Сохраним Тибет > Страсбургское предложение

Страсбургское предложение


11 августа 2007. Разместил: Lotos
Обращение Его Святейшества Далай-ламы
к членам Европейского парламента в Страсбурге
15 июня 1988


Мир, в котором мы живем, сегодня взаимозависим, как никогда. Проблемы одной нации невозможно решить только лишь усилиями самой этой нации. Если мы не проникнемся чувством всеобщей ответственности, то само наше существование окажется под угрозой. Именно потому я лично всегда был уверен в необходимости лучшего понимания, более близкого сотрудничества и взаимного уважения между разными странами мира. Европейский парламент являет собой вдохновляющий пример такого сотрудничества. Всего лишь на протяжении одного поколения люди, пережившие хаос войны, бывшие в прошлом непримиримыми врагами, научились сотрудничеству и сосуществованию. И потому мне особенно приятно выступать сегодня перед собравшимися здесь членами Европейского парламента.

Как вам известно, моя страна, Тибет, переживает сейчас очень сложный период. Тибетцы, особенно те, кто живет под властью китайской оккупации, жаждут свободы и справедливости, они хотят сами выбирать свое будущее, стремятся к сохранению своей уникальной национальной самобытности и хотят жить в мире с соседями.

На протяжении многих сотен лет мы, тибетцы, придерживались духовных и экологических ценностей с тем, чтобы сохранить хрупкое природное равновесие высокогорного плато, на котором расположена наша страна. Черпая вдохновение в учении Будды о ненасилии и сострадании, окруженные и защищенные со всех сторон горами, мы стремились уважать все формы жизни и последовательно отказывались от войны как инструмента государственной политики.

Наша история, насчитывающая более двух тысячелетий, всегда была историей независимости. Ни разу с момента основания нашего государства в 127 до н.э. тибетцы не уступали свой суверенитет другой державе. Были периоды, когда наши соседи – монголы, маньчжуры, китайцы, англичане и непальские гуркхи – пытались распространить свое влияние на Тибет. Но эти периоды были краткими, и тибетцы никогда не расценивали их как потерю своего национального суверенитета. Были в истории также и случаи, когда тибетские правители завоевывали обширные территории Китая и других соседних государств. Однако это не означает, что сегодня тибетцы имеют право требовать возврата этих территорий.

В 1949 г. Китайская Народная Республика силой захватила Тибет. С этого момента Тибет переживает самый темный период своей истории. В результате оккупации более миллиона тибетцев погибли. Тысячи монастырей превращены в руины. Выросло целое поколение, лишенное образования, экономических перспектив и чувства национальной самобытности. И хотя нынешнее руководство Китая осуществило некоторые реформы, оно также способствовало массовому переселению китайцев на Тибетское нагорье. Эта политика уже привела к тому, что шесть миллионов тибетцев стали национальным меньшинством в собственной стране. Говоря от имени всего тибетского народа, я должен с печалью заявить вам, что наша трагедия продолжается.

Я всегда призывал свой народ не прибегать к насилию в их борьбе за избавление от страданий. Но я также уверен, что любой народ имеет моральное право на мирный протест против несправедливости. К сожалению, китайская полиция и военные жестоко подавляют любые демонстрации в Тибете. Я и в дальнейшем буду призывать к ненасилию, однако, если Китай не откажется от своих жестоких методов, ответственность за дальнейшее ухудшение ситуации не должна ложиться на одних лишь тибетцев.

Каждый тибетец надеется и возносит молитвы о полном восстановлении государственной независимости Тибета. Тысячи людей пожертвовали своими жизнями, и вся наша нация страдает в этой борьбе. Даже в последние месяцы тибетцы храбро жертвовали собой во имя достижения нашей драгоценной цели. Китай же со своей стороны полностью отказывается признавать чаяния тибетского народа и продолжает политику жестокого подавления.

Я долго думал о том, как найти практическое решение проблемы бедственного положения моего народа. Мой кабинет министров и я спрашивали совета многих друзей и заинтересованных лиц. В результате 21 сентября 1987 г. на Совете Конгресса США по правам человека в Вашингтоне я представил «Мирный план по Тибету из пяти пунктов». В нем я призвал превратить Тибет в зону мира, заповедный край, в котором люди будут жить в гармонии с природой. Я также призвал к уважению прав человека и идеалов демократии, защите окружающей среды и прекращению массового переселения китайцев в Тибет.

Пятый пункт плана призывает Тибет и Китай начать переговорный процесс. В этой связи мы постарались сформулировать некоторые идеи, которые могли бы послужить основой для разрешения тибетского вопроса. Сегодня я хотел бы воспользоваться этой возможностью и ознакомить уважаемое собрание с нашими основными мыслями по этому поводу.

Весь Тибет, известный как Чолка-Сум (У-Цанг, Кхам и Амдо), должен стать единой политической единицей с демократическим самоуправлением, созданной на основе законодательства и с согласия населения, в интересах всеобщего блага, защиты людей и окружающей среды, в сотрудничестве с КНР.

Правительство КНР может по-прежнему нести ответственность за внешнюю политику Тибета. При этом правительство Тибета через свое министерство иностранных дел будет самостоятельно развивать и поддерживать международные отношения в области религии, торговли, образования, культуры, туризма, науки, спорта и в других неполитических сферах. Для этого Тибет должен войти в состав соответствующих международных организаций.

