Сохраним Тибет > Гнев китайского дракона

Гнев китайского дракона


4 июля 2007. Разместил: savetibet
Украинские почитатели духовного и политического лидера тибетцев в негодовании: в Киеве уже второй раз за год сорвана выставка фотографий Далай-ламы XIV.

Киево-Могилянская Академия закрыла фотовыставку из-за письма посольства Китайской Народной Республики, в котором оно «настоятельно просит» (это прямая цитата) «принять решение не разрешать в пределах Университета организации выставок и кинофильмов любого рода, связанные с Далай-ламой XIV и его сепаратистской деятельностью». Выставка была закрыта в день её открытия – 15 июня. Инициатор выставки Олег Ткаченко из организации «Спасём Тибет» считает, что выставку закрыли именно из-за давления китайского посольства (подобная история произошла в феврале в Украинском Доме).

Кандидат философских наук Юрий Завгородний, участник состоявшегося 15 июня в НаУКМА круглого стола «Далай-лама XIV как мыслитель», присутствовал при встрече вице-президента НаУКМА и двух секретарей посольства КНР. Мы поговорили с г-ном Завгородним о причинах довольно жёсткой реакции Китая на инициативы, связанные с духовным лидером Тибета.

- Китай на самом деле очень раздражителен, когда речь идёт о Далай-ламе, Тибете. Они стараются максимально «гасить» любую активность тех, кто интересуется тибетским лидером. Они считают – если кто-то говорит о Тибете, то делать это нужно в русле китайской пропаганды. Если это выходит за рамки гражданской акции и встречает поддержку со стороны государственных организаций, то для Китая это сигнал – нужно действовать оперативно, чтобы тенденция не распространилась дальше. Китай – «конфуцианско-коммунистическое» государство, и все государственные структуры Китая как правило работают напрямую с госструктурами других стран. Поэтому на выставку о Далай-ламе в Киево-Могилянской академии китайское посольство отреагировало резко – обратилось с нотой протеста к администрации КМА. Я присутствовал на встрече одного из вице-президентов Академии [это Владимир Моренец, вице-президент по научно-учебным студиям - Фокус], с двумя советниками посольства КНР. Что интересно - они обратились с нотой протеста не в МИД, как мне кажется, должно было быть. В этой ноте была прямо и грубо высказана их позиция: Далай-лама - воплощение тибетского сепаратизма, и выставка означает, что украинская сторона не разделяет мнение Пекина о территориальной целостности Китая.

- Что такого уникального в личности Далай-ламы XIV, почему множество людей во всём мире так его уважают?

- Далай-лама многим известен как лауреат Нобелевской «Премии мира» - это серьёзная оценка его деятельности. Кроме этого он является духовным лицом и главой одной из тибетских буддистских школ. Он не просто функционер, а именно практикующий монах. Если почитать его работы, можно понять что он много занимается буддийскими практиками или тем, что называют латинизмом «медитация». То есть это человек, который имеет серьёзный духовный глубинный религиозный опыт.

Помните, Платон считал, что государством должны управлять философы? То есть настоящая элита, люди, которые имеют во-первых духовный опыт, во-вторых – ум, в-третьих – находятся при власти. И уникальность Далай-ламы в том, что он и есть этот идеал или приближение к идеалу, когда человек в себе сочетает все эти черты. Это действительно духовный лидер нации. И ещё он смог подняться над интересами своего народа, которого пускай 6-7 миллионов, но всё равно он заслуживает более счастливой судьбы.



Выступление Далай-ламы в Тайване, 1997 г.

Далай-лама предлагает в своей книге «Этика для третьего тысячелетия» новое видение мира для всего человечества. Он призывает к этому пути всех - он выходит за границы исключительно тибетского или буддистского пути. Тут Далай-лама напоминает чем-то Иоанна Павла ІІ. Разница в том, что Далай-лама призывает к диалогу не только тех, кто исповедует его религию, не только светские власти. Он сотрудничает с учёными: практика буддизма имеет много удивительных примеров, которые современной наукой не объясняются, или же современная наука только подходит к изучению этих феноменов, насчитывающих в буддизме 2,5 тыс. лет. И Далай-лама говорит о диалоге между наукой и буддизмом. С его участием в многих странах проходят симпозиумы и научные конференции. Он человек открытый и любознательный. И потому, к нему тянутся учёные, которые ищут духовные ценности и ответы на сложные вопросы.

- Но почему независимый университет пошёл на компромисс и раньше времени закрыл выставку?

