотрудничестве, но мы, безусловно, можем обмениваться мнениями и, обмениваясь мнениями, учиться друг у друга. С финансовой точки зрения, буряты ничем не могут помочь калмыкам, и, наоборот, мы, калмыки, не можем оказать бурятам финансовую помощь. Ведь буряты сегодня в стадии восстановления буддизма – я видел очень много строящихся храмов, и тот же процесс происходит сейчас в Калмыкии. Но хотя мы не способны оказать друг другу финансовую помощь, мы, безусловно, можем, поддерживать друг друга морально. - На встрече с Вами в Иволгинском дацане Дамба Аюшеев подтвердил, что будет рад принимать в Бурятии Его Святейшество Далай-ламу, хотя его нередко обвиняют в обратном. Не могли бы поподробнее рассказать о его позиции в этом вопросе, поскольку это интересует многих? У этой медали две стороны: первая – это то, что Дамба Аюшеев озвучил в нашей личной беседе; и вторая – это то, что он говорит прессе. Между этими двумя пластами есть большие противоречия. С другой стороны, пресса есть пресса, и ей порой свойственны преувеличения. Как бы то ни было, в нашем личном общении Дамба Аюшеев не сказал ни одного слова против Его Святейшества Далай-ламы, иначе бы наши позиции сразу разошлись. Я надеюсь, что Дамба Аюшеев, действительно, будет рад принимать Его Святейшество Далай-ламу в Бурятии, и что он будет придерживаться этой позиции впредь. И если все будет обстоять именно так, то я не вижу проблем в общении между нами. Здесь есть еще один момент. Дамба Аюшеев сказал мне, что неоднократно обращался к российским властям с просьбой выдать визу Его Святейшеству Далай-ламе для посещения Бурятии и всякий раз получал отказ. А я - такой человек, сказал он, который спрашивает один раз, второй раз, третий раз, а затем ставит точку. Мне кажется, это недостаточно обдуманная позиция. Ведь Его Святейшество Далай-лама – это совершенно особый случай, и мы не можем подходить к нему с обычными мерками. Его Святейшество Далай-лама много путешествует, встречается со многими людьми, и у него очень жесткий график. Нам крайне необходим его визит в Россию; люди, с которыми я встречался, искренне хотят его видеть. Очень многие буряты-миряне приходили ко мне со словами: «Мы очень завидуем Калмыкии, завидуем, что у вас такой президент, и очень надеемся увидеть Далай-ламу в Бурятии. Пожалуйста, помогите нам». И они плакали … Я знаю, что Его Святейшество Далай-лама хочет посетить Бурятию, и бурятский народ ждет этой встречи. И, являясь главой буддистов Бурятии, Хамбо-лама Дамба Аюшеев должен сделать шаг. Он должен сделать его не ради себя, но ради людей. И если он добьется приглашения Его Святейшества Далай-ламы в Бурятию, это будет огромный плюс для института Хамбо-ламы, для развития буддизма и для народа Бурятии. - В ходе своего визита в Бурятию Вы также встречались с представителями центра «Ринпоче-Багша» Еше Лодоя Ринпоче, с бывшим Хамбо-ламой Бурятии Чойдоржи Будаевым, с другими буддийскими общинами, которые в той или иной степени находятся в оппозиции к действующему Хамбо-ламе Дамбе Аюшеву. Как Вам кажется, возможно ли перемирие? В целом, все они говорят о восстановлении буддизма, о возрождении древних традиций. Перед ними стоят одинаковые задачи, и я до конца не могу понять, в чем именно состоят неразрешимые противоречия, разделяющие различные буддийские общины Бурятии. Но я искренне хочу надеяться, что придет тот день, когда представители всех буддийских общин Бурятии соберутся вместе, расскажут друг другу о своих проблемах и придут к общему мнению. Конечно, у каждого человека свой взгляд на вещи, свое мировоззрение, свои методы взаимодействия с миром. Но если буддисты Бурятии начнут открытый и мирный диалог с чистым намерением устранить разногласия, то любые внутренние противоречия могут быть разрешены. А если будет единство в рядах буддистов Бурятии, то мы можем двигаться дальше – начать сотрудничество с буддистами Калмыкии и Тувы, взглянуть на ситуацию с точки зрения более широкой перспективы и понять, каким образом мы можем возродить буддизм не только в отдельно взятой республике, но и в России в целом. - Готовы ли Вы в какой-то мере способствовать этому миротворческому процессу, ведь судя по всему, обе стороны питают к Вам определенное доверие? Не знаю, можем ли мы говорить о доверии, но очевидно одно – очень многие видели или, по меньшей мере, слышали о том, чего мы достигли в Калмыкии, и они хотели бы видеть подобное развитие и в Бурятии. Что касается помощи, мне трудно сказать что-то определенное, поскольку я плохо знаю бурятский менталитет. Но если потребуется моя помощь как посредника в этом переговорном процессе, я буду более чем рад оказать ее. Конечно, если меня об этом попросят. - Вы сказали в интервью телекомпании «Тивиком», что планируете теперь чаще бывать в Бурятии. Это, действительно, так? Да, но не для того, что продвигать здесь свои идеи, высказывать критику в чей-либо адрес, или ступать на чужую территорию. Я лишь хочу лучше понять сложившуюся ситуацию и ближе познакомиться с людьми. В этих целях я, безусловно, хотел бы приехать снова. Беседовала Юлия Жиронкина www.savetibet.ru - Сохраним Тибет! Смотрите также: Верховный лама Калмыкии в Бурятии: «Я забочусь обо всех буддистах России». Эксклюзивное интервью телекомпании «Тивиком» (Улан-Удэ, Бурятия) |