Сохраним Тибет > Тайна заброшенного дацана
Тайна заброшенного дацана13 сентября 2007. Разместил: savetibet |
Дацан в селе Булуса Усть-Ордынского Бурятского автономного округа начали строить в начале 90-х годов прошлого столетия. Буддистскую святыню возводили в те годы всем миром, и благодаря упорству организаторов основной храм был готов в короткие сроки, практически за год. Но дальше бурно развернувшемуся строительству что-то помешало. Или кто-то. Местные жители уверены в том, что дацан вообще не должен был здесь появляться. Место, выбранное под строительство дацана, известно в Булусе как шаманское. Сооружение буддистского культа на месте другого культа, шаманского, могло бы разгневать духов, которым поклоняется местное население. Так ли иначе, на данном месте стали происходить странные вещи, и в итоге от строительства пришлось отказаться и перенести его на другое место.
Возрождение дацана До революции по Иркутской губернии насчитывалось около 20 крупных дацанов, не считая маленьких дуганов (молельных домов) и бродячих лам. Дацаны были практически в каждом районе. Самый ближайший от Усть-Орды дацан располагался в селе Алужино, в полутора десятках километров от столицы автономии. Он был построен на средства местных промышленников, владельцев скотобоен и винокурен, деньгами помогали и купцы II гильдии. Однако в 20—30 гг. Алужинский дацан был стерт с лица земли, как и множество других храмов. Святое место позже осквернили — построили ферму, и возводить на этой земле новый храм не представлялось возможным. В итоге на несколько десятилетий западные буряты были лишены возможности посещать буддистские храмы. Однако в начале 90-х годов началось возрождение храмов самых разных культов. В Усть-Орде за это дело принялся инициативный военный в запасе Иван Мануев. Иван Александрович ездил в Улан-Удэ, привез в Усть-Орду лам из Иволгинского дацана. Место расположения будущего дацана выбиралось тщательно. Земля, где раньше располагался Алужинский дацан, как вариант не рассматривалась из-за осквернения. Подходящее место нашлось в селе Булуса, в 5—7 км от Усть-Орды, на возвышенной солнечной равнине. Место казалось идеальным. Настоятель Усть-Ордынского дацана выбирал его по книгам. По проекту хотели построить большой дацан — целый комплекс буддистских сооружений. Здесь должны были появиться главный храм, большой центр по тибетской медицине, гостиница для приезжих, а также помещение для проживания лам. В дацане предполагалось обеспечить работой 50 лам самого разного уровня. Стройка началась в 1991 году. За год был построен основной храм, для его возведения на помощь привозили мастеров из Улан-Удэ. В строительстве помогали местные власти — администрация округа. Однако внезапно строительство прекратилось. Пару лет Булусинский дацан стоял бесхозным. Там даже сторожа не было. И естественно, на имущество, которому не нашлось хозяина, стали покушаться. Сняли крышу, срезали проводку, растащили дацан по мелочам. В голых стенах оставшегося первого этажа здания находили приют местные бомжи. — Закончилось финансирование, время тогда в стране было сложное, — размышляет Ринчиндоржо-лама, священнослужитель дацана, расположенного в Усть-Ордынском. — Второй этаж Булусинского дацана перевезли сюда, в Усть-Ордынский. Здесь, на пустыре, мы и собираемся строить новый дацан, который не получилось возвести в Булусе. Место это начитанное, вымоленное, местные жители его хорошо знают, сюда даже из области приезжают люди. Позже грабителей, разворовавших дацан, нашли. Известно, что судьба у них, по словам ламы, стала неустойчивой. Шаманское место заняли буддистским культом Между тем история с прекращением строительства Булусинского дацана неоднозначна и полна тайн. Ламы из Усть-Ордынского дацана в качестве основной причины остановки строительства называют недостаток денег и отдаленность буддистской святыни от местных жителей. Как булусинскому, так и усть-ордынскому населению трудно было бы добираться до дацана. Кто-то вынужденное прекращение строительства объясняет отсутствием у организаторов строительства упорства. Однако ни буддисты, ни шаманисты не отрицают версии вмешательства в дела людские шаманских духов. Дело в том, что выбранное настоятелем Улан-Удэнского дацана место под Булусинский буддистский храм население Булусы называет шаманским. — Это место шаманского культа называется барисан, — рассказывает Юрий Башланов, в прошлом руководитель Усть-Ордынского центра сохранения историко-культурного наследия. — По сей день местные жители, проезжая здесь, брызгают тарасуном или сыплют щепотку табака. В шаманских местах могла стоять сэргэ — коновязь, столб, к которому привязывали коня и где останавливались на время. Никаких культовых сооружений обычно на шаманских местах не строилось. Но на той возвышенности ничего не было. — Никто из нас мимо этого места не проедет, все знают, что это «барся», здесь надо побрызгать водкой, тарасуна ведь сейчас никто не делает. А если водки нет, так табаком надо непременно посыпать, — говорит жительница Булусы Марина. Лама, освящавший будущий дацан, скорее всего, знал об особенности выбранной им местности, однако у местных жителей о последствиях не спросил. — Здесь располагался шаманский тэйлок, собирались шаманы и проводили обряды, — говорит Ринчиндоржо-лама. — Также местные говорили, что здесь когда-то было старинное кладбище. В общем, место для дацана крайне неблагоприятное. Дацан появился бы, если б был нужен Исконно Усть-Орда была местом проживания западных бурят, которые с древних времен придерживались иной веры — шаманизма. Местное население искренне верит в то, что они находятся под охраной духов, и ежегодно в обязательном порядке проводят обряды. — Проведем обряды сначала дома, где живем, а потом едем в то место, где родились, там проводим родовые обряды. И весь год живем спокойно, — говорит Юрий Башланов. — Это с рождения впитано. Западные буряты традиционно были шаманистами, ими и остались. Все они убеждены, что от веры отказываться чревато — духи могут наказать. Ламы, прибывшие из Улан-Удэ поднимать в Усть-Орде буддистскую веру, понимают, что шаманская земля тяжело принимает другие культы. Жители Булусы считают, что если бы им нужен был дацан, он был бы построен. Между тем, после того как строительство дацана началось, неподалеку от места его расположения начали биться машины. А после того как лама посетил шаманское место, он умер через 40 дней. Позже на месте строительства побывал другой лама, с ним, по словам местных жителей, тоже что-то случилось. — Буддизм и шамаизм — два крыла одной птицы, — уверен Юрий Башланов. — Они друг друга не отрицают, но все-таки... Услугами буддизма, как правило, пользуются отчаявшиеся местные жители: ребенок заболел, близкий человек потерялся. Ведь когда случается горе, поверишь во что угодно, лишь бы помогло. Анна Блажко, «СМ Номер один». Фото автора |