Правительство Тибета должно быть сформировано на основе конституции. В конституции должны быть заложены принципы демократического управления, при котором на правительство ложится задача обеспечить экономическое равенство, социальную справедливость и охрану окружающей среды. Это означает, что правительство Тибета будет иметь право принимать решения по всем вопросам, касающимся Тибета и его населения.

Поскольку подлинным источником развития общества является свобода личности, правительство Тибета будет стремиться обеспечить такую свободу, действуя в полном соответствии с принципами, изложенными во Всемирной декларации прав человека, включая свободу слова, свободу собраний и вероисповедания. Правительство Тибета будет особо охранять и развивать религиозные свободы, так как на религии основана национальная самобытность тибетцев, а духовные ценности лежат в самом сердце богатой культуры Тибета.

Правительство должно состоять из избранного народом главы правительства, двухпалатного законодательного органа, а также независимой судебной системы. Штаб-квартира правительства должна находиться в Лхасе.

Социально-экономическая система Тибета должна быть построена, исходя из интересов тибетского народа, и с учетом необходимости повысить уровень жизни всего населения страны.

Правительство Тибета примет строгие законы, защищающие диких животных и растения. Разработка природных ресурсов будет тщательно регулироваться. Должен быть наложен запрет на производство, испытание, хранение ядерного и других видов оружия, а также на использование атомной энергии и других технологий, создающих опасные отходы. В задачу тибетского правительства будет входить превращение Тибета в крупнейший природный заповедник на планете.

Необходимо провести региональную конференцию за мир с тем, чтобы посредством демилитаризации действительно превратить Тибет в подлинную зону мира. До проведения такой конференции и начала процесса демилитаризации и превращения Тибета в нейтральную зону Китай может иметь право оставить в Тибете ограниченный военный контингент исключительно в оборонительных целях.

В интересах создания атмосферы доверия, способствующей плодотворным переговорам, правительство Китая должно прекратить нарушения прав человека в Тибете и отказаться от политики переселения китайцев в Тибет.

Таковы вкратце наши соображения. Я понимаю, что многих тибетцев разочарует столь умеренная позиция. Вне всяких сомнений в ближайшие месяцы она вызовет множество дискуссий в нашем сообществе, как в Тибете, так и в изгнании. Но обсуждение - это важная и неоценимая часть любого процесса перемен. Я уверен, что наши предложения - это наиболее реалистичный способ возродить национальную самобытность и обеспечить соблюдение основополагающих прав тибетского народа, учитывая и интересы Китая. При этом я подчеркиваю, что каким бы ни был исход переговоров с Китаем, тибетский народ должен иметь право решающего голоса. Потому любое предложение должно содержать тщательно проработанный план общенародного референдума, на котором тибетцы смогут выразить свою волю.

Я хочу воспользоваться случаем, чтобы заявить, что не имею намерения активно участвовать в работе тибетского правительства. При этом, однако, я буду продолжать работать по мере сил ради благополучия и счастья всего тибетского народа столько, сколько это потребуется.

Мы готовы представить правительству Китайской Народной Республики предложение, основанное на тех соображениях, которые я только что изложил. Уже определен состав делегации, которая будет представлять тибетское правительство на переговорах. Мы готовы встретиться с представителями Китая, чтобы в деталях обсудить наше предложение, направленное на принятие взаимоприемлемого решения.

Нас воодушевляет живой интерес к нашей ситуации, проявляемый все большим числом государств и политических лидеров, включая бывшего президента США Джимми Картера. Мы также приветствуем недавние перемены, произошедшие в Китае, в результате которых к власти пришло новое, более прагматичное и либеральное руководство.

Мы призываем правительство и руководство Китая серьезно и внимательно рассмотреть те идеи, которые я сегодня изложил. Только диалог и желание посмотреть на положение дел в Тибете ясным и непредвзятым взглядом смогут привести к жизнеспособному решению тибетского вопроса. В основе нашего стремления к переговорам с правительством Китая лежит желание действовать в интересах всего человечества в целом. Исходя из этого, наше предложение будет сделано в духе примирения, и мы надеемся, что китайская сторона ответит нам взаимностью.

Благодаря своей уникальной истории и глубокому духовному наследию, Тибет, как ни одна другая страна, подходит на роль зоны мира в самом сердце Азии. Его исторический статус нейтрального буферного государства, поддерживающего стабильность всего континента, может быть восстановлен. Это поможет упрочить мир и безопасность не только в Азии, но и во всем мире. Тибет больше не будет оккупированной землей, подавленной с помощью военной силы, непродуктивной и напуганной страданием. Он может стать свободной гаванью, где человечество и природа живут в гармонии. Он может стать моделью созидательного снижения напряженности, возникающей во многих областях по всему миру.

Китайское руководство должно понимать, что сегодня колониальное управление оккупированными территориями - это анахронизм. Подлинный союз или объединение возможно только при наличии доброй воли и при соблюдении взаимных интересов заинтересованных сторон. Ярким примером тому является Европейское сообщество. И, наоборот, даже одна страна или сообщество может расколоться на две и более частей, если нет доверия, нарушается баланс интересов, а сила используется в качестве основного рычага власти.

В заключение я хотел бы обратиться к уважаемым членам Европейского парламента, а через них и к их избирателям, с особым призывом расширить поддержку, которую они оказывают нашим усилиям. Решение тибетского вопроса в рамках наших предложений принесет не только взаимную пользу тибетскому и китайскому народам, но и послужит миру и стабильности в этом регионе и во всем мире. Позвольте мне поблагодарить вас за предоставленную возможность поделиться с вами своими соображениями.

Перевод: Натальи Иноземцевой