Сохраним Тибет > Тибет по-московски
Тибет по-московски5 октября 2007. Разместил: savetibet |
6 октября в московском Доме кино состоится уникальный концерт. На одной площадке встретятся тибетские монахи из монастыря Гьюдмед (Индия), знаменитая тувинская группа «Хуун-Хуур-Ту» и всемирно известная певица Саинхо, которую называют волшебным голосом Тувы.
Это событие организовано в поддержку молебна о долголетии Далай-ламы XIV, который состоится в Дхарамсале 10 ноября этого года. В это же время там планируется провести «Фестиваль буддийской культуры России и Монголии», на который съедутся выдающиеся деятели искусств из Тувы, Калмыкии, Бурятии и Монголии. В дни этого фестиваля Его Святейшество Далай-лама впервые будет давать наставления группе паломников из России. Даже ходят слухи о том, что на фестивале выступит сам Борис Гребенщиков. Что добавляет событию значимости в глазах отечественной аудитории. Монахи Гьюдмеда приезжают в столицу не первый раз. Среди их почитателей – не только верующие буддисты, но и просто люди, интересующиеся историей и культурой Востока. Монахи в настоящее время подолгу работают в Калмыкии, Бурятии и Туве, помогая восстанавливать разрушенные буддийские святыни и создавать новые, дополнительно обучая монахов, проводя ритуалы и строя мандалы. Каждый из 4 монахов, как рассказали PRS организаторы концерта Юлия Жиронкина и Игорь Янчёглов, отлично владеет всеми ритуальными техниками монастыря, к каковым относятся построение песчаных мандал, скульптура из масла яка, ритуальный танец. Чтобы постичь эти и другие искусства, каждый монах учится денно и нощно не менее 15 лет! Несколько слов о личности этих необычных людей. Туптен Шакья – мастер ритуала, особенно силён в магических аспектах (хотя из скромности не любит говорить об этом). Тензин виртуозно играет на дунчене (огромная тибетская труба), а ещё обожает футбол и, когда есть возможность, с увлечением смотрит футбольные матчи по ТВ. Интеллектуал Церинг – знаток компьютера, один из лучших философов монастыря – не зря именно ему доверили продемонстрировать искусство дебатов перед самим Далай-ламой. Четвёртый монах, Лобсанг – один из лучших голосов монастыря. В 2004 году фестиваль «Тибет» посетили 30 тыс. москвичей, люди часами стояли в очереди за билетами. И вот у нас вновь есть шанс приобщиться к великой культуре Тибета хотя бы на один вечер, услышать знаменитое обертонное пение, которое без преувеличения можно назвать визитной карточкой Страны снегов. Горловое пение – вообще удивительная вещь, сила его воздействия на человеческие чувства поистине необъяснима. По легенде, эти звуки снизошли на основателя монастыря Гьюдмед во время уединённой медитации как голос божества Ямантаки – победителя смерти. В монастырских текстах такое пение сравнивается с "рокотом лавины, сходящей с заснеженных гор" или "стремительной горной рекой, перекатывающей камни". Уникальная техника гюке (именно её продемонстрируют монахи в субботу) вообще практикуется в единственном монастыре в мире! Помимо выступления тибетских монахов, организаторы предоставили нам возможность увидеть выступление ведущих исполнителей тувинского фолка, которые нечасто радуют нас своими концертами. Обидно, но за рубежом их знают гораздо лучше, чем в России. Участники группы «Хуун-Хуур-Tу», одни из самых известных исполнителей world music, опережали в чартах даже U2. Музыканты только что вернулись из длительного европейского турне: Испания, Германия, Австрия, Польша, Чехия, Франция... На Фестивале полифонического пения на Корсике в сентябре этого года их выступление, по свидетельствам очевидцев, было триумфальным. Уникальность стиля группы не только в виртуозном владении голосом и национальными инструментами, но и в умении сделать звучание народной музыки современным и актуальным, не используя при этом электроники. С помощью незатейливых традиционных инструментов артистам удаётся создать такую музыку и драйв, которые захватывают слушателя с первых нот и не отпускают на протяжении всего концерта. Недаром в свое время сам Фрэнк Заппа отложил все дела, чтобы записать «Хуун-Хуур-Ту», да и Роберт Фрипп проявлял интерес к их творчеству. Выдающимся событием является и участие в концерте тувинской певицы, саунд-поэта и сказительницы, гражданки мира Саинхо Намчылак. Еще в самом начале своей карьеры, не ограничиваясь собственно тувинской музыкой, она сосредоточила внимание на архаической музыке и музыкальных традициях народов Сибири и Дальнего Востока (коряков, нанайцев, бурят и др.), гастролировала по России и за рубежом в составе фольклорных коллективов. Позже певица принимала участие в различных авангардных и джазовых проектах. С начала 1990-х годов Саинхо живет и работает за рубежом. Выступала и записывалась со многими известными музыкантами: Петером Ковальдом, Эваном Паркером, Андреасом Волленвайдером, Ирене Беккер, Владимиром Тарасовым, Яном Гарбареком, Триллоком Гурту, выпустила несколько сольных альбомов. Ныне Саинхо работает в жанре импровизационной музыки, смело экспериментирует с электроникой и разными стилями, сочетая современные цифровые технологии с архаическими инструментами и приемами исполнения. Она непревзойденный специалист по архаическим песнопениям, вокальным практикам народов Сибири и российского Дальнего Востока. В одном из своих обращений Далай-лама XIV говорил: «Многовековые связи существовали между Тибетом и тремя буддийскими республиками России – Калмыкией, Бурятией и Тувой... Я искренне рад возможности вспомнить и восстановить эти существовавшие между нами исторические связи». Инициатива проведения фестиваля монголоязычных народов, в поддержку которых и организован концерт, принадлежит буддийским общинам Калмыкии, Бурятии и Тувы. Они, преодолевая многочисленные препятствия, возрождают религию и культуру своих народов, способствуя повышению их национального самосознания и самооценки, а также осознанию принадлежности ко всей богатой и многообразной культуре буддийского мира. Самобытная культура Тибета сейчас сохраняется в основном лишь усилиями тибетского сообщества, пребывающего в изгнании в Индии и, конечно, в первую очередь Его Святейшества Далай-ламы. По его недавним утверждениям, ответственность за ее сохранение в самом ближайшем времени должны взять Монголия и буддийские регионы России. В этой связи фестиваль и молебен имеет особое значение – это своего рода передача религиозной и культурной эстафеты с Тибета на просторы нашей страны. Это немалая честь и особая ответственность. Мы живем в уникальной стране, где тесно переплелись и многие века бок о бок сосуществуют разные народы и религии. Еще и поэтому нам так важно по-настоящему понимать, уважать и ценить друг друга. Источник: PRS.ru Екатерина Савельева Фото:Михаил Цельмс |