- Каковы мотивы были у г-на Моренца [вице-президент НаУКМА] и г-на Брюховецкого [президент НаУКМА - Фокус] - я не знаю. Со стороны Могилянки было заявлено: университет не будет университетом, если он будет запрещать научные мероприятия с обсуждением известных трудов выдающихся людей. Это будет смешно. Круглый стол удалось отстоять, хотя они были настроены и против него. Наверное, выставка их больше интересовала и они, в конце концов, поняли, что «2:0» не будет – нужно добиться счёта в «1:1».

Относительно закрытия фотовыставки - ну, может испугались активности китайцев, был такой эмоциональный и психологический эффект. Не каждый день приходят первые секретари посольства и устраивают скандал. Возможно, были опасения, что это пойдёт дальше: китайцы сказали, что обратятся с нотой протеста и к Николаенко, министру образования. И наконец, если сейчас есть контакты между университетом и КНР, намекнули – всё это могут прекратить. Сейчас в Академии есть Центр востоковедения, который собирается сотрудничать с китайцами. Есть планы открыть институт Конфуция в самой Академии. Об этом сказал один из советников.



Посвящение Ямантаки. Монастырь Гьюмед. Индия, 2004 г.

Я был удивлён, что позволяют себе эти два секретаря посольства КНР. Если бы они находились в Польше, не говоря о Франции или Германии, то вели бы себя значительно сдержаннее. А тут позволили себе повышать голос... И вице-президент Академии должен был их несколько раз успокаивать. А затем они вообще перешли на межгосударственный уровень и отметили, что Китай ведь не позволяет себе поддерживать сепаратизм в Украине – крымский, например или другой. А вы мол, себе это позволяете.

Много лет интерес к тибетской культуре в Украине не выходил на общественный уровень. У наших соседей – в России, Чехии, Польше - это всегда было на достаточно высоком уровне. Там были как поражения, так и успехи. В Россию власти то разрешают Далай-ламе прилетать, затем китайцы находят некие аргументы – и вот уже он персона нон-грата. В этом году в Брюссель его не пустили.

Владимир Моренец: выставку никто не запрещал

Вице-президент НаУКМА Владимир Моренец считает, что ничего чрезвычайного не случилось: комплекс мероприятий – круглый стол, кинопоказ фильма и выставка – проведены так, как это планировалось:

- У нас с представителями посольства был долгий разговор, достаточно контроверсийный. Дело в том, что акция, которая у нас состоялась, я хотел бы подчеркнуть – состоялась в полном формате, с выставкой и демонстрацией фильма – была запланирована кафедрой философии. Это было научно-исследовательское мероприятие, оно проводилось не кафедрой политологии, а кафедрой философии. Это мероприятие не было вмешательством во внутренние китайские этнополитические и тем более территориальные проблемы. Работники посольства, наоборот, прочитывали и саму акцию, и выставку, посвящённую персоне Далай-ламы, как вмешательство в их территориальную этнополитическую проблематику. Я от имени университета заявил, что политический аспект не есть предметом данной акции. Это одно из наших научных мероприятий: мы обсуждаем и исследуем все явления современного мира. Это им не понравилось.

- Можно сказать, что встреча, которая состоялась 15 июня, была компромиссом? Юрий Завгородний, который был на встрече, отметил, что китайские дипломаты намекали на затруднения в возможных общих с Академией проектах.

- Я не знаю, о чём Завгородний говорит. Ни в одном разговоре с Брюховецким и со мной этого не звучало. Мало ли какие могут быть возможные проекты! Но наоборот, присутствие любых посторонних мотиваций придавало бы разговору и ситуации нехороший акцент торга, который не может иметь места в университетской интеллектуально-научной жизни. Вы ведь понимаете, что сегодня можно за какие-то преференции запретить или разрешить что-то одно, а завтра можно утратить ясную интеллектуально-духовную ориентацию университета. Поэтому это просто не могло быть предметом обсуждения.

Возможно, Завгородний услышал что-то такое… Но если они действительно это имели ввиду, но с таким подходом они имеют все возможности найти иного партнёра – не Киево-Могилянскую Академию.

Относительно компромисса – я считаю, что компромисс был с нашей стороны в том, что мы встретились с дипломатами, выслушали их требования и утверждения, много интересного для себя открыли и проявили в этом дипломатическую корректность. Вот и всё: мы выслушали и сделали так как было запланировано.

- Но не было показа второго фильма, который был в программе.

- Я не знаю, может быть организаторы из Института философии планировали и три фильма для себя показать. Но нужно думать о том, что у нас сейчас идут выпуски дипломников – это формат, требующий времени. А они отработали со второго часу дня до семи. Круглый стол мы провели. Я так прямо и заявил представителям посольства: если, например, завтра китайская власть объявит Конфуция врагом человечества, нам что – не проводить диспуты вокруг конфуцианства или исключить его из академических курсов?

Источник:
ФОКУС
Иван Бабошин